|
|
Проекционные технологии в образовании
Исследованием рынка проекционной техники занимается несколько маркетинговых агентств, однако объем информации на тему проекционных технологий в образовании все равно представляется скудным. Информация, приведенная ниже базируется, главным образом, на исследованиях Decision Tree Consulting (DTC). DTC относит образование к сегменту Corporate & Institutional Display. Согласно исследованиям, на май этого года, этот сегмент занимает в Европе около 86% рынка проекционной техники. По прогнозам DTC, доля этого сегмента снижается в среднем на 2% в год, однако абсолютное количество проекторов (т.е. весь рынок проекционной техники) растет примерно на Можно предположить, что внутри сегмента Corporate & Institutional Display, проекционная техника занимается большую долю (по нашим собственным оценкам около 30%). Это частично подтверждается данными агентства AV Interactive о британском рынке проекционной техники: по их утверждению, сегмент образования занимает 29% всего рынка проекционной техники. Одной из основных причин общеевропейского роста рынка проекционной техники можно считать стремительный рост соответствующих восточно-европейских рынков и, главным образом, российского.
Российский рынок мультимедийных проекторов в целом представляет собой небольшой по европейским масштабам, но очень динамичный рынок. По нашим наблюдениям, рост рынка составляет около Освоение проекционной техники российским образовательными учреждениями началось совсем недавно год-два назад. Столь поздний старт связан, на наш взгляд, с тем, что проектор до недавнего времени относился к категории «эксклюзивной», дорогой техники и находился за рамками покупательской способности образовательных учреждений. Еще одна причина, тормозившая внедрение проекционной техники в сферу образования, настороженное отношение к IT-технологиям со стороны преподавательского состава. Все новое вызывает некоторое сопротивление со стороны преподавателей, особенно если это касается сложной техники. Сложность возникала не столько в плане управления техникой, сколько в необходимости адаптации учебных курсов к новым возможностям IT. За последние пару лет эти два обстоятельства были преодолены: проектор стал более доступен, образовалось достаточное количество профессиональных педагогов, приветствующих IT-технологии. В 2002 году цены на проекторы в России постоянно снижались
Источник: ALLProjectors.RU
Приведенная диаграмма показывает динамику снижения цен на проекторы класса 1000 ANSI люмен/SVGA/2.5 кг с начала 2002 года. Средняя цена за 8 месяцев снизилась на 25%. В связи с дальнейшим обострением конкурентной борьбы за рынок дешевых проекторов, прогнозы на конец нынешнего года видятся такими, что средняя цена на проекторы рассматриваемой нами категории опустится еще примерно на Первыми на путь освоения проекционных технологий стали ВУЗы, очевидно, в виду бóльшей финансовой независимости (программы платного обучения и гранты позволили более плотно заняться собственным оснащением). Школы присоединились несколько позже благодаря государственной поддержке (в Какое оборудование покупают образовательные учреждения? По нашим наблюдениям, «типичный» проектор для образования выглядит следующим образом:
Это проектор, который может использоваться как стационарно (установка на потолке), так и мобильно (перемещая от аудитории к аудитории), для показа учебных материалов с компьютерного или видео источников. Такой проектор обладает минимальными возможностями, однако стоит относительно недорого. Таким образом, образовательные учреждения в своей основной массе ориентированы на low-end модели (причина все еще высокая стоимость). Тем не менее ВУЗы не редко приобретают проекторы высокого класса с существенным световым потоком, высоким разрешением и широкими функциональными возможностями. В таких случаях наблюдается комплексный подход к оснащению аудиторий (проекторы обычно устанавливаются стационарно, коммутируются с источниками сигналов и управляющими системами). Закупки проекционной техники образовательными учреждениями происходят либо в комплексе с компьютерной техникой (через компьютерных реселлеров), либо индивидуально (через специализированные компании). Второй вариант представляется нам наиболее удачным, т.к. образовательное учреждение получает бόльшую поддержку и качественное сопровождения техники. Развитие российского рынка проекционной техники в образовании представляется довольно динамичным и перспективным, особенно по мере удешевления техники и повышения уровня обеспеченности образовательных учреждений. Однако, есть и вопросы, над которыми предстоит поработать. Так, в частности, уровень осведомленности преподавателей относительно возможностей проекционной техники невелик, методик по использованию этого оборудования в образовательном процессе недостаточно, произодители часто не вполне понимают потребности образовательных учреждений и т.д.
В течение последних двух лет участники этого альянса провели ряд семинаров и конференций, направленных на понимание сути «мультимедийного образовательного пространства» и роли проекционной техники в нем. Это исследование охватило целый ряд аспектов, начиная от прагматических (какое устройство нужно образованию и по какой цене), заканчивая методологическими (как, в какой мере и для чего это нужно использовать) и психолого-медицинскими (как мультимедийные средства обучения влияют на психику студентов). В результате такого сотрудничества у Mitsubishi Electric сформировалось четкое представление о том, какой проектор нужен образованию, в связи с этим скорректированы производственные и маркетинговые планы, разработаны специальные программы для российского образования. Так, в частности, увеличен срок гарантии на проекторы, предоставлены льготные цены на расходные материалы, на некоторые модели существенно снижены цены, новые модели будут поставляться на рынок с русским экранным меню, разработаны системы эффективного контроля и управления проекторами, работающими в разных аудиториях. Системный интегратор (компания Polymedia), участвующий в этом альянсе, накопил большой опыт по созданию мультимедийных комплексов, максимально отвечающих задачам образовательного процесса. Университет (РГГУ) составил полное представление о возможностях современной проекционной техники, разработал методики ее использования в образовательном процессе, а также взял на себя работу по обучению преподавателей новым образовательным технологиям. На сегодняшний день проекторами Mitsubishi оснащен ряд ведущих вузов (РГГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, ГУУ и др.), школ (в рамках президентской программы «Дети Севера»), учреждений специального образования (государственные институты повышения квалификации). Михаил Невзоров,
Региональный менеджер, Mitsubishi Electric Europe B.V. |