|
|
Обзор подготовлен
Мобильные технологии стали неотъемлемой составляющей бизнеса. Если еще несколько лет назад их использование было прерогативой топ-менеджмента, то сегодня iPad или Android-планшет доступен рядовому сотруднику. Разработчики ECM решений вынуждены подстраиваться под новые технологические реалии.
2011 г. прошел под знаком проникновения планшетных компьютеров в бизнес. Лидирует пока iPad, но планшеты на платформе Android также набирают популярность. Многие разработчики ожидают, что расклад сил на рынке мобильных приложений изменится с выходом Windows 8.
Все мировые вендоры ECM и все российские разработчики предлагают своим заказчикам мобильные решения. Основной фокус этих разработок на текущий момент — это вовлечение руководителей в оперативный контур управления, преимущественно посредством вынесения базовой функциональности СЭД по согласованию и утверждению документов на iPad. Версии для Android пока менее популярны.
Однако, следует учесть, что прошло всего лишь около двух лет с начала массового использования iPad и еще меньше со времени появления достойных предложений планшетов на Android. За это время бизнес-приложения надлежащего уровня просто не могли быть разработаны, поэтому потенциал развития мобильных решений в управлении бизнес-процессами и документами просто огромный.
В 2011 г. число смартфонов и планшетов превысило число обычных компьютеров. Ожидается, что к 2016 г. мобильных устройств будет в 3-4 раза больше, чем ПК.
Среди пользователей смартфонов возрастная группа 45 — 55+ лет составляет почти 30%. Это данные по США и Европе, которые могут быть аппроксимированы на и Россию. (По данным ComScore.)
79% Советов директоров отметили возрастающую роль ИТ в процессах работы совета; 28% крупных и 17% средних компаний используют iPad для проведения заседаний. (Deloitte Center for Corporate Governance.)
В мобильной революции Россия пока отстает от западных и азиатских стран. По оценкам «Билайн», проникновение смартфонов в бизнес составляет около 18%, тогда как в США этот показатель на уровне 40% (по данным Nielsen).
По оценкам компании i-Free, среди отечественных компаний в повседневной работе работе мобильными приложениями пользуется одно предприятие из 10 тыс., тогда как на Западе этот соотношение приближается к 1/100-1000.
Время, когда достаточно было выпустить мобильного клиента своей СЭД только для iPad и говорить, что у вас есть мобильное приложение, уже закончилось. Объективно в организациях используются самые разные планшеты и смартфоны, которые могут быть как закуплены самой компанией, так и принесены на рабочее место пользователями. Бизнес-приложения, такие как СЭД, должны работать на любом устройстве, независимо от его особенностей.
В связи с этим вендоры стоят перед дилеммой: продолжать разработку хотя бы под три самые популярные мобильные ОС — iOS, Android и Windows 8 и нанимать три команды программистов или выбирать решения для платформо-независимой разработки, которые уже появились на рынке (например, российская компания Octopod или ее западные аналоги). Третьей альтернативой является разработка веб-клиента на HTML5.
В первом случае достигается максимальное использование возможностей нативного интерфейса, что очень позитивно воспринимается пользователями. В случае использования промежуточной платформы красотой придется немного пожертвовать в пользу функциональности, но для бизнес-приложений это не слишком критично. Что касается веб-клиентов, то пока их возможности и удобство не дотягивают до уровня нативных приложений и они не обеспечивают работу в оффлайн, что крайне важно для СЭД.
Первая волна мобильных СЭД была нацелена только на руководителей. Это объяснялось тем фактом, что сначала iPad'ы появились у руководителей, как дань моде, введенной президентом Медведевым, и как следствие более высоких доходов. Корпоративные закупки начались позднее.
С другой стороны, разработчики СЭД еще не имели абсолютно никакого опыта в мобильных приложениях, и поэтому создание решений для узкого круга топ-менеджеров компенсировалось высокой стоимостью рабочего места, которая доходила до 30 тыс. руб. и выше.
Сейчас планшеты перестали быть привилегией руководства, и этот факт нельзя более игнорировать и продолжать разработку мобильных АРМов руководителей. Мобильная СЭД нужна всем категориям сотрудников, нужно только проработать соответствующие сценарии использования.
Проблема защиты информации остается основным сдерживающим фактором на пути более широкого использования мобильных устройств в бизнесе вообще и в СЭД в частности. Здесь следует признать, что со стороны СЭД это проблема решения не имеет, нужно ждать, когда «коллеги по цеху» закончат свою работу и выпустят на рынок решения по защите для мобильных устройств.
Дефицит кадров программистов и руководителей проектов по разработке мобильных приложений может оказаться серьезным сдерживающим фактором. По данным HeadHunter, за последние 4 года спрос на разработчиков мобильных приложений вырос в 14 раз и продолжает расти. Хороших специалистов часто переманивают, и нужно трезво понимать, что СЭД не является самым денежным сегментом.
Поэтому, скорее всего, дальнейшее развитие мобильных СЭД пойдет по пути партнерства или аутсорсинга. Эта тенденция уже заметна на рынке, она и дальше будет набирать силу.
Итак, требование рынка уже сегодня — это мобильная СЭД, которая работает на любом мобильном устройстве и поддерживает разнообразные пользовательские сценарии. Возможность использования электронной подписи является обязательным пунктом.
Что нас ждет завтра? Мобильность — это не только доступ к старой информации новыми способами. Мобильность необратимо трансформирует бизнес и общество, создает новые социальные паттерны и способы взаимодействия, что, несомненно, проявится в модернизации подходов к автоматизации бизнес-процессов в сторону большей автономности сотрудников в принятии решений и широкого использование горизонтальных связей вместо жесткой иерархии. Новые СЭД должны будут отражать эти способы организации взаимодействия людей.
Станислав Макаров