|
|
Олег Исайкин: В области производства продуктов для образования российские разработчики имеют неоспоримое преимущество CNews.ru: Как вы оцениваете общий уровень использования IT в российской системе среднего образования? Насколько заметно изменяется ситуация в последнее время? Олег Исайкин: Общий уровень использования IT в российских школах очень низок по нескольким причинам. Основные трудности, на наш взгляд: «необученность» наших учителей в этой области, недостаток хороших электронных образовательных ресурсов и практически полное отсутствие методических рекомендаций по их использованию. Но главная причина острая нехватка компьютеров. Причем, по нашим наблюдениям, во всех регионах (может быть, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) картина практически одинакова: есть «очажки», где достаточно много компьютеров, но в большинстве случаев это один небольшой компьютерный класс ( Но в ближайшее время, конечно же, в результате выполнения федеральной программы по развитию единой информационно-образовательной среды, компьютеры появятся в каждой школе в достаточном количестве. Плюс к этому, в некоторых регионах существуют собственные программы компьютеризации среднего образования. У нас в Самарской области, например, после выполнения всех этих программ к 2006 году (если все пройдет нормально) будет 1 компьютер на 20 учащихся, к тому же, образовательные учреждения будут иметь и выход в интернет. Так что, с оснащением образовательных учреждений компьютерной техникой все обстоит нормально. Но тут же встает другой вопрос, не менее, а скорее более важный как использовать эту технику? В ближайшее время школьным администрациям и учителям (в основной своей массе) и предстоит ответить на вопросы, причем, заданные самим себе: а для чего нужен компьютер в школе? Для чего нужна компьютерная сеть? Для чего нужен выход в интернет?Без ответа на эти вопросы компьютер так и останется дорогой и красивой игрушкой, которую будут использовать как печатную машинку с музыкой. Хотя надо сказать, что сейчас идет достаточно интенсивный процесс образования учителей: и через Федерацию Интернет Образования, и через сетевые учительские сообщества, и через курсы повышения квалификации. Так что, учебные заведения, в которых скоро будет достаточное количество обученных людей, «потребуют» новые программные продукты. Существующие же сейчас IT-разработки в области образования пока ориентированы на домашний образовательный рынок, а не на образовательные учреждения. Продается то, что было сделано раньше, без методического обеспечения. Но идут достаточно интенсивные разработки именно для школ, причем, во многих регионах (в Москве, естественно, наиболее интенсивно): производители тоже чувствуют тенденцию к увеличению спроса на свою продукцию и стараются насытить рынок качественными предложениями. CNews.ru: Каковы ваши прогнозы развития платежеспособного спроса на информационно-технологические решения в российском среднем образовании? Олег Исайкин: Сейчас у многих директоров школ (а в большинстве это немолодые люди, плохо знакомые с возможностями компьютеров) происходит осмысление всеобщей компьютеризации и «интернетизации». Что это за штука такая? И что с ней дальше делать? Когда этот «мыслительный процесс» закончится, нам кажется, что рынок «проснется». Конечно же, это не такой финансово емкий сегмент, как, например, домашний образовательный рынок, но, по нашим расчетом, тоже достаточно прибыльный, и прибыльность будет расти с каждым годом. Сейчас, по нашим собственным исследованиям (в основном, в поволжских регионах), многим школам «не очень страшно» потратить и CNews.ru: Какие требования предъявляются к единой информационной системе учебного заведения? Каким образом реализуется связь между процессами управления и собственно обучения? Олег Исайкин: Надо сказать, что не существует формального определения информационного пространства образовательного учреждения. А из опыта общения со школами можно сказать, что требования у всех разные: В число основных, по нашему мнению, функций информационного пространства школы входят информационная, образовательная и коммуникативная функции. Причем, информация должна использоваться различными группами пользователей: учениками, администрацией, учителями, родителями. В соответствии с этим информация должна быть структурирована и иметь различные уровни доступа как через интранет, так и через интернет с возможностью последующего выхода на региональные органы управления. CNews.ru: Что вы подразумеваете под этими функциями? Олег Исайкин: Информационная функция это возможность получать информацию об учебно-воспитательном процессе: сведения об учащихся, сотрудниках и т.п., статистические и аналитические отчеты, получающиеся с помощью компьютеризированного классного журнала, возможность накапливать архивы за предыдущие годы обучения и анализировать их и т.д. Коммуникативная функция это возможность виртуального общения: электронная почта или ее подобие, виртуальная доска объявлений. Эта функция кажется не такой уж необходимой, но с ее помощью можно приучить пользователей общаться посредством компьютера и интернет, а это очень важный навык в постиндустриальном обществе, к которому мы приближаемся. Но, безусловно, важнейшей частью системы является образовательная функция. Что может относиться к этой части? Это возможность подключения электронных курсов (как собственных, сделанных самими учителями, так и курсов сторонних производителей) и возможность полуавтоматического ведения классных журналов. Предоставив учителям и школьной администрации возможность ведения такого компьютеризированного журнала, можно заложить основу для расширения системы, т.