|
|
Пример решения: Информационно-технологический центр школы №1311 г. Москвы В России о значении интернета и компьютера для подготовки современных школьников в последнее время стараются говорить все реже в стране давно объявлена «тотальная компьютеризация» как городских, так и сельских школ. По крайней мере, сегодня рапортовать об успехах такого рода считается хорошим тоном в среде чиновников от образования. В то же время, многим создаваемым компьютерным классам пока еще отводится роль «потемкинских деревень»:
О возможностях использования компьютерной техники в ежедневном процессе обучения детей, о способах увеличения коммуникативных возможностей учеников, родителей и учителей посредством компьютера и интернета мы обычно узнаем, попадая в одну из «продвинутых» или частных школ. Однако к процессу информатизации среднего учебного заведения относятся серьезно и внимательно не только в элитарных школах. Если школьная администрация настроена прогрессивно и решительно, а школу поддерживают как местные власти, так и общественные или коммерческие организации, способные помочь, создать, научить, то перспектива запустить маховик информатизации учебного процесса уже не кажется столь далекой и нереальной. Именно такой проект, реализованный недавно в московской средней школе №1311 при непосредственном участии специалистов организации ОРТ* («Образовательные Ресурсы и Технологический тренинг»), был представлен корреспонденту CNews.ru директором созданного здесь технологического центра ОРТ Андреем Семеновым. Школа № 1311 находится на Ленинском проспекте, в типовом пятиэтажном здании, каких в Москве сотни. Однако редкой московской школе приходилось так как этой, на протяжении десяти лет своего существования делить «кров» с коммерческими структурами, занимавшими четвертый и пятый этажи. Недавно продолжительные судебные тяжбы с арендаторами, наконец, завершились в пользу школы. И ей удалось получить право на использование всего здания. Это событие повлекло за собой наступление нового этапа в истории информатизации учебного заведения. Взявшись за создание современного компьютерно-технологического центра, специалисты ОРТ стремились к тому, чтобы предоставить и ученикам и учителям комфортные условия для занятий (вплоть до установки систем кондиционирования в помещениях, где расположены компьютеры). Сегодня в составе школьного технологического центра не один компьютерный класс, как раньше, а несколько просторных помещений, предназначенных для реализации различных задач. Это лаборатория технологии (16 компьютеров), лаборатория информатики (16 компьютеров + 16 сканеров), две лаборатории нелинейного видеомонтажа (2 компьютера и съемочное оборудование), медиатека-библиотека (3 компьютера + сканер), преподавательская (4 компьютера + сканер) и серверная (2 сервера + сетевое оборудование). Все рабочие станции мультимедийные компьютеры на базе процессора Intel Pentium 4. Они включены в локальную сеть с доступом в интернет по оптоволоконной линии (этот проект по поручению Правительства Москвы осуществляет в столице компания «Комкор»). Все подключенные к компьютерам мониторы жидкокристаллические. По словам Андрея Семенова, концепция проекта компьютеризации школы подразумевает, что вложенные сегодня деньги не должны завтра обесцениться: «Мы могли бы купить дешевые мониторы, и, казалось бы, выиграли по деньгам, говорит г-н Семенов. Однако через
В небольшом помещении по соседству с кабинетом директора технологического центра преподавательская, рассчитанная на четыре рабочих места. Здесь учителя готовятся к урокам и работают с детьми над их индивидуальными проектами. Из учительской ведется доступ к централизованной системе печати. Центр оснащен цифровым копиром Canon 2200, который выполняет функции принтера. Кроме него, к локальной сети также подключен цветной лазерный принтер НР 4600. К устройствам печати имеют доступ только преподаватели и сотрудники школы. А школьники решают вопрос о распечатке своих работ через учителей. В серверной размещен двухпроцессорный файл-сервер на платформе Intel SR 2200. Предполагается его использование в качестве сервера приложений. «Помимо недавно приобретенной техники, у нас имеется набор устаревших компьютеров, которые мы эксплуатируем как Windows-терминалы, рассказывает Андрей. Программные приложения будут выполняться на этом сервере, а доступ к ним будет вестись с морально устаревших машин, что позволит продлить срок их службы лет на пять». Кстати, в этом же помещении находится и мастерская по ремонту компьютерной техники. Ведь, помимо недавно установленного оборудования, в школе много ПК и периферии, требующих ремонта. Все почтовые службы и интранет-сервис размещены на Linux-машине. Структура сети одноуровневая «звезда»: каждый компьютер «висит» на отдельном луче. Сюда же, в серверную, заведен двухмегабитный «комкоровский» оптоволоконный кабель, посредством которого школа подключена к Сети. Г-н Семенов рассказал, что в рамках проекта московского правительства кабель был проведен в школу бесплатно, однако оплата за трафик осуществляется из бюджета школьного ИТ-центра. По его словам, в большинстве московских школ такой кабель просто «украшает стену»: не каждому учебному заведению удается самостоятельно изыскать средства для построения локальной сети и оплаты трафика. Кстати, о локальной сети: ее в школе №1311 построили, прибегнув к помощи специалистов из московской компании «Импульс ИВЦ». Наличие в школе лаборатории информатики, помимо своих основных задач, помогает учителям-предметникам осуществлять необходимую им работу на совершенном компьютерном оборудовании, или направить сюда учеников для работы над проектами по своему предмету. Однако сейчас сотрудники технологического центра решают проблему межпредметных связей посредством информатизации всей школы. Еще одно помещение, внешне очень похожее на компьютерный класс лаборатория технологий. Обычно под обучением технологиям принято понимать уроки труда, где девочек учат готовить пищу, а