Сергей Кувшинов: Сегодня проблема образования в целом это не проблема технологий, а проблема профессионализма преподавателей
Развитие российского рынка образования в настоящий момент во многом определяется темпами и уровнем развития информационных технологий. Динамично меняющиеся условия рынка предполагают необходимость поддерживать соответствующий уровень квалификации преподавательского состава, комментирует в интервью CNews.ru Сергей Кувшинов, проректор по информатизации и новым технологиям в образовании РГГУ.
CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные тенденции в области развития образовательных технологий?
Сергей Кувшинов: Термин «образовательные технологии» сегодня не очень популярен. Чаще, как правило, говорят об информационных технологиях, о компьютерных технологиях, чуть реже о коммуникационных технологиях, и совсем редко это уже предмет специальных обсуждений об аудиовизуальных технологиях. Мы рассматриваем информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи созданию новой образовательной среды, где информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.
Сегодня много дискутируют о том, что такое новая образовательная среда, например, образовательная среда в рамках вуза, образовательная среда в рамках системы вузов, образовательная среда в рамках государства, и, наконец, европейская образовательная среда.
В РГГУ под руководством нашего ректора АфанасьеваЮ.Н. уже несколько лет ведется поиск путей реализации на практике эффективного использования информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий во всех видах не только учебной работы, но и функционирования университета как слаженного предприятия подготовки специалистов, имеющих прочные фундаментальные знания. Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства. Здесь сетевые и мобильные технологии выходят на первый план. Помимо доступности учебного материала, необходимо обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета.
В определенном смысле можно утверждать, что складывается прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.
CNews.ru: Как вы оцениваете степень информатизации российского образования?
Сергей Кувшинов: В данном случае это скорее вопрос к работникам министерства образования, а не к нам. Что касается нашего университета, то практически все задачи и проблемы, связанные с автоматизацией и информатизацией, мы решаем сами, замкнуто, без какой-то существенной поддержки финансовой или организационной, со стороны министерства. Фактически мы находимся в том состоянии, что если нам не мешают это уже большая поддержка нашей программы. Жизнь вытолкнула нас на автономное решение сложнейших проблем, и надо отметить, что в этих условиях нами были найдены эффективные способы решения задач не только информатизации, но и интенсификации обучения в рамках построения новой образовательной среды. Судя по той оценке, которую мы слышим от коллег из других вузов, ситуация в РГГУ отличается в лучшую сторону и имеет определенную специфику.
CNews.ru: Как быстро, по вашему мнению, учебные программы «нового поколения», формируемые с учетом последних достижений ИТ, вытеснят традиционно существующие методики?
Сергей Кувшинов: Во-первых: что считать новыми, а что традиционными методами? Если речь идет о традиционных методиках, в которых используются новейшие технические средства, информационные или коммуникационные технологии, то здесь не имеет смысла говорить о вытеснении. Однако возможно изменение самого подхода к учебному процессу, перестройка его модели. Т.е. осуществляется переход от репродуктивного обучения «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам к новой схеме. Под новой схемой мы понимаем так называемый креативный подход, например когда в учебной аудитории с помощью новейшего технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи.
Мы стремимся к тому, чтобы все большее количество предметов включалось в новые формы ведения учебного процесса. Следующим этапом, наверное, будет переход к обучению на реальном фактическом материале, т.е. путем решения сегодняшних актуальных проблем. В результате чего могут быть получены новые решения, которые уже сегодня помогут людям, работающим в соответствующих областях. Таким образом, произойдет процесс взаимопроникновения науки, производства, бизнеса и образования.
Полагаю, развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности. Это два вектора, устремленные к одной цели, однако, один вектор может оказаться очень мощным и действенным, а эффективность другого, в конкретных складывающихся ситуациях, окажется слабее.
CNews.ru: Ожидается ли в связи с растущей потребностью в информатизации «бум» на рынке переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава?
Сергей Кувшинов: Сейчас мы переживаем новый этап, очередную революцию в области информации мобильно-технологическую, связанную с новыми средствами коммуникации. Поскольку преподавательские кадры должны развиваться с опережением, в этом контексте необходимо внедрять новую систему переподготовки преподавателей, иначе непонятно, кто кого будет учить. Уже сегодня часто возникает ситуация, когда студент чуть больше понимает в технике и технологиях, чем преподаватель предметник, в связи с чем складываются новые взаимоотношения между студентами и преподавателем. Если преподаватель действительно пользуется большим уважением, как предметник, и студенты чувствуют, что, возможно, он не достаточно хорошо владеет компьютерной, проекционной техникой или аудиовизуальными комплексами, они с удовольствием ему помогают и даже ассистируют в процессе занятий. Создается несколько другая форма вовлеченности студентов в изучение дисциплины. Если же преподаватель-предметник не пользуется уважением студентов по какой-либо причине, то в этой ситуации возникает традиционный педагогический конфликт.
В нашем вузе мы открыли Школу IT, где преподаватели-предметники, в основном гуманитарии, обучаются эффективному использованию информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий, знакомятся с новыми образовательными технологиями. Все занятия проходят в специально оборудованных многофункциональных аудиториях РГГУ.
CNews.ru: Готовы ли российские вузы инвестировать в профессиональное развитие своих кадров?
Сергей Кувшинов: Пока что вузы не очень активно вкладывают средства в переподготовку преподавательского состава, и ясно почему поскольку прежде, чем делать инвестиции, необходимо сначала увидеть эффективно работающую систему.
