При поддержке Центр компьютерного обучения

Вузовская подготовка специалистов в области связи и ИТ

 
Содержание:

  • МТУСИ
  • СПбГУТ
  • СибГУТИ
  • ПГАТИ
  • НГУ
  • Итоги приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения связи в 2002 г.

    С января 2002 года в Российской Федерации начала реализовываться государственная программа «Электронная Россия». Проект предусматривает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, повсеместную компьютеризацию и интернетизацию. Очевидно, что для этого понадобятся десятки, если не сотни тысяч квалифицированных специалистов.

    Подготовку специалистов данного профиля высшие учебные заведения связи осуществляют в рамках подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Телекоммуникации» и «Информатика и вычислительная техника», а также дипломированных специалистов по 14 специальностям по тем же направлениям подготовки.

    В настоящее время подготовку специалистов данного профиля осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения связи в рамках 5 специальностей высшего профессионального образования:

    • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
    • Автоматизированные системы обработки информатизации и управления;
    • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
    • Информационные системы;
    • Прикладная информатика

    и 4 специальностей среднего профессионального образования:

    • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
    • Автоматизированные системы обработки информатизации и управления;
    • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
    • Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей.

    Ежегодно в вузы и средние специальные учебные заведения (ссузы) связи для обучения по этим специальностям приходят поступать около 4 тысяч человек. Растет конкурс среди желающих поступить в отраслевые учебные заведения для получения знаний в сфере информационных технологий. Так, в 2001 году он в среднем составил 5 чел. на 1 место, а на отдельные специальности — более 10 чел. на 1 место.

    С целью более полного удовлетворения потребности в специалистах в области информационных технологий, в ближайшее время вузами связи планируется открытие новых специальностей, таких как:

    • Системы автоматизированного проектирования;
    • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
    • Управление и информатика в технических системах;
    • Информационная безопасность телекоммуникационных систем.

    Кроме того, в рамках существующих специальностей, могут быть открыты новые специализации, такие как:

    • инфокоммуникационные услуги;
    • инфокоммуникации обмена знаниями;
    • электронная коммерция;
    • средства мультимедиа и графики;
    • WEB — дизайн;
    • электронное управление документами и другие.

    Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)

    Для реализации образовательного процесса с применением новых информационных технологий в МТУСИ развернуто несколько компьютерных сетей, действуют 7 дисплейных классов, имеющих выход в интернет. Кроме того, все кафедры, факультеты и административные службы также включены в эту сеть.

    Университет активно использует в образовании дистанционные технологии, как для студентов заочников, так и студентов дневного отделения. На сервере МТУСИ можно в сетевом режиме получить доступ к образовательным ресурсам: к лекциям, тестам, лабораторным работам и др. Кроме того, предусмотрены средства интерактивного общения между преподавателем и студентами в режиме конференции, форума и т.д.

    В МТУСИ сформированы организационные подразделения, осуществляющие как подготовку мультимедийных образовательных продуктов, так и их сопровождение при проведении дистанционных занятий с использованием сети ISDN, сети интернет, кейс-технологии и др.

    Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций (СПбГУТ)

    В университете, с целью повышения образовательной и научно-исследовательской деятельности, организован Институт информационных технологий. В его составе созданы классы, оснащенные современной компьютерной техникой с выходом в интернет; мультимедийный центр, оснащенный профессиональной видеоаппаратурой.

    СПбГУТ проводит работу по развитию дистанционных форм обучения с разработкой программного образовательного продукта; осуществляет повышение квалификации специалистов в области перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, таких как аудио-видеопроизводство и WEB-вещание; проводит научные исследования в области новых информационных технологий, что дает возможность преподавателям и студентам получать международные сертификаты.

    В университете создана и успешно работает студенческая студия интернет-вещания.

    Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ)

    Компьютерная сеть университета включает в себя около 600 компьютеров, 12 серверов, 25 км локальных сетей. Подключение всех компьютеров к сети обеспечивает выход в интернет с каждого учебного места. Кроме того, каждый преподаватель имеет возможность пользоваться электронной почтой на рабочем месте, а многие и дома. Все общежития СибГУТИ подключены к интернету по выделенным линиям, а проживающие там студенты имеют возможность в течение определенного времени использовать доступ в Сеть бесплатно (проект RUNNET).

