Дмитрий Гудзенко: Заказчики у нас интереснее, чем в Европе, страна большая и проблемы большие
На вопросы CNews.ru ответил Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана.
CNews.ru: В текущем году участники IT-рынка в России не испытывают эйфории как это было, например, в прошлом году. Возможно, это связано с кризисом на мировом рынке. Каков общий настрой на рынке IT-образования? Ведь эти рынки сильно коррелируют.
Дмитрий Гудзенко: Рынки действительно сильно коррелируют, но зависимость рынка IT и рынка образования гораздо более сложная. Первый момент. Для успешного и конкурентного решения трудных задач IT-фирме (или IT-отделу) приходится все больше тратить на образование своих сотрудников. Второй момент. Мы можем говорить о некотором перепроизводстве IT-специалистов на рынке труда. Однако, результат подобного перепроизводства в несколько раз возросший спрос на специалистов высокого уровня, сертифицированных профессионалов с серьезным опытом работы. Например, чтобы сейчас хорошо устроится web-специалисту нужно знать гораздо больше, чем это требовалось год или два назад. Все эти люди идут к нам, чтобы получить новые знания, повысить квалификацию, чтобы не терять уверенности в себе, как в современном и востребованном специалисте.
CNews.ru: Как можно оценить структуру клиентской базы вашего учебного центра?
Дмитрий Гудзенко: Мы традиционно работаем со всеми клиентами, которые интересуются IT-технологиями. Мы далеки от снобизма и от некой корпоративной закрытости, поскольку выросли на базе МГТУ им. Баумана. Среди наших клиентов частных лиц и слушателей от компаний примерно одинаковое число, поэтому мы одинаково сильно умеем работать и с теми, и с другими. Хочу подчеркнуть, что мы опираемся на самую широкую клиентскую базу: среди наших слушателей вы можете встретить специалистов из крупных нефтяных и промышленных компаний, банков, государственных организаций. Если сравнить с другими учебными центрами, то, наверное, одной из наших изюминок с точки зрения клиентов является хорошо налаженная работа с нашей «оборонкой». Традиционно, оборонные отрасли промышленности работают с МГТУ им. Баумана, доверяют «бауманскому» качеству, любят «бауманский» стиль, и все это находят у нас. Большинство издательских компаний только у нас находят необходимый спектр курсов и удобные условия обучения. Поскольку наши преподаватели выезжают в любую точку страны, наши клиенты и географически распределены. Наше ключевое преимущество: мы никому не отказываем в обучении.
CNews.ru: Можно ли говорить, что ваш учебный центр универсальный?
Дмитрий Гудзенко: Если смотреть на объявление в газетах «Образование и карьера», «Работа для Вас», то там вы можете увидеть «универсальные» учебные центры, которые в одном объявлении учат и компьютеру, и массажу В этом смысле наш центр не универсален. Мы всегда специализировались на компьютерных и офисных технологиях, которые в принципе разделить практически невозможно. В области компьютерных технологий мы действительно универсальны. Основные направления подготовки специалистов: интернет- и web-технологии; сетевые технологии; программирование и базы данных; компьютерная графика, анимация, дизайн; проектирование и 3D-моделирование; настройка и ремонт компьютеров; подготовка пользователей и офисные специальности.
CNews.ru: Вы не согласны с тем тезисом, что специализация в области каких-то конкретных технологий все же предпочтительнее, чем «универсальный супермаркет»?
Дмитрий Гудзенко: Согласен. Действительно, специализация в области определенных технологий предпочтительнее, чем поверхностная попытка объять необъятное, поэтому мы серьезно специализируемся на всех тех направлениях, которые я назвал. Почему я могу так сказать, что при таком богатстве выбора ассортимента мы сохраняем серьезную специализацию в каждом направлении? Да потому, что мы просто очень большой учебный центр. Для сравнения могу привести пример другого учебного центра, который занимается сертифицированными курсами Autodesk. Вы можете назвать этот центр специализированным, но с тем же успехом вы можете назвать специализированным учебным центром Autodesk то наше подразделение, которое этим занимается. Если взять тот автономный учебный центр там один компьютерный класс и один сертифицированный тренер, у нас несколько классов и несколько тренеров работают на Autodesk, поэтому не корректно говорить, что мы менее специализированны, чем другие учебные организации. В рамках нашего учебного центра существует много специализированных направлений, которыми мы занимаемся очень серьезно и глубоко.
CNews.ru: Считаете ли вы, что из всех способов привлечения клиентов самым эффективным до сих пор остается метод «из уст в уста»?
