|
|
Рынок систем дистанционного образования В текущем десятилетии, следуя общемировой тенденции, в российской системе образования все большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие интернета и web-технологий, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения. Резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях цейтнота получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний, удостоверяемый соответствующими сертификатами.
Говоря о дистанционном образовании, большинство из нас сегодня представляет себе исключительно интернет-обучение. Между тем, на заре становления технологии определенное хождение имели и другие формы дистанционного обучения. Так, среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технологии, ТВ-технологии и ИТ-технологии. TV-технология более экстравагантна: речь идет о телевизионных лекция. Сегодня это направление наименее популярно и похоже окончательно уступило позиции бурно развивающимся информационным технологиям. Тем не менее, продолжается разработка учебных курсов в соответствии со стандартом цифрового телевидения, сертифицированного, в частности, американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. В скором времени планируется использовать технологии WebTV, позволяющие с помощью декодера принимать учебные программы через интернет непосредственно на домашний телевизор. Наиболее актуальным направлением в области разработки СДО сейчас являются ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическими материалами, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, гарантирует постоянный контакт с учебным центром. Систему дистанционного обучения посредством интернета (или иначе систему онлайнового обучения СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем. Рынок систем дистанционного образования (СДО) условно можно разделить на следующие секторы:
Наибольшие темпы развития имеет корпоративное обучение, которое постепенно становится повсеместным. Происходит это прежде всего, в связи с резким увеличением зависимости эффективности работы предприятия от темпов и уровня обучения персонала. Многие компании начинают разработку собственных систем дистанционного обучения. Их внедрение по опыту большинства позволяет сократить расходы и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала. Зависимость стоимости обучения с применением различных методов обучения от числа обучающихся
Источник: Granada Research, 2001
Если рассматривать современные тенденции в области дистанционного обучения, в первую очередь необходимо отметить глобальный масштаб внедрения компьютерных и сетевых технологий в учебный процесс. Кроме того, характерно изменение образовательной парадигмы и расширение привлекаемой аудитории. Получившие новый стимул развития электронные учебные курсы становятся более проработанными, появляются четкие критерии цены и качества, увеличиваются возможности выбора учебных программ, ускоряются сроки внедрения. Преимущества компании в результате внедрения корпоративной СДО:
Причины внедрения E-learning
Источник: Сибнефть
Как показывают исследования, наибольший интерес дистанционное обучение вызывает у специалистов в области электронного бизнеса. Связано это с высокой динамикой развития рынка информационных технологий и потребностью ИТ-специалистов быть в курсе ситуации на рынке, а также с тем, что специалисты по электронному бизнесу, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией. Согласно исследованию e-Business Communication Association (eBCA), дистанционное обучение посредством интернета (eLearning) наиболее предпочтительный метод развития навыков для профессионалов в области электронного бизнеса. Результаты этого исследования показали, что большинство специалистов в области электронного бизнеса (66%) отмечают потребность «быть на уровне», в соответствии с быстроменяющимися технологиями электронного бизнеса. Наибольший интерес в области ДО для профессионалов в области е-бизнеса, 2001
Источник: eBCA
Интернет-обучение различается по форме прохождения курсов слушателями. Так, под онлайновым обучением в узком смысле слова подразумеваются синхронные, проходящие по расписанию лекции, семинары. Данная форма предполагает следующую схему работы: в указанное время учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы «слушателей» в онлайновом режиме либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, которые накладывают определенные требования на пропускную способность каналов связи. Так называемое, «оффлайн обучение» предполагает асинхронные, проводимые по запросу пользователя Одной из ключевых проблем интернет-обучения обеих форм остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагают очную экзаменационную сессию. В системах онлайнового обучения традиционно используются две доминирующих модели обучения: презентации и программируемые курсы. Презентационная модель использует диапазон технологий от презентаций в PowerPoint до потокового аудио и видео, которые могут доставляться пользователю на базе различных платформ. До недавнего времени широко использовались только односторонние презентационные модели, сейчас же наблюдается расширение технических возможностей: новые системы позволяют поддерживать и диалоговые видеоконференции. Программируемые обучающие курсы являются наиболее популярным методом асинхронного обучения. Технически, разработчик «разрезает» содержание курса на управляемые куски текста (возможно, дополненные аудио/видео клипами и графикой), вводится последовательность инструкций, сопровождаемая ответами на наиболее частые вопросы (FAQ) и обеспечивается обратная связь с учебным центром. С недавнего времени, за счет использования IP-платформ нового поколения обеспечивается возможность взаимодействия с другими учениками или преподавателем. Кроме того, в системе дистанционного образования используются так называемые смешанные модели обучения, которые позволяют комбинировать собственно онлайновое обучение с лабораторными и аудиторными занятиями.