Наша Школа IT существует 3 года, однако мы не рискнули с первого и даже со второго года вести подготовку преподавателей из других вузов. У нас была задача отладить систему сначала у себя, и только затем предлагать эту образовательную услугу на рынке. Это весьма ответственный шаг, и здесь нельзя делать неправильных движений. В этом году, получив отзывы и пожелания от многих наших коллег, которые хотели бы учиться в Школе, мы пошли им навстречу, и сейчас около половины наших слушателей составляют педагоги и преподаватели московских школ и вузов.
От нас зависит, насколько интересно и эффективно мы построим работу, действительно ли люди получат в результате обучения в Школе новый импульс, желание общаться с новыми технологиями. Научить человека за 120 часов использовать целиком весь комплекс средств очень тяжело. Поэтому наша главная цель это мотивировать преподавателей-предметников смело и эффективно использовать новые образовательные технологии в своем учебном процессе. Мы стремимся продемонстрировать в рамках одной темы, одного курса, одной лекции, каким образом это может быть использовано для подачи их предмета.
Не секрет, что сами технологии для студентов являются дополнительной мотивацией обучения. Студенты приходят в аудиторию и видят компьютеры, подключенные к сети интернет, различные аудиовизуальные средства, интерактивные доски, системы видеоконференций и т.д. Все это, как правило, настраивает их на рабочий лад, они понимают, что обучение, в так называемой «хай-тек» среде это с одной стороны модно, предмет особой гордости за вуз, а с другой стороны действительно важно и необходимо для будущего специалиста. В этой среде, конечно, меняется и роль преподавателя, если можно так выразится, он становится «мультимедийным дирижером информационных потоков».
В настоящий момент на рынке образовательных услуг пока не заметно появления большого количества подобных школ для подготовки преподавателей. Надо сказать, что это не благотворительная деятельность и наша школа платная. В нынешних экономических условиях вузы не располагают необходимыми средствами, чтобы оплачивать обучение преподавателей. Сами преподаватели пока тоже не готовы уровень зарплаты еще не позволяет платить за обучение из своего кармана. Кроме того, вузы сильно обеспокоены тем, что потратив достаточно серьезные суммы на обучение, они не получат гарантии, что преподаватель, обладающий новыми знаниями и умениями, сможет их реализовать. Для этого требуется специальное технологическое обеспечение самого вуза, нужны аудитории, где есть компьютерная, проекционная техника, аудио, видео. И понятна тревога руководства, которое признает, что такие IT преподаватели просто не нужны, если в самом вузе нет соответствующей инфраструктуры. Не меньшее опасение вызывает и вероятность ухода преподавателя, подготовленного за счет одного вуза, в другое учебное заведение, на большую зарплату. Таким образом, здесь существует большое количество самых разных проблем, которые необходимо решать.
CNews.ru: Сколько преподавателей прошло обучение в Школе IT РГГУ? Какая доля слушателей приходится на региональные вузы?
Сергей Кувшинов: На данный момент у нас прошло обучение 160 преподавателей, четвертую часть составляют преподаватели из других вузов. С региональными вузами мы пока не работаем, поскольку обучение связано с длительным пребыванием здесь. Преподавателей не освобождают от занятий в своих вузах, они приезжают сюда в вечернее время. С одной стороны это плохо, но с другой стороны хорошо, потому что практически всю информацию, которую они здесь получают, можно сразу же на следующий день применить, проверить на практике и получить обратную связь. Таким образом, эффект самосовершенствования приходит достаточно быстро, поэтому каждое занятие протекает очень бурно. Педагоги обмениваются результативностью работы, целесообразностью использования того или иного педагогического приема, той или иной образовательной технологии.
CNews.ru: Каковы ваши прогнозы относительно динамики спроса и предложения в области образовательных программ на ближайшие годы?
Сергей Кувшинов: Спрос, несомненно, будет. На рынке уже давно существует такой термин, как «IT-специалист». Каждая компания, так или иначе, нанимает на работу IT-специалиста, т.е. человека, который может настроить компьютер, сеть, закупить необходимое оборудование, работать со сложным программным обеспечением, построением баз данных и т.д. Однако у меня сложилось впечатление, что пика здесь мы уже достигли, и скоро спрос на IT-специалистов начнет падать. При этом будет возрастать спрос на специалистов любого профиля, которые обладают знаниями в области информационных, коммуникационных, аудиовизуальных технологий, с тем, чтобы каждый на своем рабочем месте мог применять и использовать эти технологии.
В любом случае, чем больше будет предложений, подобных нашей школе, тем лучше. Во-первых, потому что интереснее работать, а во-вторых, потому что одной организацией например, нашему вузу, нашей Школе не решить всех проблем. Думаю, что с течение времени рынок сформируется, и каждый займет свою нишу. Скажем, мы сильны именно в образовательных технологиях, а центр при техническом университете им. Н.Баумана в подготовке программистов и сетевых администраторов.
Сегодня проблема образования в целом это проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно преподаватель является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Кроме того, большинство из работающих в вузах специалистов часто вообще не имеют педагогического образования. Поэтому главное внимание в системе образования должно быть в первую очередь направлено на педагогическую подготовку преподавателей предметников. Совместив педагогическое образование и образование в области новых информационных технологий, можно будет обеспечить прорыв в создании новой образовательной среды.