Дмитрий Гудзенко: Есть такой афоризм: «Реклама может помочь продвижению хорошего товара и провалу плохого», поэтому метод «из уст в уста» либо усиливает, либо сводит на нет эффект рекламы. Самый лучший способ привлечения клиентов это качественная работа, но, тем не менее, все способы информирования клиентов о нашем центре хороши и они остаются. Если бы мы зацикливались только на методе «из уст в уста», мы бы, наверное, не давали рекламы. Парадокс в том, что очень много приходится тратить времени и сил, на то, чтобы люди просто узнали, что существует такой учебный центр, поэтому мы сочетаем все виды информирования клиентов о наших услугах: это и web-сайт, это и наружная реклама, участие в конференциях, и традиционный метод «из уст в уста».
CNews.ru: Насколько эффективен такой источник привлечения клиентов как работа с партнерами?
Дмитрий Гудзенко: Достаточно эффективен. Согласитесь, что, вряд ли человек из Новосибирска полетит в Москву для изучения «базовой компьютерной подготовки». Он будет искать курсы поближе к дому, но из этих курсов он будет искать те, которые максимально соответствуют его ожиданиям, где продуманная методика, где сертифицированные преподаватели, где проверенные компьютерные классы, и т. д. Поэтому наши взаимодействия с партнерами это привлечение клиентов как к нам, так и привлечение клиентов к партнерам. Партнерская программа нацелена на предоставление в любой точке России, даже в любой точке мира, качественных услуг по IT-обучению.
CNews.ru: Продолжая тему регионов. Утверждают, что спрос на обучение в регионах растет. Вы чувствуете это на себе? Какие у вас планы в вопросе региональной экспансии?
Дмитрий Гудзенко: Да, спрос на обучение растет. Вообще в регионах спрос на IT-технологии растет. По последнему годовому отчету Microsoft доля региональных продаж повысилась до 30%. Microsoft ставит как задачу которую мы полностью поддерживаем вести бизнес не только в пределах МКАД. 2426 октября мы работаем на выставке в Краснодаре. У регионов есть свой спрос на обучение. Свой путь в регионы мы видим в первую очередь через использование партнеров. Партнерская программа для нас это главное оружие для работы с регионами.
CNews.ru: Вы говорили о качестве обучения, но как определить это качество? Стандарты в IT-образовании сегодня отсутствуют. Такая ситуация вызывает обосновано настороженное отношение руководителей к эффективности и целесообразности вложений в такое обучение. Что вы обычно отвечаете на такие упреки в отношении неавторизованных курсов?
Дмитрий Гудзенко: В IT-образовании есть достаточное количество стандартов и нельзя говорить, что они отсутствуют. Как правило, стандарты в IT-образовании существуют в качестве стандартов на курс, на процесс обучения и стандартов на результат обучения, то есть экзамен на знание. Например, по начальной компьютерной подготовке пользователей мы не имеем IT-стандарта на курс (ни государственного, ни отраслевого, ни даже корпоративного), но мы имеем достаточное количество стандартов на знание. Существуют известные международные программы Microsoft Office Specialist и ECDL.
Могу сказать, что наши авторские курсы для начинающих пользователей были разработаны именно с ориентацией на этот стандарт. Упреков в отношении не авторизованных курсов мы не получаем, потому что каждый заказчик всегда может увидеть подробную программу обучения. В любом случае, если мы выполняем заказное обучение и, если заказчик хочет подробно узнать, какие знания получат слушатели, то он в праве ознакомиться с программой, узнать в какой форме (экзамен, лабораторные работы) будет проверяться качество полученных знаний, и, конечно, ознакомиться с итоговыми результатами.
CNews.ru: Но заказчику в любом случае приходится полагаться только на авторитет учебного центра?
Дмитрий Гудзенко: Почему? Заказчик выбирает между различными программами и методами оценки. Мы всегда работаем и предлагаем заказчику обучение из четырех основных этапов: а) выбор стандарта, по которому он будет обучать своих сотрудников; б) проверка знаний на стандарт через наш сервер тестирования,; в) обучение; г) проверка знаний после прохождения обучения. Таким образом, заказчик контролирует процесс полностью. Авторитет учебного центра это скорее степень доверия к учебному центру, престиж свидетельства.
CNews.ru: Ваши коллеги говорят о том, что мелкие непрофессиональные учебные центры со временем отомрут. Вы тоже на это надеетесь?