Предоставление коммерческих услуг в области дистанционного интернет-обучения может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей:
Кроме того, возможны различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели. Текущая ситуация на российском рынке дистанционного образования характеризуется во-первых, множественностью используемых технологий, во-вторых, отсутствием крупных поставщиков готовых корпоративных электронных курсов В отличие от, например, США российские производители систем дистанционного обучения (ДО) пока мало заметны на рынке. Консолидация у них еще впереди. Производители корпоративных электронных курсов в США
Источник: IBM
По оценкам экспертов, наиболее перспективным в России сегодня можно считать не государственный или вузовский, а корпоративный рынок дистанционного бизнес-образования. За счет его развития российским компаниям удастся повысить квалификацию кадров, расширяя возможности получения дополнительного профессионального (в том числе послевузовского) образования. Возможные области применения СДО на российском корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределенную структуру, для собственных специалистов, а также для специалистов партнеров. Наиболее востребованными направлениями учебных курсов, в соответствии с текущими потребностями и условиями рынка, являются следующие:
Еще несколько лет назад на российском рынке преимущественно были представлены западные системы дистанционного обучения. На данный же момент число отечественных компаний, разрабатывающих собственную продукцию аналогичного класса, насчитывает более десятка. В основном они предлагают готовые онлайн-курсы или услуги по их созданию, а не решения, предназначенные для самостоятельной разработки, создания и администрирования курсов. Зарубежные компании-разработчики и провайдеры услуг в области дистанционного образования
Несмотря на активное развитие информационных технологий, появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения не сопоставимы с западными. Опыт внедрения СДО часто оказывался неудачным или неэффективным по ряду объективных причин. Российские разработчики СДО не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми.
При всем интересе корпораций к качеству и стоимости систем, до сих пор не достаточно четко определены методы измерения эффективности онлайнового обучения. В целом, в отличие от вузовского образования, ориентированного на выявление эффективности учебного процесса, корпорации ограничиваются, как правило, измерением затрат и составлением формальных отчетов. Безусловно, онлайновое обучение позволяет значительно сократить расходы компании, в частности, на организацию учебных командировок для сотрудников. Так, IBM, уже осуществившая перевод около 40% корпоративных учебных курсов на дистанционную форму, констатирует экономию в 395 миллионов долларов в 2001 году.
Вопрос возврата инвестиций (ROI) в обучение относительно недавно начал фигурировать в обсуждениях бюджетов обучения. Уровень знаний/навыков персонала долгое время расценивался как нематериальный актив, не требующий отражения в бухгалтерском балансе. Сейчас в баланс начинают включать расходы на телекоммуникации и системную инфраструктуру, необходимые для доставки онлайнового контента, и в условиях жесткой экономии компании вынуждены поднимать вопрос оценки ROI по проектам онлайнового обучения, выясняя оправданность подобных затрат. Отсутствуют в России и стандарты для СДО. Существующие западные стандарты СДО (SCORM (Shareable Courseware Object Reference Model) и IMS (Instructional Management System) не позволяют оценить результаты обучения, поскольку оперируют понятиями, связанными с разметкой текстов, программированием, индексированием отдельных объектов для обучающих систем, чтобы облегчить повторное использование цифровых материалов для обучения. Таким образом, стандарты делают технологии обучения более доступными, созданные учебные материалы многократно используемыми, но не позволяют оценить повышение уровня компетентности сотрудников по результатам прохождения курсов. Таким образом, необходимость вычислять ROI для проектов по обучению предполагает определение стратегии обучения, которая часто определяется технологическими параметрами, а не корпоративными целями. В частности, в качестве ключевого элемента стратегии онлайнового обучения могут фигурировать ограничения, накладываемые ИТ-инфраструктурой (чаще всего пропускной способностью сети). Если же исходить из соображений общекорпоративных, то в первую очередь необходимо определить области компетентности, которые требуются для достижения бизнес-целей компании, а затем определить соответствующие методы обучения, которые будут необходимы для достижения компетентности в нужных областях, с учетом имеющегося опыта.