    Университет имеет лицензию Минсвязи России на предоставление телематических услуг и услуг по передаче данных, узел СибГУТИ прошел государственную сертификацию и регистрацию. С сентября 2001 года университет начал предоставлять услуги коммутируемого и высокоскоростного доступа в интернет как провайдер интернет-доступа. В настоящее время СибГУТИ является единственным в г. Новосибирске государственным провайдером, предоставляющим самый широкий спектр интернет-услуг и хостинга.

    В 2002-2003 годах университет планирует дальнейшее развитие предоставления коммерческих телематических услуг и услуг по передаче данных. Начато развертывание высокоскоростной опорной сети, позволяющей предоставлять услуги доступа на скорости 100 Мб/с при номинальных затратах клиента на инсталляцию.

    В планах СибГУТИ создание учебного UNIX-центра, в задачи которого входит подготовка и переподготовка специалистов по информационным технологиям.

    Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики (ПГАТИ)

    В каждом из двух учебных корпусов академии созданы учебные вычислительные центры, имеющие в своем составе 60 компьютеров, включенных в локальную сеть с выходом в интернет. В учебных корпусах имеется потенциально 256 IP-адресов электронной почты. Из них в настоящее время задействовано около 160. Кроме того, 14 кафедр ПГАТИ оснащены дисплейными классами (150 компьютеров), около половины этих классов имеют выход в интернет.

    Академия имеет свой сайт. Свои сайты имеют пять кафедр и тренинг-центр ПГАТИ. В настоящее время идет подготовка сайтов еще шести кафедр.

    Преподаватели и студенты академии активно используют сеть интернет как источник справочной информации по новым телекоммуникационным технологиям, для переписки и формирования программ учебных курсов. Около 600 студентов ПГАТИ непосредственно выполняют учебные задания, работая в сети интернет (создание поисковых и информационных систем, формирование баз данных, разработка сайтов и др.).

    На заочном факультете интернет используется для дистанционного обучения и дистанционного общения студентов — заочников с преподавателями академии. На сайтах ряда кафедр выставлены учебные пособия и другая справочная информация.

    На завершающей стадии ввода в эксплуатацию находится информационный центр библиотеки ПГАТИ. В состав этого центра входят три дисплейных класса, которые будут подключены к интернету.

    Преподавателями академии за два последних года изданы 4 монографии по проблемам IP-телефонии и интернет-технологиям. В 2002 году в академии завершатся работы по созданию единой информационной сети, объединяющей более 100 компьютеров с выходом в интернет.

    Система подготовки IT-специалистов в НГУ

    Факультет информационных технологий (ФИТ), организованный в Новосибирском государственном университете (НГУ) в 2000 г., осуществляет подготовку универсальных специалистов, обладающих как фундаментальным университетским образованием, так и широким кругозором в области современных информационных технологий. Выпускники факультета востребованы как научно-исследовательскими организациями (институтами РАН, что требует современного базового образования по информатике, математике и физике), так и российскими и зарубежными ИТ компаниями. Кругозор в сфере приложений в сочетании с фундаментальным образованием позволяет легко входить в конкретную предметную область.

    Программа обучения и учебный план в первую очередь направлены на целевую подготовку специалистов для научно-исследовательской работы. Одновременно, для использования всего потенциала спроса на специалистов, выпускники факультета должны удовлетворять требованиям ведущих российских и зарубежных ИТ компаний.

    Студенты получают общую фундаментальную подготовку по информатике, математике и физике в течение 4 семестров. Уровень базовой подготовки соответствует требованиям механико-математического факультета (ММФ) и физического факультета (ФФ) НГ У. На третьем курсе, наряду с продолжением общего базового образования, начинается специализация. Для этого учебным планом предусмотрены альтернативные курсы и спецкурсы кафедр. На четвертом курсе упор делается на специальные курсы и подготовку дипломной работы.

    В соответствии с современными образовательными стандартами предусматривается возможность четырехлетнего образования (получение диплома бакалавра), пятилетнего (получение диплома специалиста) и магистратура (шестилетняя форма обучения). На факультете работает аспирантура.