Дмитрий Гудзенко: Я надеюсь не на то, что кто-то отомрет, я надеюсь, что мы будем дальше развиваться. Тот период, когда мы считали на рынке своими соперниками мелкие учебные центры давно прошел. Скорее, было бы интересно услышать из ваших уст, что отомрут крупные профессиональные учебные центры, с которыми в основном мы сейчас соперничаем, а таких центров достаточно много. Реальный учебный бизнес таков, что разориться на нем очень тяжело. Если учебный центр создан при какой то большой головной компании, то он может существовать даже работая в убыток, потому что он будет поддерживаться.
CNews.ru: Если вернуться к качеству. Отличается ли российское преподавание от европейского преподавания одних и тех же курсов?
Дмитрий Гудзенко: Разумеется, отличается, потому, что даже один и тот же текст, сказанный на русском и английском языке, занимает разное время. Естественно мы обучаем в основном российских граждан, и мы обучаем их так, чтобы именно им было понятно и удобно. Естественно, в Европе обучают европейцев так, как принято в той стране с поправкой на ментальность. Могу привести пример: я был на конференции Discreet, там присутствовали учебные центры со всей Европы, но обучение в датском учебном центре, и в испанском отличается. Именно в этом смысле российское обучение отличается от западного. К примеру, российская методика обучения сильнее направлена на закрепление материала и проверку полученных знаний. С точки зрения что лучше, что хуже каждому свое. Могу сказать, что по основным, объективным критериям, мы ничуть не хуже и у нас преподаватели сдают те же самые экзамены. Можно сказать, что заказчики у нас интереснее. Страна большая и проблемы большие. Ни в одной стране нет такого огромного числа крупных компаний, поэтому можно сказать, что квалификация преподавателей у нас рассчитана на больший масштаб.
CNews.ru: Будут ли расти цены на IT-обучение?
Дмитрий Гудзенко: Разумеется, потому что нет никаких предпосылок, чтобы они падали. У нас нет массовой безработицы среди высококвалифицированного персонала, чтобы высококвалифицированные преподаватели продавали свой труд дешево. У нас нет государственной поддержки IT-обучения. Если бы все учебные центры государство поддерживало, например, арендными площадями, то это бы влияло на цены, но этого нет. У нас растет общее благосостояние компании, люди понимают, что надо тратить деньги на обучение, конечно цены будут расти, как впрочем, они растут на все остальное. С другой стороны мы стремимся поддерживать максимально оправданные и демократичные цены. Завышенные цены это показатель малого спроса на обучение и попытка компенсировать пустующие места в классах. При этом, чем крупнее центр, чем больше его оборот, тем меньше процент средств выкладывается на поддержку собственной инфраструктуры, а это несомненно сказывается на итоговой цене обучения.
CNews.ru: Какие курсы убыточны?
Дмитрий Гудзенко: В отличие от корпоративных учебных центров, которые могут себе позволить именно убыточные направления в чистом виде, (например компания продает какую то систему «АБВ-бухгалтер», эта же компания и будет учить этой системе, независимо от того приносит обучение деньги или нет эта деятельность поддерживает общее направление). Если мы возьмем большую компанию, которая является продавцом какого-то программного или аппаратного обеспечения, то внутренний учебный центр прибылен в той степени, в которой он поддерживает продажи основного продукта. Для независимых учебных центров, каким мы являемся, убыточных курсов просто не бывает, какая-то отдельная группа может быть менее прибыльной или более прибыльной, в зависимости от комплектации. Вы понимаете, что если курсы будут сильно убыточны, то их просто не будут читать. Однако, если мы берем обучение большой компании, если они хотят прослушать пять курсов, четыре из которых мы читаем, а пятый требует от нас спец усилия, мы пойдем на встречу, и пятый курс прочтем даже в убыток. Также несомненно убыточны курсы на начальном этапе раскрутки.
CNews.ru: Какова роль технологий в развитии IT-образования? Каковы перспективы в развитии дистанционного образования в России?
Дмитрий Гудзенко: Очень высока роль технологий в развитии IT-образования, особенно в развитии дистанционного, потому что страна у нас очень большая. Самая определяющая технология это каналы связи. Если будут более хорошие каналы связи, интернет более быстрый, то дистанционное образование будет также развиваться значительно быстрее. Сейчас, с моей точки зрения, дистанционное образование тормозится не только психологической неготовностью людей, но и техническими проблемами действительно небольшим региональным компьютерным парком. Но, в основном развитие дистанционного обучения определяется каналами связи, потому что главное это передача знаний. Все же остальные технологии в развитии IT-обучения: видео, мультимедиа они все отработаны, они все отлично дополняют преподавателя.
