|
|
Обзор подготовлен
Как глобальные компании решают широкий спектр задач, связанных с управлением онлайн-ресурсами, начиная от увеличения входящего потока посетителей на сайт за счет оптимизации цифровых кампаний и до расширения воронки продаж? Какие возможности существуют для повышения эффективности онлайн- и оффлайн- взаимодействия с клиентом и централизованного управления множеством сайтов?
Российский рынок цифровых продаж (e-commerce) стремительно развивается. По данным аналитического агентства Data Insight, в 2011 г. он вырос на 30% и составил $10 млрд. Эксперты Colliers International предсказывают, что до конца 2012 г. он увеличится еще на 18-22%. Вступление России в ВТО, по прогнозам Агентства Передовых Информационных Технологий, еще больше подстегнет темпы роста (до 47%), но при этом снизит входные пошлины и откроет наш рынок для новых западных игроков, уже сейчас работающих в условиях принципиально другого уровня конкуренции за онлайн-клиентов. По статистике "ТКБ Капитал", объем электронных продаж только в США в 2011 г. составил $200 млрд. Чтобы сохранить и увеличить свою долю на рынке, российским компаниям необходим существенный рост качества работы с клиентом и соответствующие ИТ-инструменты.
Появление новых инструментов для управления онлайн-бизнесом почти всегда означает увеличение нагрузки на ИТ-департамент, часто и без того работающий в очень напряженном ритме. Причем обычно объем работы не уменьшается после этапа внедрения, а плавно перетекает на все последующие, ведь бизнес-пользователям (маркетологам, PR-менеджерам и другим специалистам, отвечающим за развитие сайта) регулярно нужны оперативные изменения, поддержка текущей деятельности, дополнительные настройки. Можно ли внедрить передовые ИТ-инструменты, позволяющие компании увеличить объемы продаж, и при этом делегировать их поддержку самим пользователям, которые далеки от ИТ? Да, можно. Именно так все чаще поступают в Европе и США.
В условиях конкуренции за онлайн-клиентов важно, во-первых, быстро реагировать на вызовы рынка, а значит, иметь возможность оптимизировать процессы создания и публикации онлайн-контента (сократить time-to-market), а во-вторых – предлагать максимально персонализированный контент для увеличения конверсии посетителей в потребителей. Первую задачу, связанную с публикацией и управлением контентом, с некоторыми дополнениями можно решить с помощью CMS-систем. Для конверсии на основе персонализации существуют отдельные решения из области цифрового маркетинга (Digital Marketing), основанные на анализе поведения онлайн-пользователей и их индивидуальном сопровождении в процессе совершения целевого действия на сайте (например, покупки в случае интернет-магазина).
Собственная разработка vs западное решение
EPAM Systems разработала собственную CMS (2003 г.), которая успешно решала задачи крупных западных клиентов. В 2004 г. проект для LasVegas.com на основе EPAM CMS вошел в число 12 лучших ИТ-проектов мира. И все же, несмотря на успехи, EPAM была не готова к дальнейшим инвестициям в развитие продукта и приняла решение предлагать клиентам более зрелые системы управления контентом, лучше отвечающие вызовам рынка. Несколько лет спустя собственный сайт компании был переведен на платформу Adobe CQ, что позволило сократить команду поддержки в 3 раза. И это при том, что EPAM – технологическая компания, а сайт используется для привлечения и информирования клиентов, а не для непосредственных продаж.
На рынке (особенно западном) существует множество различных производителей решений для онлайн-бизнеса. Подход «лучший в своем классе» (best-of-breed) при выборе приложения может дать быстрый эффект для небольших компаний, но для среднего и крупного бизнеса влечет существенные интеграционные и имплементационные расходы в силу технологической разницы решений. Поэтому именно комплексные решения, объединяющие возможности CMS-платформ и решений Digital Marketing, дают наиболее ощутимую выгоду компаниям, готовым серьезно инвестировать в онлайн-направление.
