Юрий Ровенский: Вместе с ФИО мы делаем попытку «электронного воспитания» подрастающего поколения
РосБизнесКонсалтинг и образовательный проект 5баллов.ru недавно объявили о начале сотрудничества с Федерацией интернет-образования (ФИО). В рамках совместного проекта РБК будет обеспечивать бесплатный хостинг для интернет-ресурсов российских школ, а ФИО осуществлять обучение педагогов работе с интернетом. О подробностях данного начинания CNews.ru рассказали Юрий Ровенский, генеральный директор РБК и Виктор Саксон, руководитель проекта 5баллов.ru.
CNews.ru: Каковы цели такого сотрудничества, и какие плюсы несет такая деятельность РБК с точки зрения бизнеса?
Юрий Ровенский: Развивая сотрудничество с ФИО, мы преследуем две цели, каждая из которых мне представляется достаточно важной. Первая связана с тем, что на хостинг для средних школ и специальных учебных заведений не выделяются бюджетные средства. И для огромного числа таких организаций хостинг это затраты, денег на которые не хватает. Поэтому, зная, что услуга бесплатного хостинга будет пользоваться у школ спросом, мы были рады ее предоставить.
Кроме того, учитывая перспективность использования интернет-технологий, мы понимаем, что наше предложение способно стимулировать развитие этого направления. Предлагая централизованный хостинг, мы пытаемся изначально структурировать все ресурсы школ в едином формате для того, чтобы обеспечить эффективный электронный и информационный обмен между ними.
На сегодняшний день у РБК нет коммерческого интереса в реализации этого проекта. Однако мы понимаем, что наше предложение позволит сформировать очень лояльную среду в сфере образования к информационным ресурсам, являющимся основной «специальностью» РБК. Быть может, это попытка некого «электронного воспитания» подрастающего поколения.
Виктор Саксон: Проект РБК по предоставлению бесплатного хостинга для школ проект некоммерческий. Это наш вклад в информатизацию российского образования. Надо сказать, что уже первые месяцы работы этого начинания продемонстрировали его востребованность: ежедневно мы регистрируем до десяти заявок. Федерация Интернет Образования достаточно давно занимается деятельностью, связанной с обучением педагогов информатике, и в том числе основам создания интернет-страниц. Наше сотрудничество с этой организацией видится мне закономерным: РБК предоставляет инструмент, а ФИО учит работать с этим инструментом.
CNews.ru: Как возникла идея сотрудничества с ФИО, и какие проблемы, по-вашему, могут возникнуть в процессе совместной реализации данного проекта?
Виктор Саксон: Совместная деятельность, связанная с проектом хостинга была инициативой Федерации интернет образования, которую мы с удовольствием поддержали. Эта инициатива вылилась в подписание соглашения о сотрудничестве. На сегодняшний день мы не испытываем никаких проблем, связанных с реализацией совместного проекта и очень довольны сотрудничеством с ФИО.
Юрий Ровенский: Я вижу разве что, одну, скорее гипотетическую проблему: если вдруг все школы России в один день захотят получить хостинг для собственных ресурсов. Поскольку дисковое пространство не безразмерно, проблемы могут возникнуть лишь в чересчур массовом начале использования этой интернет-услуги. Реально же такого произойти не может, поскольку, чтобы воспользоваться услугой хостинга сайта, необходимо иметь навыки его создания. Именно в этом ФИО дополняет наши инициативы, осуществляя процесс обучения преподавателей вопросам использования интернет-ресурсов в процессе образования.
CNews.ru: Проект только начинается. Удалось ли хотя бы приблизительно подсчитать, какова будет эффективность сотрудничества ФИО и РБК по результатам данного проекта? Есть ли уже сегодня предварительные планы по числу учебных заведений, которым РБК сможет предоставить хостинг?
Виктор Саксон: Думаю, что большинство сайтов российских школ будет размещено именно у нас. Сегодня свои домашние странички в интернете имеют менее 5% российских школ. Со своей стороны, мы постараемся сделать все, чтобы увеличить эту цифру. Наши резервные мощности, которые задействованы для реализации проекта, это позволяют.
Мы пока не строим прогнозов относительно числа заявок, которые планируем собрать. Однако на сегодняшний день нами отработано уже 156 заявок, полученных за время летних каникул. С началом учебного года мы ожидаем наплыва желающих зарегистрироваться.
Юрий Ровенский: Мы оцениваем перспективы нашего предложения следующим образом: если все российские школы захотят воспользоваться хостингом РБК, мы в состоянии предоставить им эту услугу. Мы предоставили только одну из необходимых возможностей. Помимо бесплатного хостинга, необходимы еще доступ в интернет, который требует затрат. Было бы хорошо, если бы государство изыскало возможности предоставления бесплатного интернета для школ. Такие возможности имеет сегодня большинство вузов. Несмотря на то, что сам факт наличия доступа к интернету еще не обеспечивает образовательные нужды школ (скорее, это доступ к среде, доступ к базам данных), я надеюсь, что проекты и тендеры на создание тематических образовательных порталов, которые сейчас проводит государство, сформируют в будущем прочный фундамент образовательной среды в интернете.
CNews.ru: В совместном проекте ФИО и РБК смогут участвовать школы, училища и техникумы. Собирается ли в дальнейшем РБК предоставлять услуги хостинга и российским вузам?
Юрий Ровенский: Говоря о средних учебных заведениях, мы не вводили жестких ограничений: только государственные школы (техникумы, училища), и все. Мы рассматриваем заявки и от внешкольных учебных заведений. Главное условие для нас это должно быть именно бюджетное учебное заведение. Если же говорить о вузах, то предоставление хостинга для них не является нашей задачей, поскольку стимулирование обменов между институтами и университетами предусматривается государственными целевыми программами. Больше всего нам не хотелось бы конкурировать с государственными программами. Напротив, хотелось бы органично вписаться в них и дополнить теми вещами, которые государственными программами не предусматриваются. Конечно же, свои планы мы согласовывали с министерством образования, и то, что было предложено нами для средних школ, получило поддержку и высокую оценку наших чиновников.
Виктор Саксон: Школы самое слабое звено в цепи «интернетизации» образования. В вузах, как правило, ситуация с доступом в интернет намного проще. Да и доля вузов, имеющих интернет-представительства, несравненно выше.
CNews.ru: Известно, что РБК уделяет большое значение вопросам образования. Проект 5баллов.ru освещает темы, связанные с самыми разнообразными видами и формами обучения. Теперь этот проект расширяется и за счет сотрудничества с ФИО.
С чем связан интерес РБК к продвижению именно образовательного направления?
Виктор Саксон: Образование это огромная ниша, где до недавнего времени не существовало внятного информационного ресурса. Нам приятно, что первым таким проектом стал 5баллов.ru. Только задумайтесь: минимум два пользователя Рунета из пяти имеют непосредственное отношение к сфере образования. И эта колоссальная аудитория ранее была лишена тематического источника информации.
CNews.ru: Каков основной смысл и цель проекта 5баллов.ru, динамика и портрет аудитории?
Виктор Саксон: Главная цель проекта создание в Рунете грамотного и объективного информационного поля по всем вопросам, связанным с образованием. Мы хотим, чтобы интернет-пользователи знали наверняка: все вопросы, связанные с образовательной тематикой, можно решить, обратившись к ресурсу 5баллов.ru. Думаю, эта задача нам по плечу. Сейчас мы занимаем верхние строчки Рамблера в рейтинге образовательных интернет-ресурсов. Если же не брать во внимание бесчисленные сайты с коллекциями рефератов, а рассматривать лишь содержательные ресурсы, то 5баллов.ru, безусловно, лидирует среди образовательных интернет-проектов.
Сейчас наша средняя дневная аудитория составляет 68 тыс. уникальных посетителей. В пиковые моменты (сессия, выпускные экзамены, серьезные события в сфере образования) эта цифра может вырастать в 710 раз. Что касается состава аудитории, то, согласно нашим опросам, 46% посетителей являются студентами вузов или техникумов, 30% учатся в школе, 24% уже завершили свое обучение. Летом доля взрослых посетителей возрастает до 50%, во время сессии падает до 710%.
Юрий Ровенский: Основная цель образовательного портала 5баллов.ru -создать единую образовательную среду, что особенно важно, учитывая обширную территорию нашего государства. По нашему замыслу, портал должен будет давать возможность не только информирования, но и общения, включая онлайновые конференции, публикации докладов, возможность проведения дискуссий и т.п. Мы также заинтересованы в том, чтобы сделать востребованной услугу, связанную с развитием дистанционного обучения. Создаваемый нами образовательный портал это средство популяризации идеи дистанционного образования.
CNews.ru: Есть ли планы в дальнейшем расширять проект 5баллов.ru в сторону образования «выше высшего» (аспирантура, докторантура и т.п.) с одной стороны, и в сторону образования «ниже среднего» (дошкольного) с другой стороны?
Виктор Саксон: 5баллов.ru с самого начала задумывался нами как ресурс, освещающий все вопросы, касающиеся образования. Уже сейчас у нас есть то, что может заинтересовать различные категории пользователей. Так, мамы и папы могут пройти тесты на предмет готовности своего ребенка к школе, подобрать ему репетитора или выбрать вуз; студенты и школьники скачать реферат, пройти проверку абитуриентских знаний, пообщаться в чате; аспиранты имеют возможность опубликовать свои научные работы (которые мы подтверждаем официальными справками о размещении публикации в СМИ). Кроме того, пользователи, заинтересованные в дополнительном образовании могут почерпнуть информацию о курсах иностранных языков, программах МБА и т.д. Мы являемся единственным информационным ресурсом в Рунете, который поддерживает оперативную ленту новостей и аналитических публикаций по вопросам образования. Мы стараемся удовлетворить «образовательные» потребности как можно большего числа наших посетителей. При этом и качество, и спектр предоставляемой нами информации постоянно растут.
CNews.ru: В учительской среде порой бытует мнение, что компьютер (и в особенности подключенный к интернету), приносит школьникам больше вреда, чем пользы. Например, он отвлекает от занятий, дает возможность посещать «вредные» сайты, «подсаживает» на игры, отучает думать и работать самостоятельно, предлагая готовые рефераты по ряду предметов, и т.п. Насколько вы разделяете подобную точку зрения? Каким образом, по-вашему, следует предоставлять ученикам возможность использования IT-технологий с тем, чтобы они приносили детям максимальную пользу?
Виктор Саксон: Как правило, рассуждая о вреде компьютера и интернета, учителя пытаются скрыть проблемы чисто социального характера. Да, общение с компьютером это чрезвычайно захватывающее занятие. И если ребенок воспитан так, чтобы на это занятие «подсесть», он непременно это сделает. Аналогична и ситуация с рефератами: повальное скачивание письменных работ из Сети порождает не интернет (реферат ведь можно переписать из книжки или вообще отсканировать), а отношение педагога к своим обязанностям. К сожалению, шаблонные работы рождает именно шаблонный подход к творческим письменным работам со стороны преподавателя.
CNews.ru: Ваше мнение по поводу перспектив развития дистанционного образования в России вообще, и в частности дистанционного IT-образования?
Виктор Саксон: Дистанционное образование в России в настоящее время еще находится в зачаточном состоянии. Поскольку нормативная база для такой формы образования практически отсутствует, пока сложно конкретно говорить о перспективах его развития в России. Скажу лишь, что традиционное классическое образование, скорее всего, с трудом будет переходить на дистанционные рельсы. Что же касается дополнительного образования, (особенно в сфере IT), тут все гораздо проще: аудитория потенциально готова воспринимать дистанционное образования как полноценную замену очным или заочным курсам. Поэтому, скорее всего, первые серьезные проекты в сфере дистанционного образования будут связаны именно с информационными технологиями.
CNews.ru: Если дистанционное обучение будет активно развиваться, не превратит ли оно отечественное образование, которое так ценится на Западе, в профанацию? Ведь не секрет, что люди, которые учатся дистанционно, делают это гораздо менее интенсивно, чем «очники», обучающиеся в государственных или частных вузах. Кроме того, «дистанционщики» менее мотивированы
Виктор Саксон: В этой связи мне вспоминается недавний случай с одним латвийским вузом, который за копейки выдавал дистанционные дипломы для чиновников Израиля, а те, в свою очередь, получали немалую прибавку к зарплате «на обучение». Разразившийся скандал еще долго удержит израильских работодателей от серьезного восприятия «дистанционных» дипломов.
Конечно, дистанционный диплом никогда не станет заменой обычному диплому о высшем образовании. Вероятно, в отдаленном будущем в структуре высшего образования дистанционные курсы будут органично сочетаться с обычными лекционными занятиями и семинарами. Но абсолютной замены тут быть не может. Поэтому более привлекательной (в том числе, и в финансовом плане) мне кажется именно ниша дополнительного образования. Здесь, к тому же, престижность диплома имеет второстепенное значение по сравнению с качеством и удобством предоставляемых знаний.