Также все чаще возникают потребности у крупных компаний к внедрению внутрикорпоративных систем онлайн-обучения, что позволяет обучать большое число сотрудников без отрыва от работы. Одним из немногих решений в этой области является наша система корпоративного обучения BaumanTraining.
CNews.ru: Какие технологии вы используете в программах дистанционного образования? Аудио, видео
Дмитрий Гудзенко: Мы стоим на позиции, что дистанционное обучение, это в первую очередь обучение, а не самообучение. Поэтому главное для нас это донести слово преподавателя, донести живого человека до слушателя, все остальное мы считаем вспомогательным, хотя и очень важным. Наша система дистанционного онлайн обучения, сочетает в себе и наш многолетний опыт, и передовые разработки западных компаний, занимающихся дистанционным обучением. Мы первые в России представили комплексное решение проблемы обучения через интернет.
Помимо традиционных преимуществ максимальной доступности обучения вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей, в нашей системе реализована возможность прямого общения с преподавателем и реальные лабораторные работы (технология RealLabs), что до сегодняшнего дня являлось уникальным преимуществом очного обучения. Широкий спектр интерактивных курсов, многоступенчатая система проверки знаний дополняются возможностью выбора различных методик обучения и дополнительных сервисов, что делает проект привлекательным как для конечных пользователей, так и для компаний, планирующих повышение квалификации своих сотрудников.
CNews.ru: Какова доля авторизованных курсов в вашем сбыте? Почему так слабо развиваются собственные разработки учебных центров? Дает ли о себе знать традиционная любовь россиян ко всему иностранному?
Дмитрий Гудзенко: В нашем обороте сертифицированные курсы занимают порядка 20%. Все остальное это курсы собственной разработки. Мы исторически развивались, как центр где люди могут и умеют разрабатывать курсы сами, именно поэтому мы вышли в лидеры по линии web-курсов, поскольку вендоры не предлагали универсальные и оптимальные по ценам курсы по этой тематике. Могу сказать, что гораздо тяжелее подготовить свой курс, чем читать авторизованный, потому, что это требует очень серьезной подготовки. Почему этого не делают другие учебные центры? Потому, что готовить курс можно разрабатывать, только если он будет хорошо тиражироваться. Нет смысла готовить курс два месяца и прочитать его один раз. В IT-области со многими курсами так и происходит, поэтому авторские курсы по тяжелым IT-технологиям довольно редки, и в данном случае действительно оптимально читать авторизованные курсы. Напротив, есть курсы, по которым нет нормальных авторизованных комплектов. Например, практически все графические курсы, (кроме Autodesk), курсы по web-технологиям мы готовим сами. Главное преимущество авторского курса в том, что он ориентирован на конкретную аудиторию, на потребности конкретной страны. Он может быть гораздо быстрее изменен и поставлен, чем авторизованный курс, а также максимально адаптирован под нужды конкретной компании-заказчика обучения. Я еще раз подчеркну, что мы на одинаково высоком уровне читаем и те, и другие курсы.
CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка образования в сфере IT в ближайшие несколько лет?
Дмитрий Гудзенко: В первую очередь усилится требования к качеству IT-образования, потому что та эпоха, когда в некоторых учебных центрах (у нас этого, замечу, никогда не было), обучение было чем-то вроде времяпрепровождения с обменом мнениями практически закончилась. Сейчас, если люди хотят получить знания, их в первую очередь интересует качество знаний, то есть что они будут знать и уметь после окончания курсов. Люди хотят иметь комплексный подход к обучению: если компания обучает людей по IT-направлению, то им нужно чтобы в одном учебном центре они получили и Photoshop, и сети, и программирование.
Конечно, универсализация это требование времени. Требование времени это также разумные и обоснованные цены. Тот период, когда для получения контракта надо было иметь хорошие личные связи, и при этом на цену никто не смотрел, в России заканчивается. Люди серьезно считают деньги, никто не хочет переплачивать. Поскольку цены в крупных учебных центрах у всех примерно одинаковые, заказчики хотят за свои деньги получить максимум сервиса, то есть все те дополнительные услуги которые мы предоставляем корпоративным клиентам, начиная с персонального менеджера и заканчивая гарантией сохранения средств. На особом внимании поддержка по окончанию обучения. При выдаче сертификата об окончании курса, мы только начинаем серьезно работать с человеком. Мы его обучили, теперь нужно сделать так, чтобы он смог воспользоваться своими знаниями в жизни. Мы должны его поддерживать. В частности, мы обеспечиваем наших выпускников линией технической поддержки и постоянно приглашаем на бесплатные специализированные семинары.