    Информационные технологии весьма динамично развиваются и поэтому для подготовки профессионалов требуется постоянное обновление учебной программы. Учебный план постоянно совершенствуется, а именно, ведется поиск оптимального соотношения между базовыми курсами, обновляется список спецкурсов кафедр, вводятся новые общие курсы по актуальным направлениям современных информационных технологий.

    Специализация осуществляется выпускающими кафедрами. Каждая из этих кафедр имеет базовую организацию. Базовой организацией кафедры факультета может быть научно-исследовательский институт, университет и организации другого ведомственного подчинения при условии, что в этой организации проходит практику достаточное количество студентов/магистрантов/аспирантов. Последнее относится и к ИТ компаниям.

    Для сохранения традиционно высокого для НГУ уровня преподавания ФИТ активно привлекает как ученых СО РАН, так и специалистов из работающих в Академгородке ИТ компаний. Участие ученых позволяет поддерживать высокий уровень базового университетского образования. Привлечение же специалистов из ИТ компаний позволяет преподавать общепрофессиональные дисциплины на самом современном уровне и прививать студентам навыки практической реальной работы.

    Студенты проходят подготовку как на бесплатной основе (бюджетные места), так и платно. В настоящее время проходным баллом при поступлении на факультет является 10 баллов (из 10 возможных). Это свидетельствует о высокой популярности образования в области информационных технологий, что позволяет набирать на факультет наиболее подготовленных абитуриентов. Абитуриенты, набравшие 9 (а в отдельных случаях и 8 баллов) на вступительных экзаменах могут быть зачислены на факультет на платной основе. Достигнута договоренность о целевой контрактной подготовке специалистов для таких компаний как «УниПро-SUN», «Kaspersky Lab», «Лукойл», «Юкос», «Новософт», «Софт-лаб», а также для Ханты-Мансийского Автономного округа и Республики Саха-Якутия.

    Ряд институтов СО РАН учредили именные стипендии для студентов НГ У. Достигнута договоренность с некоторыми ИТ компаниями об учреждении ими стипендий для студентов ФИТ за успехи в учебе и научной работе.

    Научную деятельность на факультете курирует специально организованная лаборатория информационных технологий ФИТ НГУ, которая заключила договоры на выполнение научно-исследовательских работ с рядом организаций и ИТ компаний. Студенты ФИТ уже с конца 2 курса привлекаются к исследовательской работе по грантам INTAS, CRDF, РФФИ, а также по проекту ФИТ «Развитие интегрированного учебно-научного центра подготовки специалистов в области информационных и суперкомпьютерных технологий на базе Новосибирского научно-образовательного консорциума» в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция».

    Ряд курсов по ИТ технологиям на ФИТ разработан при финансовой поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонда Бортника). В НГУ создан научно-образовательный центр «ЮКОС» — Новосибирск», который финансирует подготовку нескольких групп студентов для этого центра. ФИТ ведет переговоры о создании аналогичных центров с компаниями «Microsoft», «Intel», «SUN», «Kaspersky Lab» и другими. Руководство НГУ готово создать такие центры с зарубежными партнерами.

    Итоги приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения связи в 2002 г.

    Управление кадров и учебных заведений провело анализ итогов приема студентов в высшие и средние специальные учебные заведения связи в 2002 году по очной форме обучения (форма 76-кд). Контрольные цифры приема были выполнены всеми учебными заведениями связи. Полученные данные наглядно демонстрируют рост доли студентов, оплачивающих свое обучение. Общее число студентов в вузах связи так же растет.

    Высшие учебные заведения связи:

    Всего абитуриентами было подано 15653 заявления (в 2001 г. — 14889). На 2449 бюджетных мест было подано 13599 заявлений. Конкурс по заявлениям на бюджетные места составил 5,6 человек на 1 место, в т.ч. по вузам: СибГУТИ — 8,3; ПГАТИ — 6,1; СПбГУТ-4,8; МТУСИ-4,1.