Одно из очень немногих комплексных предложений для онлайн-бизнеса принадлежит Adobe. В 2010 г. компания приняла решение об инвестировании в Digital Marketing и развитии этого направления и пошла по естественному пути приобретения лидеров рынка с дальнейшей интеграцией решений. Первое было сделано за счет покупки компаний Omniture, Day Software, Efficient Frontier, Context Optional и некоторых других, а второе – за счет стратегического подхода к созданию единого комплексного решения, именуемого Digital Marketing Suite.
Adobe Digital Marketing Suite состоит из целого ряда модулей, реализующих различные задачи. Это решение спроектировано в соответствии с современными потребностями крупных, динамично меняющихся бизнесов. В его основе лежат такие принципы, как отделение задач маркетинга от задач ИТ, поддержка единого опыта заказчика по многим каналам (веб, мобильные устройства, электронная почта, оффлайн), многоязычность, персонализация контента, возможности точной и глубокой аналитики, работа с социальными сетями, динамическая оптимизация всех каналов для повышения качества обслуживания и увеличения продаж.
Отделение задач маркетинга от ИТ дает возможность маркетологам управлять сайтом и онлайн-кампаниями самостоятельно, без привлечения ИТ-специалистов. Решение «разговаривает» с маркетологом на одном языке, в терминах бизнес-метрик, управление им интуитивно понятно. Такие действия, как публикация контента, внесение изменений, запуск кампаний, настройки поиска и рекомендаций, добавление фото- и видео-контента, осуществляются с помощью, например, перетаскивания (drag-and-drop) элементов на рабочем столе, простого редактирования текстовых полей, удобных графических инструментов.
Для создания и настройки отображения цифрового контента для различных типов устройств доступа (смартфона, планшета, мобильного телефона, настольного компьютера) существует отдельный инструментарий. Не требуют внимания ИТ-департамента даже такие, казалось бы, сложные каталоги, где пользователь, например, на страничке социальной сети может посмотреть товар с разных ракурсов, повернуть его кликом мыши, посмотреть в разных цветах или фактурах.
Возможность изменения страниц простым перетаскиванием мышкой с помощью инструментов Adobe
Единый контент-репозиторий значительно упрощает одновременную поддержку множества сайтов: достаточно один раз поменять сообщение, чтобы изменения отразились на всех связанных ресурсах. Все это позволяет существенно ускорить вывод на рынок новых продуктов и услуг, увеличивает скорость реакции бизнеса на требования рынка, высвобождает ИТ-ресурсы и позволяет маркетологу сосредоточиться на бизнес-задачах.
EPAM Systems – пример работы с множеством сайтов
Сеть заказчика насчитывает более 90 роскошных отелей в 35 странах мира. У каждого отеля есть свои онлайн-ресурсы, и для эффективного и оперативного управления ими в масштабах компании нужна была возможность маркетологам самостоятельно вносить изменения и даже создавать сайты с учетом локальной специфики и единого бренд-кода. Специалисты EPAM разработали все необходимые шаблоны, обеспечили интеграцию множества внутренних и внешних систем (в т.ч. системы бронирования), доступ к социальным сетям. Результат – более 4 тысяч постоянно обновляемых страниц через
8 месяцев после начала работы и первое место в рейтинге L2 (ведущее отраслевое рейтинговое агентство) в категории «Бренды отелей – цифровое IQ».
При обсуждении разделения задач маркетинга и ИТ частично уже было сказано о поддержке разных устройств доступа, или мультиканальности. Решение Adobe автоматически распознает интерфейс, по которому пользователь попадает на сайт (настольные компьютеры, мобильные устройства и т.д.), и адаптирует параметры отображения контента именно под этот канал, обеспечивая тем самым постоянство бренда в глазах клиентов и удобство для конечных пользователей.