мальчиков выпиливать из фанеры. В школе №1311 обучение технологиям ведется по программе ОРТ. Она связывает это понятие со способом мышления, позволяющим человеку решать реальные практические задачи в реальной жизни. Детям помогают постигать основы проектирования систем, учат азам системного подхода. И поняв основные технологические принципы, школьники начинают мыслить конструктивно и на практике применять свои знания. В небольшой комнате, где хранится оборудование для уроков технологий, нашли свое временное пристанище и экспонаты будущего школьного музея информационных технологий. Со временем это несколько непривычное для средней школы «заведение» разместится в смежном зале, где пока ведется ремонт. В школьном музее можно будет полюбоваться на компьютеры, начиная со времен Стивена Джобса и до наших дней, а советскую эпоху будет представлять «Роботрон». Один из компьютерных экспонатов интересен тем, что был первым веб-сервером ОРТ. Эту графическую станцию SUN доставили в Москву из Лондона в начале
Школьная информационная система работает в настоящее время пока в тестовом режиме. Ее ввод в эксплуатацию планируется осуществить в начале 2003 года. Система будет представлять собой базу данных, имеющую определенный набор веб-интерфейсов. Через учительский веб-интерфейс преподаватель сможет поставить оценку по своему предмету и занести в электронную форму замечания, (если таковые имеются). Родители через свой веб-интерфейс получают доступ к текущему состоянию дел ребенка по успеваемости и по дисциплине. Сами дети также могут отслеживать и то, и другое через ученический интерфейс интрасети. И, наконец, еще один веб-интерфейс предназначен для администраторов школы. С его помощью, например, они могут находить информацию о родителях, и т.д. Вся это информация находится в локальной сети, за исключением веб-интерфейса для родителей, куда они смогут войти с домашнего компьютера после прохождения процедуры авторизации чтобы взглянуть на данные, касающиеся только своего ребенка. В дальнейшем компьютер будет установлен и в школьном вестибюле. И родители, приходя за ребенком в школу, смогут посмотреть, какие сегодня у него успехи и неудачи. Еще одна интересная возможность интранет-системы позволяет непрерывно динамически генерировать рейтинги успеваемости и антирейтинги для нарушителей дисциплины.
Сегодня учеников школы №1311 начинают знакомить с информационными технологиями в третьем классе. Но уже со следующего учебного года к обучению планируется подключить первоклассников. Сами уроки построены занимательно и творчески. На уроках технологий используются образовательные лего-наборы, иллюстрирующие принципы работы машин и механизмов. Дети с увлечением занимаются такого рода конструированием. Более сложные наборы подразумевают работу с учебным микроконтроллером, на основе которого можно сделать радиоуправляемую модель. Программа пишется на ПК, потом закачивается через инфракрасный порт в контроллер, который затем встраивается в устройство, например в модель машинки, лифта или шлагбаума, и это устройство начинает выполнять программу. Таким образом дети могут вместе создавать и сложные системы: проекты школьников объединяются и все это работает вместе. Например: едет машина, «видит» шлагбаум, останавливается, сигналит, шлагбаум поднимается В таких занятиях есть простор для пытливого детского ума. В гонке машинок, например, выигрывает модель, «программист» которой сконструировал самый совершенный механизм огибания препятствий. Школа №1311 давно известна в Москве своей видеостудией, возглавляемой Леонидом Гликиным режиссером, имеющим большой опыт работы на телевидении. Теперь же, с началом работы компьютерно-технологического центра появилась возможность развить это общешкольное хобби. Предполагается, что в рамках насыщенной школьной программы найдется место урокам по новой специализации «Современные информационные технологии». В свою очередь, данный предмет будет иметь два направления «Технологии телевидения» и «Интернет-технологии». Пройдя подготовку в школе, ее выпускники получат хорошие шансы продолжить обучение на факультете рекламы в московском технологическом колледже ОРТ, а затем в Московском институте рекламы. Сегодняшние возможности созданного в школе технологического центра будут постоянно расширяться. Успешность этого проекта достигнута, в значительной степени, благодаря технической и финансовой помощи организации ОРТ. Схожий проект по компьютеризации школы был запущен в 1995 году в московской технологической школе ОРТ №1299 на Новослободской улице, первой московской средней школе, перешедшей на программы этой организации. По мнению Андрея Семенова, сегодня, к сожалению, техническая оснащенность российских школ сильно отстает от современных требований. «В идеале, в школах должно быть установлено оборудование завтрашнего дня и преподаватели должны готовить детей к жизни завтра, а не вчера, считает он. Ключевым моментом могло бы здесь стать изменение позиции государства, которому давно пора повернуться к школе лицом». Андрей Семенов уверен, что сами дети всегда очень отзывчивы ко всему новому. И забота государства о них обязательно обернется процветанием страны в будущем. * Международная некоммерческая образовательная организация ОРТ, название которой сейчас расшифровывают как «Образовательные Ресурсы и Технологический тренинг», видит смысл своей деятельности в адаптации молодежи к современной жизни через технологическое образование. Ежегодно в системе Всемирного ОРТа обучается порядка 300 000 человек. Основным направлением деятельности ОРТа в странах СНГ и Балтии является развитие системы технологического образования в средней школе. Участие в международном проекте «Технология для всех» позволило создать сеть Технологических центров, работающих в рамках единой концепции технологической грамотности. В рамках договора между Российской Федерацией и Государством Израиль ОРТ поддерживает учебные заведения и центры национального еврейского образования и культуры. |