Елена Федорова: Мы фиксируем заметный рост спроса на ИТ-обучение со стороны регионов
Ректор Академии Информационных Систем Елена Федорова поделилась с CNews.ru своим видением ситуации на рынке IT-образования. По мнению эксперта, основными тенденциями в развитии отрасли является рост спроса со стороны регионов и смещение спроса в сторону IT-менеджмента.
CNews.ru: Какова, на ваш взгляд, востребованность специализированного IT-образования на российском рынке? Как можно оценить соотношение спроса и предложения в данной области?
Елена Федорова: На сегодняшний день можно говорить о значительной востребованности IT-образования на рынке, что связано в первую очередь с ростом сегмента IT-услуг и во вторую с интеграцией информационных технологий с самыми различными сферами жизни общества. Можно говорить, по крайней мере, о трех сегментах образовательного рынка в области IT. Первый из них это обучение и повышение квалификации технических специалистов высокого уровня (авторизованные курсы по оборудованию, программному обеспечение и т.д.). Второй сегмент повышение квалификации менеджеров среднего и высшего звена (на сегодняшний день управление предприятием требует высокой компетенции в любой сфере бизнеса, и тем более в бизнес IT. Третьим направлением являются пользовательские курсы.
В центральном регионе (Москва, Санкт-Петербург) по нашим оценкам спрос примерно равен предложению, то есть рынок сбалансирован. Основная тенденция рынка образовательных услуг заметное возрастание спроса на обучение со стороны регионов: порядка 60 % наших клиентов из регионов.
Можно говорить о вполне серьезной конкуренции на региональном рынке дополнительного образования между местными региональными и столичными учебными центрами. Безусловно авторитет, кадровый состав и опыт работы московских центров играет свою роль и региональные центры охотно привлекают к сотрудничеству специалистов из московских центров.
Таким образом, если рассматривать рынок комплексно, учитывая региональных потребителей, то в бизнесе московских центров спрос на сегодняшний день превышает предложение. Причем, сложились устойчивые модели работы с клиентами: одним как правило нравится учиться непосредственно в московском УЦ, другим заказывать выездное обучение.
CNews.ru: Можно ли говорить о более успешном продвижении курсов иностранных компаний по сравнению с отечественными учебными программами?
Елена Федорова: Если говорить об авторизованных курсах компаний производителей (таких как Cisco, Microsoft, Oracle и др.), то безусловно, в среде технических специалистов они являются более авторитетными и соответственно более «продвигаемыми».
Однако, комплексные курсы для управленцев, рассматривающих ИТ как инструмент для ведения бизнеса, как правило, требуют адаптации к российской бизнес-специфике, реального опыта преподавателя работы в России. Как правило именно аккумуляция результатов этого опыта (например, внедрение ИС и т.д.) и является исключительно востребованным учебным материалом. Также это курсы, на которых заказчик учится по заданным программам, не имея возможности проработать свои задачи.
Авторские курсы пользуются большим спросом, потому, что заказчик имеет возможность изменить программу «под себя» и выбрать такое количество часов практических работ, которое он считает нужным.
CNews.ru: Каковы ваши приоритеты в использовании собственных или зарубежных методик? В чем преимущества и недостатки тех и других?
Елена Федорова: Мы делаем ставку на авторские курсы, которые читают специалисты, имеющие практический опыт работы с этими методиками (или оборудованием) и прошедшие обучение как тренеры-консультатны.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития дистанционного образования в России? Почему темпы распространения дистанционного образования на российском рынке уступают западным?
Елена Федорова: Есть основания полагать (и это подтверждает опыт АИС), что темпы развития дистанционного образования в России будут демонстрировать активный рост. Поскольку в России, как и во всем мире растет число людей, не имеющих в силу занятости возможности обучаться с отрывом от работы. Уже сегодня на долю дистанционных курсов в АИС приходится 30%. Их потребители, прежде всего, менеджеры высшего и среднего звена, заинтересованные в повышении квалификации и развитии интеллекта, навыков, карьеры и т.д.
Почему темпы уступают западным? Идея, что управленец в отличие от технического специалиста должен постоянно повышать свою квалификацию в принципе нова для России. Управленческие навыки, аспекты ведения бизнеса, требования к компетенции в самых разных областях (маркетинг, ИТ, кадровый менеджмент, логистика) становятся сегодня реально востребованным знанием для менеджеров высшего звена. Понимание этого факта, а также признание необходимости постоянного обновления знаний в этих сферах неизменно приведет к росту популярности дистанционного образования.
CNews.ru: Каков типичный портрет вашего клиента слушателя? Что можно сказать, в частности, о его возрастной принадлежности и социальном статусе?
Елена Федорова: Средний возраст наших слушателей колеблется от 30 до 40 лет. Портрет нашего клиента меняется, в связи с тем, что в апреле 2002 года АИС стала региональным центром Международного Института Менеджмента ЛИНК, обучающего по программам Школы бизнеса Открытого Университета Великобритании. Нашими клиентами стали управленцы, не имеющие отношения к отрасли ИТ, а также начинающие бизнесмены.
CNews.ru: Как в целом вы можете оценить вашу целевую аудиторию?
Елена Федорова: Традиционно нашими слушателями являются представители ИТ области: инженеры, управленцы, начальники отделов АСУ, но тенденции последнего времени таковы, что специалистов разного уровня и профиля стали интересовать управленческие знания. Например, знания в области управления проектами или программы бизнес-образования.
Наши старые клиенты все чаще появляются у нас в новом качестве как слушатели программ по профессиональному менеджменту Мы эту тенденцию чувствуем