Поддержка множества языков – один из очень востребованных аспектов решения. Людям нравится, когда с ними говорят на их родном языке, и компании с мультирегиональным присутствием, делающие ставку на качество обслуживания, стараются предоставить своим клиентам такую возможность, одновременно повышая доступность и привлекательность своих продуктов и услуг.
Принцип персонализации служит, по сути дела, универсальным ответом на главный вопрос любого бизнеса – как больше заработать? Эксперты связывают рост продаж с привлечением новых посетителей, работой над конверсией, увеличением частоты покупок со стороны уже существующих клиентов и повышением стоимости корзины за счет up- и cross-sells. Решение Adobe предлагает инструменты для поддержки всех этих задач на каждом этапе взаимодействия с клиентом за счет персонального сопровождения.
Adobe Systems – примеры статистики
KPMG (ЕС) – один из четырех крупнейших аудиторов мира
$1,5 млн. экономии за счет консолидации усилий и отказа от разработки заказных приложений в первый год после внедрения
Scottrade (США) – инвестиционная онлайн-компания
20% рост конверсии за счет правильного «приземления»
15% экономии времени на управление кампаниями
30% увеличение просмотров страниц за посещение
Under Amour (США) – производитель спортивной одежды
300% рост посетителей, вернувшихся за покупкой
$200 тыс. прибыли по переходам из Facebook
UniCredit (ЕС) – ведущий европейский банк
60% увеличение конверсии
70% рост клиентов по результатам PPC-кампаний
43% экономии издержек на посетителя в первый год
В частности, на этапе запроса пользователя в поисковиках (Яндекс, Google) Adobe дает возможность правильного «приземления» (перехода именно на ту страницу сайта, которая соответствует первоначальному запросу), показа рекомендаций («с этим товаром обычно покупают») и дополнительных предложений по теме запроса.
На этапе формирования списка ключевых слов для SEO-кампаний Adobe предлагает использовать портфельный подход к инвестициям в SEO и автоматизировать связанные с ним процессы. Система сравнивает и выявляет наиболее успешные варианты ключевых слов, а затем предлагает их для использования, тем самым позволяя эффективно управлять бюджетом на SEO-продвижение сайта и одновременно высвобождая маркетинговые ресурсы для решения других задач развития бизнеса.
На этапе поиска есть возможность настроить его алгоритмы, отталкиваясь не только от каталога, но и от бизнес-показателей (например, понимания, какой товар или услугу выгоднее продать), добавить автозаполнения, подбор вариантов по запросу посетителя с учетом, например, сезонности, времени суток или региона, задать дополнительные условия выбора (размер, цвет и т.п.). Такое сопровождение позволяет существенно увеличить конверсию посетителей в клиентов.
Adobe Systems – пример анализа неудачной конверсии
Компания Under Armour, американский производитель спортивной одежды, автоматизировала анализ отказов от покупки выбранных товаров и настроила генерацию специальных предложений на электронную почту несостоявшимся покупателям. Это увеличило возвраты посетителей с последующими покупками на 300%.
Персонализация тесно связана с аналитической составляющей. Именно аналитические инструменты позволяют выявить значимые для бизнеса сегменты пользователей на основе собираемых и вычисляемых переменных (возраст, время входа, браузер, вход по результатам электронной переписки или по прямой ссылке и т.п.). Сегменты используются для персонификации и таргетирования контента.
Примером сегмента может быть категория вечерних посетителей старше 35 лет, зашедших изначально на сайт с корпоративной страницы компании на Facebook. Задачей аналитика является выделение закономерностей, влияющих на бизнес компании и выдача рекомендаций по улучшению бизнеса. Аналитический инструментарий Adobe обеспечивает точную оценку собираемых параметров практически в реальном времени и дает возможность получения произвольных срезов данных. Вариантов анализа может быть достаточно много, важно, что они привязаны к показателям эффективности конкретной компании, а значит, их результаты помогают оптимизировать маркетинговый бюджет и инвестировать именно в те инструменты, которые оказывают максимальное влияние на аудиторию.
