|
|
Рынок дополнительного ИТ-образования: бум
Еще несколько лет назад мало кто осмелился бы предположить, что российский рынок дополнительного обучения ИТ-специалистов так быстро достигнет годовых оборотов в десятки миллионов долларов. Столь стремительного успеха не ожидали даже те редкие компании, которые рискнули сделать ставку на учебные курсы как на свой основной бизнес. Что уж говорить об учебных центрах, открывавшихся при ИТ-компаниях: для их руководителей выход образовательного подразделения «в ноль» еще сравнительно недавно воспринимался как успех. Сегодня, с полным основанием уже можно говорить о буме: рынок дополнительного ИТ-обучения переживает этап стремительного роста. Для того чтобы понять, что происходит лучше сразу определиться с цифрами: обороты, темпы роста, прогнозы. Итак, объем рынка обучения ИТ-специалистов традиционно определяется, как доля от всего ИТ-рынка. По существующим оценкам, российский рынок обучения ИТ-специалистов в 2001 году составил 1% от оборота всего ИТ-рынка. По оценкам компании АйТи, в 2002 году темпы роста ИТ-рынка в России составят Оценка роста рынка обучения ИТ-специалистов (млн.долл)
Источник: Академия АйТи
Как видно в таблице, предполагается, что рынок авторизованного обучения будет расти быстрее всего ИТ-рынка. Эксперты объясняют это действием нескольких причин:
Динамика развития учебных центров Москвы
Источник: PC Week / RE
Учиться действительно стали больше, причем не только в Москве, но и в регионах страны (эту тенденцию подтверждают большинство опрощенных нами участников рынка). Рост зависимости бизнеса от ИТ повышает требования к специалистам, и как следствие, к качеству их подготовки. Почти идеальная среда для развития бизнеса в сфере обучения. Оговорка «почти» допускается лишь Динамика роста числа слушателей учебных центров в Москве
Источник: PC Week / RE
Впрочем, на обучение высшего менеджмента деньги в отечественном бизнесе находятся все чаще. Изменение роли информационных технологий в экономике (переход от поддержки существующих бизнес-процессов к стратегическому развитию, созданию новых моделей ведения бизнеса и увеличению его стоимости) требует подготовки управленцев высшего звена, способных формировать и реализовывать стратегию бизнеса предприятий посредством информационных технологий. Доходы учебных центров в 2001 г., млн. долл.
Источник: данные компаний
Рост обучения руководителей в сфере ИТ подтверждается и опытом Школы ИТ CNews.ru. Спрос со стороны рынка стабильно высок. Так, всего за четыре первых месяца работы проекта его услугами воспользовались более 300 менеджеров и специалистов, работающих в самых разных сферах бизнеса.
Использование общепринятых инструментов управления в ИТ-сфере существенно меняет принципы подготовки и развития ИТ-специалистов. Как показывают исследования, проведенные Академией АйТи, сегодня более 70% предприятий имеют или разрабатывают программы подготовки и развития ИТ-персонала. Причем, как правило, процесс подготовки ИТ-кадров теперь находится в сфере ответственности не только руководителей ИТ-служб, но и всего топ-менеджмента предприятий и его Необходимость в более тесной интеграции Однако в настоящее время на российском рынке практически отсутствуют образовательные структуры, ориентированные на предоставление такого рода сервиса в области подготовки кадров. Высшие школы нацелены на фундаментальные, но достаточно оторванные от практического применения программы, бизнес-школы не специализируются в ИТ-сфере и в большей степени заточены под личные интересы обучающихся, нежели под корпоративные задачи. В существующих центрах ИТ-образования, соответственно, пока не в полной мере представлена линейка курсов, направленных на развитие необходимых управленческих компетенций. Попытки же реализации комбинированных программ обучения на базе различных учебных заведений приводят к чрезмерному усложнению логистики и не позволяют в нужной мере контролировать процесс, особенно учитывая тот факт, что большинство корпоративных заказчиков это сложные разветвленные территориальные структуры. Любопытно, что качество дополнительного авторизованного ИТ-образования в России, по мнению экспертов заметно выше, чем в странах Европы и США. Так, почти все преподаватели в отечественных учебных центрах это специалисты, имеющие опыт работы с описываемыми технологиями, в том время как в большинстве западных центров лектор является лишь приложением к учебнику и не готов отвечать на дополнительные вопросы, уходящие хотя бы на шаг в сторону.
Сразу оговоримся, что подобная базовая подготовка пользователей это не всегда сфера коммерции. Так, основные навыки по использованию популярных пакетов можно получить и в рамках учебной программы по информатике классических непрофильных ВУЗов. Между тем, общим для всех форм обучения недостатком является отсутствие единых стандартов на уровень знаний подготовленных специалистов, что вызывает большой разброс в качестве и содержании программ обучения. Такая ситуация вызывает обоснованно настороженное отношение ИТ-руководителей к эффективности и целесообразности вложений в такое обучение. Стандарты обучения компаний-производителей массового ПО, вряд ли можно рассматривать в качестве достаточных. Основные достоинства и недостатки перечисленных форм подготовки пользователей:
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее оптимальной на данный момент является форма обучения квалифицированных пользователей массовых технологий с привлечением коммерческих учебных центров. Ключевыми для такого вывода можно принять следующие факторы:
Второй по эффективности (соотношение цена/качество) обучения следовало бы признать форму СДО, но существующие методологии не позволяют эффективно использовать ее в программах подготовки пользователей: довольно высок должен быть процент личного взаимодействия тренер-слушатель, что сегодняшними методиками удаленного обучения, к сожалению, не компенсируется.
Очевидно, что даже при реализации всех этих мер, российские компании еще не скоро достигнут оборотов, сравнимых с доходами европейских коллег, работающих на рынке ИТ-обучения. Для того, чтобы понять потенциал данного бизнеса обратимся к статистике мирового рынка.
По данным Gartner Group, общемировой объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) ИТ-обучения будет расти на 13% в год, увеличиваясь, таким образом, с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г. Мировой корпоративный рынок только онлайнового обучения (e-learning) составил в 2001г. около 2,1 млрд. долл. Gartner также прогнозирует ежегодную норму роста данного сегмента 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005г. Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. По данным аналитиков International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США вырастет более чем на 50% и достигнет 18 млрд. долл. к 2005 г. Согласно исследованию IDC, европейский рынок бизнес-образования будет в течение пяти лет ежегодно расти на 14,9 % и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. По тем же оценкам, к 2005 г. 27% образовательной информации будет распространяться через системы онлайнового обучения. Аналитики IDC считают, что наиболее подготовленными странами к использованию систем онлайнового обучения в Европе являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны. Новые технологии, безусловно, являются значимым фактором развития рынка ИТ-обучения. Инновации в данной сфере, рассматриваются в главе Информационные технологии в системе образования России. Максим Казак, Мария Попова
|