к. оценка в школе является главным инструментом, с помощью которого оцениваются результаты учебно-воспитательного процесса. CNews.ru: Исходя из этого, какие задачи должен решать программный продукт, на основе которого может быть построена полноценная информационная среда школы? Олег Исайкин: Первое. Для реализации информационной функции программный продукт должен быть комплексным, т.е. обеспечивать ведение единой базы школьных учебных и административных данных. Но разным категориям пользователей администрации школы, учителям, ученикам, родителям должна быть доступна только определенная информация из общей школьной базы данных. И информация эта должна быть соответствующим образом структурирована. Желательно, чтобы программный продукт имел сетевое решение и был построен на основе клиент-серверной (многозвенной) технологии. Для реализации коммуникативной функции программный продукт должен обеспечивать электронное общение (по крайней мере, через электронную почту) между всеми пользователями и группами пользователей информационного пространства. Для реализации образовательной функции программный продукт должен иметь возможность наращивания информационных и образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, ресурсов интернет и др. Наша фирма как раз и обладает подобным продуктом это система «Net Школа» (Сетевая Школа). CNews.ru: В чем вы видите конкурентные преимущества или отличительные особенности вашего продукта «Net Школа» в контексте построения единой информационно-образовательной сети учебного заведения? Олег Исайкин: Говоря про преимущество того или иного продукта, надо иметь в виду, что многое зависит от того, на кого он ориентирован. Ведь то, что Возьмем, например, программу ведения электронного классного журнала. При внедрении такого продукта в образовательный процесс сразу же возникают проблемы: как заносить оценки оценки, каждый день или раз в неделю? кто это будет делать, учитель-предметник или классный руководитель? как «поделить» компьютерное время между пользователями, если программа установлена на одном компьютере? И главный вопрос, возникающий у учителей: а зачем я буду делать «двойную» работу, ведь бумажный классный журнал никто не отменял? Многие школьные администраторы, задавшись таким вопросами и испугавшись организационных проблем, и не желают «связываться» с программами: по старинке привычней. Но есть и другой тип школьных администраторов (и их становится все больше), более «продвинутых», они понимают, что внедрение информационных технологий в административный процесс может сильно поменять сам этот процесс, повысить его эффективность. Взять наш пример с журналом. Сейчас классные руководители сдают завучу раз в месяц отчеты по успеваемости и посещаемости. Для этого они должны «прошерстить» классные журналы своего класса по всем предметам, все подсчитать, заполнить форму, отдать завучу. При ведении же электронного журнала учитель вообще не нужен для составления этих отчетов: завуч сам может «зайти» в систему и, нажав, условно, одну кнопку, получить и распечатать отчет по интересующему его классу. Я привел только один небольшой пример, как может измениться организация рутинных, в общем-то, работ в школе, и таких примеров множество. Вот поэтому мы считаем, что наш продукт, в первую очередь, для этих «продвинутых» школьных администраторов. Но он поддерживает не только административные функции, но и может существенно помочь и собственно образовательному процессу. Перечислю главные особенности системы «Net Школа», как основы построение именно информационно-образовательной сети образовательного учреждения: Она не является автоматизированным рабочим местом секретаря, завуча, директора и т.п., а представляет собой комплексную систему, в единой оболочке которой «вращаются» и директор, и завуч, и ученик, и родитель. В систему включена поддержка не только административных функций, но и поддержка образовательного процесса: возможность включать электронные обучающие курсы, сделанные как руками самих учителей, так и курсы сторонних производителей (с некоторой доработкой с их стороны, конечно). Система реализована с помощью современных интернет-технологий и имеет клиент-серверную архитектуру, что позволяет «не привязывать» пользователя к конкретному компьютеру. Работать он может с любого компьютера, включенного в локальную школьную сеть. В тоже время, система может функционировать не только в локальной сети, но в Интернете, что позволяет давать доступ в нее родителям для отслеживания результатов обучения своего ребенка. Эта же особенность позволяет расширить систему и «дотянуть» ее до органов управления образования (после некоторой доработки, естественно). Система «Net Школа» является хорошей базой для построения единой информационно-образовательной среды региона. CNews.ru: Каковы практические результаты внедрения системы «Net Школа»? Как вы оцениваете перспективы продукта на российском рынке? Олег Исайкин: О практических результатах можно, например, прочитать в статье «Строим информационное пространство школы: трудности и достижения». Уже более года наша система распространяется бесплатно, но с ноября планируется выход коммерческой улучшенной версии. Систему уже скачали с нашего сайта около 300 школ из России и стран СНГ. Конечно, мы не можем детально отследить уровень ее использования в образовательном процессе во всех школах. Но нам пишут, хвалят, советуют, мы стараемся дорабатывать систему, пользуясь пожеланиями пользователей. Перспективы у продукта, как системы школьного уровня, я считаю, очень хорошие. Но есть еще одна перспектива у «Net Школы», на которой хотелось бы остановиться подробней. Сейчас в России действует федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 2005 годы)». И как нам кажется, сейчас делается основной упор на создание только образовательной среды: порталы, образовательные ресурсы и т.д. При этом, мне кажется, недостаточно уделяется внимание такому важному аспекту системы образования, как управление этой системой, причем не на уровне образовательного учреждения (такие системы существуют), а на уровне города, округа, региона. Сейчас, когда, по сути дела, государство сказало системе образования: «Дайте нам современных людей, не теряющихся в постиндустриальном мире» проблемы управления, проблемы обратной связи с учебно-воспитательным процессом стоят, как никогда остро. И, проводя компьютеризацию и «интернетизацию» системы образования, было бы странно не попытаться внедрить информационные технологии в управленческий процесс, не попытаться построить региональную единую информационную среду. По моему мнению, наш продукт, как раз, и может быть основой для такой среды, т.к. архитектура системы позволяет устанавливать одну версию для множества школ. В Тольятти, например, наша система установлена на едином городском сервере, и доступ в нее имеют уже 20% школ города. А на прошедшей CNews.ru: А как в целом вы могли бы оценить перспективы построения единой информационно-образовательной среды города и региона? Олег Исайкин: Из опыта общения с первыми людьми в системе образования городов и регионов (в основном, в Поволжье) могу сказать, что постепенно приходит понимание того, что же можно сделать с помощью компьютера и интернета и в региональных системах управления. А некоторые управленцы (я имею в виду Тольятти и Казань) сами давно пришли к выводу, что им нужна единая информационно-образовательная среда на уровне города. Правда, единая среда может пониматься по-разному: департамент образования может просто получать отчеты по электронной почте, и рапортовать, что единая среда построена. А можно внедрить (в идеале) однотипные компьютерные системы в каждой школе, иметь доступ к школьным базам данных (точнее, к «срезам» баз данных), чтобы не школы предоставляли отчетность, а сам департамент «забирал» интересующую его информацию (в Тольятти и Казань думают, как раз, о такой системе). Сколько бы времени освободилось у школьных работников! К тому же, построение такой среды позволило бы не только получать отчеты для органов госстатистики (это, как раз, не очень сложно сделать), но и получить в руки мощный инструмент постоянного мониторинга, инструмент постоянной обратной связи, без которой трудно оперативно оценить результаты учебно-воспитательного процесса. К тому же, такая система могла бы стать основой для объединения в «единый круг» других служб: военкоматов, поликлиник и т.д. О технических же перспективах построения единой среды можно сказать, что для разработчиков, имеющих опыт построения сложных распределенных систем, это вполне разрешимая задача. В построении такой системы нет ничего нового или особенного с технической точки зрения: у нас в стране достаточно квалифицированных и опытных фирм, которые могли бы «потянуть» такой проект. Надо только четко представлять себе, что производство такой системы, все-таки, «по плечу» именно фирмам, а не отделам информатизации при департаментах, при всем моем к ним уважении. Так что, думаю, что в скором времени начнут появляться «первые ласточки» это веление времени. CNews.ru: Могут ли, на ваш взгляд, российские ИТ-разработки в области образования быть востребованы на западном рынке? Олег Исайкин: Если иметь в виду ближнее зарубежье, то вполне востребованы даже сейчас, в основном, конечно, CD-ROM-приложения. Если же вести разговор о дальнем зарубежье, то те же CD-ROM-приложения вполне могут там продаваться, только выход их на рынок займет намного больше времени и финансовых ресурсов. Если говорить о системах, предназначенных для школьных управленцев, то в ближайшее время, я думаю, они продаваться не будут, т.к. системы образования у нас и у них сильно отличаются. Единственный реальный путь сегодня это адаптация существующего у нас программного обеспечения под западный рынок совместно с иностранным заказчиком, и это вполне осуществимо. CNews.ru: Каково соотношение российских и иностранных информационных технологий, используемых в среднем образовании России? Каково ваше отношение к проблеме противоборства иностранных вендоров и российских разработчиков ПО, работающих на российском рынке образования? Олег Исайкин: Сейчас пока лидируют российские разработки. Западное программное обеспечение представлено продуктами, в основном, для обучения иностранным языкам. Проблемы же противоборства западных и российских разработчиков мы вообще не видим: этот рынок пока не интересен для западных компаний. Тем более, что в области производства продуктов для образования российские разработчики имеют неоспоримое преимущество: они лучше знают российскую систему образования. Кстати, в тех школах, с которыми мы сотрудничаем наиболее тесно, мы пока не встречали ни одного западного образовательного продукта. Думается, что в ближайшее время мы не будем наблюдать экспансии зарубежных образовательных продуктов на нашем рынке. CNews.ru: Спасибо. |