Отличие инструментов Adobe от повсеместно используемых решений Business Intelligence заключается, прежде всего, в возможности анализа онлайн-поведения пользователей. Понимание поведения заказчика на сайте (его перехода по страницам, добавлений и извлечений продуктов из корзины) может дать бизнесу гораздо больше информации для оптимизации, чем просто факт продажи, зафиксированный во внутренних CRM-системах.
Анализ потоков посетителей на страницах сайта в Adobe Discover, одном из аналитических инструментов Digital Marketing Suite
В последнее время социальные сети все чаще рассматриваются как площадка для бизнеса. Компаниям важно иметь инструмент, с помощью которого они смогут создавать контентно-насыщенные страницы в социальных сетях, оценивать влияние онлайн-сообщества, отдельных блоггеров и персоналий, а также отдельных высказываний на выбранные параметры бизнеса и доход организации.
Digital Marketing Suite дает эти возможности, а также возможность управлять всеми собственными ресурсами в социальных сетях и запускаемыми кампаниями централизованно, реализуя единую стратегию маркетинга. Adobe является первой компанией, получившей доступ ко всем четырем API Facebook, позволяющим получать полную аналитику активностей и управлять собственными ресурсами. На сегодняшний день решение Adobe собирает все доступные данные из Facebook и Twitter, а также различных блогов, форумов, досок объявлений и других популярных сайтов, таких как YouTube.
Оценка воздействия активностей в социальных сетях на бизнес компании в Adobe Social, одном из аналитических инструментов Digital Marketing Suite
Некоторые заказчики EPAM Systems в Digital Marketing
Аукционный дом Sotheby’s
Международная сеть гостиниц класса «люкс»
Европейский автомобильный бренд
Мировая сеть кофеен
Всемирно известный американский журнал
Один из популярнейших телеканалов США
Еще одна исключительная возможность Adobe Digital Marketing Suite, в некотором смысле, опережающая текущие потребности рынка, – это возможность использовать оффлайн-данные о пользователе (например, привязанные к дисконтной карте или профилю клиента, информацию call-центра) при онлайн-авторизации, показывая этому клиенту при входе на сайт предложения, соответствующие его интересам. Получается, что пользователь, попадая на сайт, сталкивается с персональным уровнем обслуживания очень хорошего магазина и даже лучше, потому что продавцы в нем никогда не меняются, не уходят в отпуск, помнят даже единичные покупки и всегда готовы оказать услугу или предложить нужный товар. А сами предложения соответствуют ожиданиям пользователя, поскольку известна вся история его покупок и даже интересов, предпочтений и рекомендаций его друзей в социальных сетях.
Все описанные принципы и возможности кажутся, на первый взгляд, очень естественными и очевидными, хотя за этой внешней легкостью стоит комплексный подход к оптимизации бизнеса, вовлекающий источники не только онлайн, но и оффлайн-информации, а также серьезная работа по имплементации такого решения в существующие бизнес-системы. Но в этом и заключается главная ценность решения Adobe и усилий по его интеграции, что в результате они позволяют специалистам маркетинга забыть об ИТ-технологиях, сосредоточиться на бизнес-метриках и получить ощутимые результаты в виде роста онлайн-продаж. Специалисты ИТ-департамента, в свою очередь, могут оценить преимущества внедрения гибкого и масштабируемого инструмента, а также существенной экономии ресурсов на этапе промышленной эксплуатации.
Как видим, направлений и возможностей для развития онлайн-направления с помощью инструментов цифрового маркетинга очень много. Какие конкретно выгоды получит при этом бизнес, зависит от множества факторов – от специфики каждой отдельной компании, поставленных целей и, конечно, выбора стратегического партнера для решения комплекса поставленных задач.
Андрей Суслов, Юрий Овчаренко