|
|
Александр Кутузов: ИТ наиболее остро нуждаются в методах управления проектами CNews.ru: Насколько стремительно сегодня развивается рынок бизнес-образования в России? Александр Кутузов: Честно говоря, я не ожидал такого взрывообразного интереса к управлению проектами. Могу выделить две основные причины столь усиленного внимания: во-первых, появилась реальная потребность компаний в контролируемости собственных проектов и повышении эффективности управления ими. Особенно это актуально для активно развивающихся компаний, которые Во-вторых, все больше компаний обращаются к стандартам управления проектами CNews.ru: Какая доля в бизнес-образовании России, по вашим оценкам, приходится на обучение управлению проектами? Александр Кутузов: На данный момент, по нашим оценкам, эта доля составляет CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы дистанционного бизнес-образования в России? Александр Кутузов: Я не видел еще ни одного примера эффективных проектов в этой области. Наверное, это перспективное направление, но предполагаю, ничто не сможет заменить живого общения с опытным преподавателем. Михаил Потоцкий: Если говорить, в частности, о нашем курсе по ITIL, то он является дистанционным изначально, так как издан в виде книг, которые легко можно приобрести. Однако сам по себе этот факт не привел к исчезновению очных курсов по данной тематике, а наоборот, способствовал активизации очного обучения. В первую очередь потому, что ITIL, как и ряд других курсов, представляет прикладную, а не академическую областью знаний. Слушателям важно узнать не только суть предмета, но также варианты практического применения, для чего необходимо обсуждение, изучение примеров, проба собственных сил. Дистанционно реализовать подобные возможности, разумеется, будет нелегко. CNews.ru: Каков типичный портрет вашего клиента слушателя? Что можно сказать, в частности, о его возрастной принадлежности и социальном статусе? Михаил Потоцкий: Диапазон самый широкий. Управленческие курсы, в частности ITIL, привлекают всех тех, кто заинтересован в развитии менеджерских качеств, использовании полученного опыта в работе ИТ-служб. Подобное отношение к учебным программам стимулирует в последствии и наибольшую отдачу. Александр Кутузов: 73% участников наших тренингов представляют средний и малый бизнес, 25% представители крупных компаний, 2% частные лица. Подобное соотношение слушателей оказалось для нас неожиданным, поскольку по нашим ожиданиям, наибольшую активность должны были проявить крупные компании. Причина же большого интереса со стороны среднего и малого бизнеса кроется, видимо, в насущной потребности компаний в инструментах эффективного управления проектами для достижения конкурентного преимущества за счет повышения управляемости компании на стадии бурного роста. Большинство слушателей представителей компаний этого сектора констатировали Если анализировать состав участников тренингов в зависимости от занимаемой позиции в компании, то соотношение будет следующим: высшее руководство 37%, специалисты IT департаментов 43 %, реклама и PR 10%, бухгалтерия 2%, прочие 8%. Нам, безусловно, приятен факт внимания высшего руководства к методам управления проектами, поскольку без должной поддержки и понимания руководителями всей важности этого аспекта, внедрение методов управления проектами в компании становится крайне сложным. CNews.ru: Какую долю в общем объеме слушателей ваших курсов занимают IT-компании? Судя по высказываниям обозревателей, IT-специалисты активнее других пополняют свои знания. Александр Кутузов: У нас есть статистика по отраслевому распределению клиентской базы, согласно которой на ИТ и телекоммуникации приходится 52% слушателей. Для сравнения, финансовую сферу представляют 19%, производство 11%, торговля 8%, консалтинг 3%. И подобное распределение закономерно: информационные технологии и телекоммуникации наиболее остро нуждаются во внедрении функциональных методов управления проектами, поскольку именно здесь доля проектной активности особенно высока. CNews.ru: Как вы оцениваете роль стандарта в проведении обучения? Можно ли говорить о том, что фактор творчества преподавателя сегодня исчезает из учебных бизнес-курсов? Александр Кутузов: Сейчас появляется большое количество курсов по управлению проектами, в основу которых положены соответствующие авторские концепции. Вероятно, подобные курсы можно считать эффективными и целесообразными, если автор является признанной величиной в области управления проектами, «заслужив право» на собственную концепцию. В частности, могу привести в пример курсы Владимира Либерзона, президента московского отделения PMI. Однако, достаточно часто резюме преподавателей «авторских» курсов вызывают настороженность. Сегодня они читают курсы по маркетингу, завтра по бюджетированию, послезавтра по НЛП, и среди прочего по управлению проектами. Программы таких курсов часто напоминают винегрет, по принципу «отовсюду понемногу». В основе наших курсов ведущий международный стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000, своего рода концентрация лучшего в сложившейся мировой практике управления проектами. Разумеется, если бы мы просто пересказывали PMBOK, то ценность учебных курсов была бы мала. Поэтому, помимо подробного рассмотрения каждого из 39 процессов управления проектами, описанных в PMBOK, мы также рассказываем, как это реально работает и где не работает, приводим примеры, расставляем акценты. Здесь, безусловно, очень многое зависит от творческого подхода преподавателя. Мы стараемся работать неформально и ярко, и, судя по отзывам слушателей, нам это удается. В защиту применения стандартов хочу также добавить, что стандарт позволяет создать системную картину, четко раскладывая процессы управления проектами «по полочкам». В результате, многие аспекты становятся очевиднее слушателям: например, почему необходимо инициировать проект, почему создавать план проекта можно только после описания целей и задач проекта (Scope statement), как и когда инициировать запросы на внесение изменений, кто их должен рассматривать и т.д. В защиту элемента творчества можно добавить, что успех тренинга более чем на половину определяется талантом преподавателя и его творческим подходом. Любую, даже самую интересную тему можно свести на нет неумением работать с аудиторией. Наоборот, с большим интересом слушают яркого и живого оратора, который говорит, возможно, о банальных и давно известных вещах. Говоря кратко, нужна «золотая середина», необходимо уметь совмещать и стандарты, и творчество. CNews.ru: Какого рода учебные курсы и программы вызывают наибольший интерес аудитории на данный момент? Александр Кутузов: Из предлагаемых нами тренингов наибольшей популярностью пользуется базовый курс Кроме того, интерес слушателей вызывает учебный курс Михаил Потоцкий: Мы констатируем также динамично возрастающий спрос на курсы по ITIL, что в свою очередь отражает общие тенденции развития ИТ в России. Как уже говорилось, отечественного слушателя в большей степени интересует практическое применение теоретического материала. В связи с чем, помимо того, что курсы строятся на лицензионной основе (предлагаемая нами полноценная шкала обучения ITIL в точности соответствует зарубежным аналогам), программа существенно дополняется данными о практическом опыте применения соответствующих знаний в условиях российского рынка. CNews.ru: Каковы прогнозы относительно динамики спроса и предложения в области образовательных бизнес-программ на ближайшие годы? Михаил Потоцкий: Как таковых прогнозов у нас нет. Спрос в этой области будет традиционно отображать общую экономическую ситуацию, как в целом в России, так и непосредственно в сфере информационных технологий. Александр Кутузов: Будет стабильность в стране будут и тренинги. CNews.ru: Спасибо. |