    Вступительные испытания выдержали 7842 чел., что составило 50% общей численности абитуриентов. Зачислено 4093 чел. (в 2001 году — 3730 чел.). Конкурс при зачислении составил 3,2 чел. на 1 место (в 2001 году — 2,6), в т.ч. по вузам: СибГУТИ — 4,4; СПбГУТ-4,3; ПГАТИ-2,4; МТУСИ-1,9.

    По договорам с юридическими и физическими лицами принято 1686 чел., из которых с полным возмещением затрат на обучение — 1644 чел. или 40% от всех зачисленных (в 2001 году — 1308 чел. или 35 %). Охотнее всего за обучение профессии связиста платят сибиряки.

    Доля студентов, обучающихся по договорам в вузах связи РФ, 2002

    Доля студентов, обучающихся по договорам в вузах связи РФ, 2002

    Источник: CNews.ru

    На обучение в вузы связи было принято 65 граждан, постоянно проживающих на территории бывшего СССР, из которых 44 чел. принято с полным возмещением затрат на обучение. Кроме того, принято 86 иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, из которых 14 чел. — принято на обучение по госзаказу, в т.ч. по вузам: СПбГУТ — 8 чел., МТУСИ — 5 чел., СибГУТИ —1 чел., а остальные 72 чел. — с полным возмещением затрат на обучение, в т.ч. по вузам: МТУСИ — 46 чел., СПбГУТ — 25 чел., СибГУТИ —1 чел.

    Средние специальные учебные заведения связи

    В ссузы связи от абитуриентов всего подано 11363 заявления (в 2001 г. — 10320). На 2280 бюджетных мест подано 7069 заявлений. Конкурс по заявлениям на бюджетные места составил 3,1 чел. на 1 место (в 2001 г. — 2,9). Наибольший конкурс был в следующих ссузах: Чебоксарском ЭТС — 5,9; КС ПГАТИ — 4,1; НКТИ СибГУТИ и УФ СибГУТИ — 4,0. Наименьший конкурс был в: Смоленском КТ СПГУТ — 1,5; Хабаровском филиале СибГУТИ — 1,7; Ставропольский КС — 2,0.

    Вступительные испытания выдержали 7370 абитуриентов, что составило 64,8% от всех подавших заявления. Из них зачислено в ссузы 5737 чел. (в 2001 г. — 5404). Конкурс при зачислении составил 1,3 чел. на 1 место (в 2001 г. — 1,2). По договорам с юридическими и физическими лицами принято 3558 чел. (в 2001 г. — 3311), из них с полным возмещением стоимости обучения 3457 чел. или 60% от всех зачисленных (в 2001 г. — 3184 чел. или 59%). Наибольший прием на коммерческой основе был в следующих ссузах: Ростовском КСИ — 640 чел. (81%); Казанском ЭТС — 396 чел. (71%); Чебоксарском ЭТС — 354 (74%). Наименьший был в: Бурятском филиале СибГУТИ — 94 чел. (39%); КТ МТУ СИ — 117 чел. (44%); Хабаровском филиале СибГУТИ- 159 чел. (43%).

    Граждан, постоянно проживающих в государствах СНГ, принято 27 чел., в т.ч. 26 чел. с полным возмещением стоимости обучения.

    Российский государственный гуманитарный университет

    Сергей Кувшинов: Сегодня проблема образования в целом — это не проблема технологий, а проблема профессионализма преподавателей

    Сергей Кувшинов 
    Развитие российского рынка образования в настоящий момент во многом определяется темпами и уровнем развития информационных технологий. Динамично меняющиеся условия рынка предполагают необходимость поддерживать соответствующий уровень квалификации преподавательского состава, — комментирует в интервью CNews.ru Сергей Кувшинов, проректор по информатизации и новым технологиям в образовании РГГУ.

    CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные тенденции в области развития образовательных технологий?

    Сергей Кувшинов: Термин «образовательные технологии» сегодня не очень популярен. Чаще, как правило, говорят об информационных технологиях, о компьютерных технологиях, чуть реже — о коммуникационных технологиях, и совсем редко — это уже предмет специальных обсуждений — об аудиовизуальных технологиях. Мы рассматриваем информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи — созданию новой образовательной среды, где информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

    Вернуться на главную страницу обзора

  • Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS