|
|
Обзор подготовлен
ECM, как технология, очевидно, достигла плато зрелости. Разумеется, это не означает остановки в развитии, но некоторые промежуточные итоги уже можно подвести.
Ничего драматического на рынке ECM за прошедший 2011 г. не произошло — идет плановая работа по внедрению технологий управления контентом. Тренды, которые заявили о себе ранее — мобильность, облака и социальные сети, продолжают доминировать и определяют перспективы развития всей ИТ-отрасли и ECM в том числе.
Но чтобы воплотить эти концепции в работающих продуктах и решениях, требуется время. И еще больше времени обычно требуется, чтобы клиенты перешли к практическому использованию новых продуктов.
По данным IDC, совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) мирового рынка ПО составляет примерно 7%, при этом мировой рынок ECM растет чуть быстрее — на 8% в год. Сокращение расходов на ИТ в целом, которое произошло в связи с кризисом, затронуло также и сегмент ECM. За это время компании во многом пересмотрели свое отношение к ИТ, так что возврата к высоким бюджетам начала нулевых годов по всей видимости ждать не стоит.
Согласно Gartner, показатели роста глобального рынка ECM в 2004-2007 гг. измерялись двузначными числами и прогнозировалось, что к 2008 г. рынок вырастет до $3,3 млрд. И действительно, в 2009 г. рынок ECM достиг объема в $ 3,5 млрд. (на фоне рецессии) и ожидается, что он будет и дальше расти на 10,1% в год до уровня в $ 5,7 млрд. к 2014 г.
Другие аналитики дают даже более оптимистичные прогнозы насчет будущего ECM. Достаточно консервативная оценка Gartner, возможно, обусловлена тем, что аналитики ранее не брали в расчет быстрый рост сегмента мобильных приложений для управления контентом и вклад в общую массу нишевых игроков, которые активно добавляют в свои пакеты новые инструменты, доступные ранее только от крупных вендоров.
По прогнозам аналитиков агентства Research and Markets, общий объем рынка ECM к 2014 году вырастет до $ 9,6 млрд. Этот рост будет обеспечен в основном за счет проникновения технологий ECM в средний и малый бизнес.
Их коллеги из Frost & Sullivan оценивают перспективы рынка ECM как более скромные (хотя и эта оценка выше, чем дает Gartner) и полагают, что к 2017 г. он достигнет объема $7,9 млрд., в то же время, характеризуя его как очень динамичный и быстро растущий.
Результаты исследования IDC по рынку ECM в России, проведенного по заказу компании «Логика Бизнеса 2.0» выявили интересные факты.
Прежде всего, радует, что Россия выделяется на общем фоне в положительную сторону: IDC сообщает, что весь российский рынок ПО растет на 15%, а ECM – даже на 23% в год. Это почти в 4 раза выше общемировых показателей.
Скорее всего, бурный рост ECM в России связан с реализацией масштабных программ информатизации в госсекторе и активным строительством электронного правительства, что показывает и перемещение России сразу более чем на 30 позиций вверх в рейтинге ООН.
«Большая четверка» традиционных лидеров ECM сохраняет свои позиции. Это EMC Documentum, IBM FileNet, Open Text и Oracle. Нельзя обойти вниманием и Microsoft SharePoint, который тоже обосновался в лидерском квадрате.
Общий состав участников квадрата почти не меняется. Была добавлена только одна новая компания - Software Innovation, которая специализируется на управлении композитными ECM-приложениями. И две компании были исключены, это Autonomy и Xythos Software, потому что перестали отвечать критериям выборки.
Из представителей клана СПО в магический квадрат регулярно попадает только Alfresco.
Магический квадрат поставщиков ECM-решений
Источник: Gartner, 2011
Всего в магическом квадрате анализируется 21 компания — поставщик ECM-решений. Из них активно ведут бизнес в России IBM, Microsoft, Open Text и EMC.
Oracle хоть и демонструет некоторую активность на поле ECM, но она несопоставима с потенциальными возможностями этого гиганта софтверной индустрии. Немецкая компания Saperion представлена в России давно, но широко неизвестна. Компании Xerox и Adobe работают в России, однако направление ECM на нашем локальном рынке не развивают.
Конечно, приятно отметить, что все четыре западных вендора, работающих в России, - это лидеры рынка ECM. Однако среди нишевых решений есть много интересных, которые могут удовлетворить специфические потребности клиентов порой и лучше лидеров. К сожалению, уже много лет мы не наблюдаем появления новых вендоров ECM на российском рынке.
По данным Gartner за 2011 г., основные доли мирового пирога доходов от продаж ECM поделили между собой IBM, Open Text, EMC, Microsoft, Autonomy, Oracle.
Крупнейшие игроки мирового рынка ECM
Доля рынка | Изменение за год | |
IBM | 18,20% | -1,70% |
Open Text | 17,90% | '+12,80% |
EMC | 11,60% | -1,30% |
Microsoft | 5,90% | |
Autonomy | 5,50% | |
Oracle | 5,30% | |
другие | 35,60% |
Источник: Gartner, 2011
Наиболее агрессивно себя ведет Open Text, которая не только наращивает объем продаж, но также продолжает поглощать другие компании, тогда как остальные лидеры несколько снизили свою активность. Такие успехи канадской компании в значительной мере обусловлены удачным деловым альянсом с немецким гигантом рынка ERP – компанией SAP, которая фактически продвигает продукты Open Text.
Технология ECM включает много компонент, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рынок или работать вместе с другими. Важно заметить, что многим организациям не нужны все компоненты, входящие в экосистему ECM. Также многие из этих технологий имеют пересечение по своим функциональным возможностям. Поэтому важно при формировании ECM-стратегии организации выбрать те компоненты ECM, которые покрывают ее реальные потребности в управлении контентом в долгосрочной перспективе.
Экосистема ECM включает следующие технологии: Управление цифровыми активами, Digital Asset Management (DAM) тесно связанную с ней управление медиа-активами, Media Asset Management (MAM), управление документами, Document Management (DM), управление бизнес-процессами, Business Process Management (BPM), управление веб-содержимым,Web Content Management (WCM), управление записями (или управление официальными документами), Records Management (RM), управление цифровыми правами, Digital Rights Management (DRM), аналитику и бизнес-интеллидженс, Analytics & Business Intelligence (BI), средства коллективной работы масштаба предприятия, Enterprise Collaboration (включая Social Media) и быстро растущий сегмент управления мобильным контентом, Mobile Content Management Systems (MCMS).
Станислав Макаров