Система онлайнового обучения должна обладать следующими основными возможностями:
Полноценная СДО должна иметь возможности представления информации следующих типов:
Реализация видеокурсов онлайн осуществляется при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и в России может быть востребована только в редких случаях для корпоративных систем. Остальные способы представления информации в интернете стали уже достаточно традиционными. При этом необходимо учитывать специфику конкретного курса и пропускные способности каналов конкретных пользователей. Большинство систем онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В основе технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер, которая разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных. Некоторые возможности технологических платформ для систем онлайнового обучения
Наиболее распространенный способ приобретения СДО это покупка готового решения с документированными возможностями, на базе которого Ввод СДО в эксплуатацию силами разработчика осуществляется в рамках проекта по внедрению, что значительно дороже и, как следствие, менее распространено в среде российских компаний. Тем не менее, по завершению проекта Наименее рискованная с точки зрения финансовых затрат схема использование ASP-сервис. Суть услуги сводится к тому, что пользователь получает доступ к уже существующей функциональной СДО, созданной на базе того или иного продукта.
Наиболее распространенный «способ» создания системы дистанционного обучения долгое время состоял в том, чтобы перевести учебные материалы в HTML-форму и разместить их на сайтах учебных заведений. Сейчас все участники рынка согласны с тем, что одного только доступа к учебному материалу через интернет не достаточно для того, чтобы говорить о полноценной обучающей системе. Очевидно, что обучение предполагает не просто чтение учебного материала, но также активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике. Как известно, «активность» осмысления подразумевает возможность задать дополнительные и уточняющие вопросы преподавателю, следовательно, такую возможность должна обеспечивать и СДО, в том числе и за счет формы построения материала, который должен как бы «провоцировать» вопросы. При этом синхронный учебный курс должен быть рассчитан на предоставление ответов в режиме реального времени, а асинхронный на максимальную оперативность преподавателя. «Практическое приложение» знаний может быть реализовано в виде прохождения тестов или выполнения более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены либо автоматически, либо непосредственно преподавателем. Онлайновый учебный курс, в отличие от презентации или сайта, не просто обеспечивает доступ к информации, но также предусматривает интерактивное взаимодействие слушателя с преподавателем, контроль получаемых знаний и накопление информации о процессе обучения. Статистика по результатам процесса обучения является важной составляющей корпоративных СДО, поскольку позволяет кадровым службам и руководителям контролировать тренинг-активность сотрудников и сам учебный процесс. Команда по разработке учебного курса, как правило, включает три группы специалистов:
Развитие дистанционного обучения в системе российского образования безусловно, будет продолжаться и предположительно, активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций вполне очевидна. Онлайновая форма обучения способствуют массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов минимизация расходов, соответствие стандартам и количеству модулей учебных программ. Следует, вероятно, учитывать тот факт, что стоимость развития качественных учебных курсов является (и в ближайшее время останется) высокой. При этом, необходимо выработать четкие критерии измерения эффективности онлайновых курсов только тогда онлайновое обучение сможет реализовать весь свой потенциал. По утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы и в первую очередь в провинции, на которую изначально был рассчитан данный вариант обучения. Мария Попова
Источник: МРЦНИТ
|