Алексей Кузовкин: Онлайн-образование, безусловно, актуально для такого огромного государства, как Россия
Все большее число руководителей осознают зависимость успеха компании на рынке от уровня профессионализма и степени квалификации ее персонала. Поэтому практически каждой организации приходится решать вопрос о том, как наиболее эффективно организовать процесс обучения своих сотрудников, клиентов и партнеров.
Одним из средств решения этой проблемы является дистанционное обучение. О возможностях и проблемах онлайн-образования, а также о продуктах, позволяющих осуществить этот процесс на современном уровне, корреспонденту CNews.ru рассказал вице-президент группы компаний РБК по ИТ и генеральный директор компании «РБК СОФТ» Алексей Кузовкин.
CNews.ru: Известно, что традиционные схемы обучения, наряду с достоинствами, имеют ряд существенных недостатков. Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества и слабые стороны дистанционного образования?
Алексей Кузовкин: Дистанционное обучение может оказаться более эффективным в самых различных направлениях деятельности компаний. Самый простой пример с его помощью может быть упрощена задача по организации обучения нескольких тысяч сотрудников распределенных офисов одной компании. Можно отследить также эффективность проведенного обучения.
По мнению аналитиков, полученные сегодня знания «устаревают», в среднем, через год. Известно, что западные компании тратят на обучение сотрудников от 2 до 10% фонда заработной платы. Системы дистанционного обучения позволяют экономить до 30% этих средств. Именно поэтому одним из основных преимуществом дистанционного образования является снижение стоимости самого обучения. Помимо этого, уменьшаются затраты, связанные с необходимостью командировок сотрудников и тренеров с целью прохождения обучения. В числе важных преимуществ можно назвать также отсутствие ограничений по числу обучающихся, возможность обучения без отрыва от работы, а также одновременное получение знаний по различным направлениям.
К отрицательным сторонам дистанционного образования обычно относят сложность подготовки учебных материалов и проблемы выработки у обучаемых практических умений и навыков, а также низкую интерактивность и большие начальные затраты.
CNews.ru: Существует мнение, что до повсеместного внедрения систем дистанционного обучения в России еще далеко. Насколько вы согласны с этим утверждением?
Алексей Кузовкин: Абсолютно не разделяю подобную оценку ситуации на отечественном рынке дистанционного обучения. Мне кажется, что онлайн-образование актуально как раз для такого огромного государства, как Россия. Помимо решения проблемы преодоления расстояний, дистанционное образование в нашей стране, где вузы и государственные организации не избалованы наличием лишних средств, позволит сэкономить деньги.
Немаловажное значение для России имеет и эффективность использования интеллектуальных ресурсов. Ведь новые знания вырабатываются ведущими сотрудниками компаний, и затем большая часть их времени неэффективно расходуется на передачу знаний обучаемым. Применение системы дистанционного обучения позволит таким сотрудникам сконцентрироваться на своей непосредственной работе и выработке новых знаний.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы рынка дистанционного образования? Какие программные продукты на этом рынке сегодня являются более перспективными с точки зрения своих возможностей?
Алексей Кузовкин: Аналитики уже давно отмечают высокий уровень популярности на Западе систем дистанционного обучения. Причем не только компьютерных систем управления учебным процессом (learning management system, LMS), где организация обучения происходит при помощи курсов в различных форматах, передаваемых как через интернет, так и на обычных носителях. Внимание заказчиков сегодня привлекают системы, позволяющие крупной организации обеспечить комплексный подход к процессу обучения, причем не только дистанционного, но и «классического».
Уже сейчас можно с уверенностью говорить о наличии интереса к системам дистанционного обучения в России. Однако у нас пока используются только LMS-системы, причем, в основном, в учебных заведениях. В то же время для крупных государственных и коммерческих структур функциональных возможностей LMS-систем недостаточно. Для них интересны более масштабные решения, обладающие широким спектром возможностей для организации и мониторинга самого процесса обучения. Подобных предложений на российском рынке до недавнего времени еще не было.
Не так давно «РБК СОФТ» стал единственной российской компанией, представившей на отечественном рынке продукты одного из ключевых разработчиков автоматизированных систем дистанционного образования американской компании Saba Software Inc.
CNews.ru: Кого вы можете отметить в числе западных заказчиков системы Saba Learning и как решение на базе данного программного продукта решает проблемы зарубежных заказчиков?
Алексей Кузовкин: В число клиентов Saba Software во всем мире входят такие компании, как Tetra Pak, Amazon.com, Procter&Gamble, Cisco Systems, а также ряд других крупных заказчиков. В качестве примера можно привести компанию Cisco Systems, где данная система помогает в короткие сроки обучать сотрудников компании, клиентов и партнеров продуктам и сервисам, а также способствует формированию единой платформы для всех курсов по продуктам Cisco. Решение Saba Learning, установленное в Cisco, позволяет учить 40 тыс. сотрудников в 225 офисах компании, расположенных в 75 странах.
CNews.ru: Партнерство холдинга РБК, всегда уделявшего внимание развитию отечественного образования, и Saba Software Inc. означает, что теперь РБК займется и проектами, связанными с дистанционным обучением? Расскажите подробнее о возможностях новых продуктов, которые РБК представляет в России.
Алексей Кузовкин: Saba Learning это современная информационная система, обеспечивающая инфраструктуру для управления и организации обучения, причем как дистанционного, так и классического (очного или заочного). Система может применяться в компаниях для обучения собственных сотрудников, в организациях, осуществляющих продажу услуг обучения, а также в фирмах, бизнес которых предполагает сочетание обеих функций.
Внедрение данной системы позволяет обучать слушателей в группах и индивидуально, создавать, хранить и показывать курсы в различных форматах (от несложных текстовых опросников до интерактивных мультимедийных презентаций), планировать набор и последовательность курсов, исходя из текущего уровня компетенции обучаемых.
Кроме того, Saba Learning может осуществлять учет финансовых издержек на обучение и анализ его результатов в аспекте возврата инвестиций в развитие персонала. А при интеграции с другими информационными системами этот программный продукт позволяет получить количественную оценку эффективности обучения (например, степень увеличения объема продаж).
Благодаря использованию современных информационных технологий, обучающие системы доступны в любое время и из любого места, причем как в пределах локальной сети организации, так и в другом регионе, в пределах общекорпоративной сети. Использование Saba Learning дает возможность создавать вместо одного столичного учебного центра образовательные центры во всех регионах. При этом региональные учебные центры имеют возможность периодически синхронизировать свои данные с «головным» учебным центром (это касается, например, «доставки» новых курсов). РБК осознает, насколько сильна в России такая проблема, как внедрение подобных систем в регионах, где скорость интернета не всегда приемлема, и знает пути ее решения.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обучение это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Помимо консалтинга и внедрения программных продуктов (Saba, Lotus Learning Space), РБК предлагает своим клиентам помощь в создании методических материалов для обучения. На наш взгляд, это является важной составляющей обучения, поскольку неподготовленный с методической (дидактической) точки зрения курс может быть не воспринят слушателями, и это приведет к потере средств, затраченных на подготовку и проведение обучения. В сотрудничестве с ведущими российскими вузами РБК предлагает помощь специалистов в области компьютерной дидактики для адаптации существующих авторских курсов, а также помощь технических специалистов для создания курсов.