|
|
Обзор подготовлен
Вице-президент по направлению систем ЭДО компании Cognitive Technologies Леонид Алдошин считает, что в условиях стремительно меняющейся бизнес-среды современная СЭД должна обладать такой степенью гибкости в настройке и администрировании, чтобы вносить изменения в организационные бизнес-процессы могли сами сотрудники организации, без привлечения внешних программистов.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса российского бизнеса, госучреждений на системы электронного документооборота за последние два года?
Леонид Алдошин: Рынок рос стабильными темпами. Высокий спрос наблюдался со стороны крупных компаний, которые столкнулись с невозможностью реализации всех требуемых задач с использованием имеющейся СЭД и приняли решение внедрять более мощные системы. Более того, нередки случаи, когда, осуществляя проекты по внедрению системы "Е1 Евфрат" в крупных компаниях, мы с удивлением обнаруживали, что до этого в организации вообще не использовался электронный документооборот в каком бы то ни было виде, все было на бумаге. В лучшем случае применялась простейшая самописная система.
Сейчас эта ситуация меняется – большинство топ-менеджеров крупных компаний уже осознали потенциал повышения эффективности деятельности с помощью автоматизации документооборота и бизнес-процессов. Сейчас очередь за средним бизнесом. И следует отметить, что со стороны этого сегмента сейчас наблюдается повышение интереса к СЭД. В последние два года этот сегмент не был основным генератором спроса, но мы уверены, что в ближайшие 1–2 года ситуация коренным образом изменится.
Отдельный сегмент рынка – это госучреждения. В прошлом году мы наблюдали резкий рост спроса на системы электронного документооборота, поддерживающие стандарты СМЭВ. Это связано с тем, что с 1 июля этого года все федеральные и муниципальные органы исполнительной власти должны начать использовать СМЭВ для межведомственного обмена данными. Однако сроки по реализации данного проекта в значительной части регионов соблюдены не были, поэтому в ближайшее время госорганизации будут наверстывать упущенное. Это говорит о том, что рост спроса на поддерживающие СМЭВ СЭД будет продолжаться еще минимум год.
В целом, если говорить о цифрах, по нашим оценкам спрос на системы электронного документооборота среди российского бизнеса и госучреждений вырос за последние два года на 50% и 60% соответственно.
CNews: Как финансовые результаты компании коррелируются с динамикой рынка?
Леонид Алдошин: Согласно многочисленным рейтингам и исследованиям, СЭД "Е1 Евфрат" от Cognitive Technologies является одним из крупнейших игроков на российском рынке. Поэтому наши финансовые показатели особо остро реагируют на динамику спроса. В целом за последние два года показатели выручки и чистой прибыли от реализации лицензий СЭД, а также от оказания сопутствующих услуг росли на 15–20% быстрее рынка. Также следует отметить, что сейчас СЭД "Е1 Евфрат" является флагманским продуктом нашей компании (помимо СЭД, Cognitive Technologies также известна своими решениями в области распознавания и сжатия документов, массового ввода данных, электронных архивов, а также системами электронных торгов и нормативно-справочной информации) и приносит нам около 25% выручки.
CNews: Каковы приоритеты заказчиков при выборе СЭД?
Леонид Алдошин: Для заграничных заказчиков, на мой взгляд, первым пунктом в списке приоритетов является качество самого продукта, за ним уже следуют цена, опыт успешных внедрений и известность компании производителя. На отечественном рынке ситуация немного иная – в первую очередь заказчик обращает внимание на цену. На втором месте в списке приоритетов российских клиентов находится известность компании-производителя. И затем уже следуют качество самого продукта и опыт успешных внедрений.
CNews: Какими конкурентными преимуществами должно обладать современное решение?
Леонид Алдошин: В первую очередь системы электронного документооборота должны поддерживать работу с действительно большими базами данных. А также обладать такой степенью гибкости в настройке и администрировании, чтобы вносить изменения в организационные бизнес-процессы могли сами сотрудники организации, без привлечения внешних программистов. Это очень важно в условиях стремительно изменяющейся бизнес-среды, которую мы можем наблюдать в наши дни.
Также важным преимуществом современной СЭД является наличие совместимого со всеми мобильными операционными системами мобильного клиента, причем обеспечивающего возможность не только согласования документов и выдачи поручений (многие СЭД, к сожалению, реализовали в своих мобильных версиях только этот функционал), но и создания новых документов, запуска их по стандартным маршрутам, а также создания собственных маршрутов обработки документов.
CNews: Существует ли отраслевая специфика требований к СЭД?
Леонид Алдошин: На рынке существует достаточно решений в области электронного документооборота для конкретных отраслей. Однако, на мой взгляд, современная СЭД должна быть настолько гибкой и обладать настолько мощными инструментами настройки и описания бизнес-процессов, чтобы приведение системы к тем или иным отраслевым требованиям могло быть осуществлено на уровне специалистов заказчика. Соответственно, чем сильнее развиты инструменты настройки и кастомизации системы, тем меньше она привязана к конкретной отрасли.
Например, в рамках нашей системы "Е1 Евфрат" мы не выпускаем массовых отраслевых конфигураций. Мы считаем, что система в том виде, в котором она есть, может быть успешно внедрена в любой организации вне зависимости от сферы деятельности. И эта позиция подтверждается мнением наших клиентов.
CNews: Как меняются требования к функционалу СЭД?
Леонид Алдошин: С каждым годом бизнес выдвигает все более высокие требования к СЭД. Основная часть этих требований касается информационной безопасности, скорости работы, гибкости в настройке и описании бизнес-процессов, а также мобильности системы. Также важно отметить значительный рост спроса на СЭД, поддерживающие функционал BPM-систем. И это вполне логично, так как современные СЭД, обладающие возможностями точного описания даже самых сложных бизнес-процессов, могут успешно выступать в качестве системы автоматизации бизнес-процессов.
CNews: Как вы, в ответ на требования рынка, развиваете/намерены развивать ваши решения?
Леонид Алдошин: Гибкость системы и широкие возможности по настройке и кастомизации, наличие мобильного клиента, совместимого со всеми типами мобильных устройств, а также усиленный контур информационной безопасности являются признанными конкурентными преимуществами системы "Е1 Евфрат".
Что касается развития функционала BPM-системы, то и здесь мы достигли значительных успехов – более 85% пользователей Е1 используют систему не только для автоматизации документооборота, но и для автоматизации бизнес-процессов.
В наших планах – усиление этих преимуществ, развитие таких модулей системы, как "Продажи", "Кадры", "Управление проектами", а также повышение быстродействия системы.
CNews: По вашему мнению, какую динамику покажет российский рынок СЭД в ближайшие 2–3 года?
Леонид Алдошин: По нашему мнению, в ближайшие 2–3 года динамика роста рынка СЭД составит 20–25% ежегодно. При этом значительно усилиться конкуренция среди ведущих игроков рынка, а пороговая планка входа на этот рынок сильно повысится.
CNews: На какой рост выручки рассчитывает руководство компании в 2012 году?
Леонид Алдошин: Мы прогнозируем увеличение выручки на 40–45%.
CNews: Какие новые тренды могут появиться на рынке систем документооборота в среднесрочной перспективе, по вашему мнению?
Леонид Алдошин: На мой взгляд, главным трендом в ближайшие два-три года станет рост спроса на облачные решения. Сейчас это очень популярно на Западе, но уже наблюдается спрос и со стороны российских заказчиков. Мы, со своей стороны, готовы предоставить своим клиентам SaaS-решение на базе "Е1 Евфрат".
CNews: Спасибо.