|
|
Обзор подготовлен
Руководитель отдела продаж компании DIRECTUM Михаил Шухардин рассказал CNews о проблемах в построении электронного правительства и первых шагах его компании в США, а также объяснил, почему российскому рынку CЭД/ECM не грозит этап консолидации.
СNews: По вашей оценке, насколько быстро растет рынок СЭД/ECM-cистем?
Михаил Шухардин: Особенностью 2011 года стало большое количество проектов по автоматизации госуслуг, а это существенный прирост рынка. Общий рост, на наш взгляд, можно оценить в 15–25%. Долю DIRECTUM, по различным оценкам, можно определить как 25–30% по всем новым проектам в России.
CNews: Насколько серьезна конкуренция между российскими и зарубежными компаниями на рынке СЭД/ECM?
Михаил Шухардин: Зарубежные участники рынка представлены в секторе крупных проектов, в то время как отечественные вендоры свободно чувствуют себя во всех секторах – от малого бизнеса до корпораций. Связано это, на мой взгляд, с тем, что для продвижения продукта на "чужой" рынок необходима его локализация под специфику бизнеса, создание интересных для рынка бизнес-решений, а также построение партнерской сети. Это требует серьезных затрат, доступно лишь крупным вендорам и целесообразно как раз на крупных проектах. Если же говорить об успехе российских вендоров на зарубежных рынках, то пока компании делают первые шаги, их результаты будут заметны чуть позже.
CNews: Ждет ли российский рынок СЭД/ECM этап консолидации через слияния и поглощения? Когда это произойдет?
Михаил Шухардин: Если говорить про сложившийся тренд поглощения стартапов крупными игроками с целью завладеть технологией, то на российском ЕСМ-рынке не так много начинающих компаний, обладающих уникальными технологиями. Основные игроки – средние и крупные компании, ценность которых составляет не только продукт, но и технологии разработки и внедрения, а также опытные кадры. Априори нет большого смысла поглощать конкурента, так как придется поддерживать и развивать еще одну линейку продуктов, что заставит конкурировать продукты одной компании между собой. Для крупных международных вендоров российские игроки также могут показаться довольно неоднозначными претендентами на поглощение, так как их продукт востребован, по большей части, на ограниченном числе рынков – Россия и другие страны СНГ.
CNews: Представители каких отраслей являются основными заказчиками системы DIRECTUM?
Михаил Шухардин: Сейчас среди наших заказчиков более 1200 компаний, представляющих практически все отрасли экономики. При этом, в связи со спецификой бизнеса клиентов, мы традиционно уделяем особое внимание внедрению решений для топливно-энергетического комплекса, банковской сферы, государственных учреждений. Такие проекты требуют особого подхода, а накопленный опыт позволяет учесть все особенности внедрения в конкретной отрасли. Также в последние годы можно отметить высокий спрос на систему со стороны предприятий химической промышленности, торговых предприятий, ВУЗов.
Если говорить о масштабах бизнеса, у нас есть успешный опыт автоматизации крупных компаний со сложной структурой управления, но при этом мы не забываем и про растущие компании сектора СМБ с гибкими и мобильными подходами к ведению бизнеса.
CNews: Насколько много среди ваших заказчиков представителей госструктур? Каковы, на ваш взгляд, достижения и препятствия на пути построения e-government в России?
Михаил Шухардин: Как уже было сказано, спрос госструктур на ECM-решения за последнее время очень вырос. Мы традиционно уделяем таким проектам особое внимание, этим занимается выделенное направление в рамках компании. В 2011 году получили развитие проекты в правительствах Тюменской области, Удмуртской республики, а также Ярославской области. Последнее решение получило заслуженную награду в рамках форума "Инфодокум-2012". И если по итогам аналитических исследований 2010 года доля госструктур среди наших клиентов составляла 13%, то можно ожидать увеличения этого сегмента в связи с расширением доли госсектора в проектах рынка и укреплением позиций DIRECTUM.
Если говорить о существующих трудностях автоматизации в госсекторе, то в проектах по переводу госуслуг в электронный вид и реализации сервисов получения данных из СМЭВ или предоставления данных в СМЭВ возникают как организационные, так и технические проблемы. В организационном плане мы пока не видим положенную "на бумагу" архитектуру с описанием всех нюансов и тонкостей, необходимых для выполнения наших работ. С одной стороны, архитектура есть, как есть и специалисты, которые ее разрабатывали и реализуют пилотные проекты, с другой стороны – эти специалисты не всегда доступны для консультаций, а их знания и опыт не всегда документированы. Также мы видим жесткие сроки со стороны нормативных актов, не обеспеченные ресурсами, технически. Технические вопросы зачастую напрямую исходят из оргвопросов, когда трудозатраты и сроки могли бы быть серьезно сокращены за счет четких правил и методик работы разработчиков и консультантов.
Кроме этого, у ряда заказчиков мы видим недоверие на первых стадиях знакомства. На рынке встречаются поставщики товаров и услуг, которые объявляют, что за определенные деньги могут сделать любые работы. При этом они не вникают в предметную область, в подготовку ресурсной базы с соответствующими компетенциями. После общения с представителями подобных компаний у заказчиков может возникнуть недоверие ко всем предложениям, поэтому нам приходится дополнительно обращать внимание на глубину экспертизы компании и опыт наших специалистов.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах, реализованных вашей компанией в 2011 году.
Михаил Шухардин: Помимо уже упомянутых проектов в госорганах, можно назвать проекты в компаниях OCS Distribution, "СИБУР – Русские Шины", ставшие победителями в конкурсе DIRECTUM Awards, проект в "ТНК-Нягань", а также большое количество успешных партнерских проектов: "Штокман Девелопмент АГ", "Русский продукт", "TNS Россия" и другие.
Здесь можно выделить два направления развития – внедрение подходов, характерных для классических СЭД (канцелярия, электронный архив документов, их согласование), как в рамках новых проектов, так и в процессе развития старых, а также решение бизнес-задач за пределами классических СЭД.
CNews: Есть ли у вас проекты, реализованные за пределами России и СНГ?
Михаил Шухардин: В настоящее время мы начали работу на рынке США и уже заключено соглашение между компаниями Directum и Orienge о стратегическом партнерстве с целью создания, продвижения и внедрения ECM-системы на рынке США. Основным направлением бизнеса компании Orienge является консалтинг, разработка и внедрение технологий Enterprise Content Management в северо-американских компаниях. В 2011 году Orienge разработала и представила свой продукт по управлению корпоративным контентом – ECM-систему Conterra, созданную на платформе IS-Builder, на которой строятся и все продукты компании DIRECTUM.
Сотрудничество DIRECTUM и Orienge не ограничивается продвижением продукта на американский рынок, есть еще технологическое и, если хотите, "интеллектуальное" партнерство, когда стороны обмениваются идеями, наблюдениями по рынкам двух стран. Со своей стороны компания DIRECTUM оказывает компании Orienge приоритетную методическую и информационную поддержку.
CNews: Каковы ваши планы на российском рынке?
Михаил Шухардин: Сейчас компания имеет серьезный пул заказов, система DIRECTUM достаточно давно зарекомендовала себя на рынке и укрепляет позиции в различных регионах страны. Политика компании предполагает усиление нашего присутствия в ЮФО, ЦФО и других регионах за счет развития партнерской сети. Своим партнерам мы предлагаем проекты под их развитие, уже сейчас это и небольшие, и серьезные масштабные проекты. В целом политика работы с партнерами также предусматривает развитие компетенций по внедрению, обучению, а также разработке собственных решений на основе DIRECTUM. Все это позволяет укрепить нашу партнерскую сеть, которая насчитывает более 100 компаний на всей территории России, а также стран СНГ. С подавляющим большинством партнеров уже сложились многолетние стабильные отношения, что позволяет обеспечить высокое качество работы партнерской сети.
CNews: Какие характерные проблемы возникали в 2011-2012 годах на проектах внедрения бизнес-систем?
Михаил Шухардин: Как правило, это охват нескольких бизнес-задач, а не только трех "типовых": канцелярии, электронного архива и согласования документов, управления договорами. На первый план выходят требования по масштабируемости, по функциональности, по возможности настройки на специфику заказчика, а это могут позволить себе очень немногие ECM-системы из представленных на российском рынке.
CNews: Как вы решаете проблему взаимодействия своей платформы с системами BPM?
Михаил Шухардин: На данный момент у нас есть готовые интеграционные решения с популярными BPM-системами, в первую очередь совместное с компанией СТУ решение Business Studio+DIRECTUM. В рамках интеграции с BPM-системами DIRECTUM выступает как среда исполнения процессов, спроектированных с помощью программного продукта для их моделирования и анализа.
Решение по интеграции позволяет организовать обмен данными справочников BPM-системы, содержащими иерархию подразделений и должностей, а также осуществить экспорт готовых схем-процессов в типовые маршруты DIRECTUM. При этом по созданной бизнес-модели в BPM-системе автоматически формируются все основные регламентирующие документы организации: регламенты бизнес-процессов и процедур, положения о подразделениях, должностные инструкции. История разработки и согласования регламентов сохраняется в DIRECTUM, что позволяет в любой момент обратиться к решениям, принятым в ходе совместной работы над документом.
Накопленная в DIRECTUM статистика по исполнению процессов может быть затем использована для анализа и дальнейшей оптимизации, а если необходимо – перепроектирования бизнес-процессов.
CNews: Спасибо.