Александр Киселев: Министерство образования очень серьезно нарастило федеральный бюджет
Интервью CNews.ru дал Александр Киселев, заместитель министра образования России. В ходе беседы затрагивались вопросы распространения IT в учебных заведениях страны, обсуждались проблемы подготовки специалистов для молодой и быстроразвивающейся отрасли.
CNews.ru: Известно, что заинтересованность в специалистах по информационным технологиям растет. Как реагирует на возрастание спроса система высшего образования в России? Есть ли планы по расширению числа вузов и факультетов, готовящих таких специалистов?
Александр Киселев: Конечно, современный рынок труда ставит перед нами такие вопросы. Специалисты по новым информационным технологиям сегодня востребованы, фактически, во всех областях нашей жизни. Сейчас в каждом из российских вузов технического профиля ведется подготовка соответствующих специалистов, имеются и специализированные вузы. Однако о расширении числа таких институтов и спектра специальностей я бы говорил достаточно осторожно. Это связано с целым рядом факторов, и в том числе демографического характера. Возможности для экстенсивного развития системы высшего образования, которые имелись у нас в начале и на протяжении 90-ых годов прошлого века, сегодня полностью исчерпаны. Если в середине 80-ых годов на 10 тыс. населения страны приходилось 280 студентов (и эта цифра была выше, чем в ряде других стран), то сегодня этот показатель вырос до 385.
CNews.ru: Какие средства выделяются из государственного бюджета на закупку и обновление учебными заведениями оборудования, в том числе и высокотехнологического?
Александр Киселев: В текущем году на обновление оборудования выделено 800 млн. рублей. Еще 1,5 млрд. рублей направлено на построение единой образовательной среды. Министерство образования за последние годы очень серьезно нарастило федеральный бюджет, что позволило нам только за последние четыре года ввести в строй более 100 образовательных объектов, которые ранее находились в категории «недостроя». И эти объекты также были снабжены всем необходимым оборудованием, включая компьютеры, оргтехнику, и необходимые для научных исследований приборы.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития дистанционного образования в России?
Александр Киселев: Перспективы у этого направления имеются. Это обусловлено наличием в России профессионально отлаженной системы образования. Система дистанционного образования позволит очень рационально использовать имеющийся в государстве научно-педагогический потенциал. Это кадры, которые обладают самой высшей квалификацией. С помощью современных технологий и средств коммуникаций их труд можно будет сделать достоянием всех регионов Российской Федерации.
Я считаю, что за дистанционным обучением большое будущее. Главное чтобы не было попыток механического переименования в дистанционное образование существовавшей ранее системы заочного обучения.
CNews.ru: В свое время вы участвовали в реализации программы компьютеризации сельских школ. Расскажите, пожалуйста, о том, что удалось осуществить.
Александр Киселев: Мы осуществляли этот проект на паях финансирования с региональными властями. Ориентировали их не просто на поставку одного-двух компьютеров в школы, а на создание так называемых школьных компьютерных центров. В России 31 тысяча сельских школ, и в каждую из них поступили компьютеры. Есть школы, расположенные и в совсем небольших населенных пунктах, где учится всего по 56 учеников. Компьютеры поступили и туда, но уже в единственном экземпляре.
Сложность проекта заключается в том, что он не ограничивается только поставкой «железа». Вот сейчас у нас заработала программа «Электронный учебник». И по всем основным дисциплинам базисного учебного плана готовятся электронные учебные пособия. Это нужно для того, чтобы и учитель, и дети использовали компьютер не просто для развивающих игр (хотя и это само по себе полезно), а вели подготовку по различным предметам, ориентируясь как на самые передовые технологии, так и на лучшие учебные программы.
CNews.ru: Существует мнение о том, что компьютер в сельской школе не так необходим, как об этом принято говорить. Мол, все равно, в лучшем случае, техника в сельской школе будет стоять за семью замками и детей к ней не подпустят, а в худшем компьютер перекочует домой к кому-нибудь из руководства школы или будет украден (поломан, разобран на детали и т.п.). Насколько вы разделяете такое мнение?
Александр Киселев: Абсолютно с ним не согласен. То, что вы рассказали, напоминает мне историю, происшедшую в Монголии. В свое время ЮНЕСКО поставила в один из монгольских вузов компьютеры. Устроили такую помпезную презентацию А по ее завершении ректор (у которого был огромный ключ от зала, где стояла техника), говорит: «Ну вот, ключ будет лишь у меня, и открывать эту дверь я буду только для одного: чтобы поливать цветы, которые там растут!».
Примерно такую же ситуацию я представлял себе, направляясь в интернет-центр, который ЮКОС открыл в Воронеже. Однако я был просто поражен, увидев, что там занимается более ста сельских учительниц от женщин предпенсионного возраста до свежих выпускниц вузов. Я разговаривал с ними. Им было очень интересно учиться. А одна из них сказала мне: «Нам открыли окно в совершенно иной мир». Вот такое обучение сельских учителей должно стать достоянием не только финансово крепких российских регионов, а всех уголков страны. Ведь это вопросы доступности, качества и социальной справедливости.
CNews.ru: Сталкивались ли вы с проблемами консерватизма провинциальных чиновников от педагогики?
Александр Киселев: Когда мы реализовывали эту программу вместе с ЮКОСом, мы задались вопросом: «Компьютер это, конечно, хорошо, а вот кто будет учить работать с ним?» И тогда из каждого региона мы стали привозить по 6 педагогов и учить их азам высоких технологий. Позже мы поняли, что нужно было обучать не только учителей. Необходимо было также привлекать директоров школ, потому что именно они должны проникнуться идеей компьютеризации своей школы.
Когда учитель, вдохновленный обучением, приходил к директору и пытался своими силами перестроить существующую школьную систему, директор думал: «Зачем мне это все надо? Я как писал авторучкой, так и буду писать. И как это я смогу работать без бумаги?»
Я хочу отметить, что это не проявление директорского консерватизма. Это отсутствие информации о новых возможностях. Поэтому я считаю, что руководителя школы надо убедить, наглядно продемонстрировав ему такие возможности. И сейчас мы эту проблему очень активно решаем, приглашая на обучение и школьных директоров.