|
|
Система образования Японии В статье кратко рассматриваются основные составляющие системы высшего образования Японии. Отдельное внимание отводится ИТ-программам в японских вузах и частных школах.
Поступить в университеты в Японии могут лица, имеющие документ об окончании средней школы. Система высшего образования подразделяется на четыре основные вида образовательных учреждений: Университеты полного цикла В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах 6 лет. После окончания основного Существуют 3 основные вида студентов-исследователей:
Университеты ускоренного цикла В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. Профессиональные колледжи Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более Технические институты Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу в фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота. Магистратура и аспирантура в вузах Для получения звания магистра студент должен закончить
В последние годы Министерство высшего образования Японии «Момбусё» стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Сроки пребывания в стране при этом могут составлять от Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в целях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. В ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузе другой страны. Информацию о программах различных университетов и о том, как можно сдать экзамены в вуз Японии, не выезжая из своего города можно получить здесь: http://aiej.or.jp
Расходы на обучение предусматривают траты на оплату вступительных экзаменов, самого обучения, приобретение учебных материалов и оборудования. Первый год обучения в Японии обходится студенту-иностранцу примерно в Подработка во время учебы Практически все студенты в Японии подрабатывают. За 1 час подработки они могут получать до 10 долларов. Японское законодательство предусматривает максимум часов работы для студента в сутки он составляет 4 часа в период учебного года и до 8 часов в летние каникулы (с 1 июля до 31 августа). Другими словами, в день студент вполне легально имеет право дополнительно зарабатывать от 40 до 80 долларов.
Прохождение производственной практики на японских фирмах для студентов-иностранцев вполне привычное дело. Студент, желающий пройти такую практику, извещает руководство вуза заранее о своем желании. При этом студент обязан позаботиться также заблаговременно об изменении своего статуса пребывания в Японии, а именно: поменять в иммиграционной службе свою студенческую визу на визу «практиканта». Основанием для подачи заявки о смене визового статуса студента-иностранца являются 3 условия: во-первых, студент должен объяснить в иммиграционном управлении, что его образование требует дополнительной производственной практики после получения определенного теоретического базиса; во-вторых, студент должен объяснить, что по возвращении на родину он будет иметь рабочее место, на котором применит практические знания, полученные в Японии; в-третьих, убедить иммиграционные службы в том, что те практические навыки, которые студент рассчитывает получить в ходе производственной практики в Японии, он не может приобрести у себя на родине. Период производственной практики на фирмах или предприятиях Японии может продолжаться до Особый интерес для многих студентов-иностранцев в Японии, конечно же, представляет вопрос о поиске работы в японских фирмах, предприятиях или учреждениях. По данным статистики, около 94% из числа студентов-иностранцев, получивших образование в вузах страны и подавших заявки на последующее трудоустройство, получают положительный ответ. Иммиграционные службы, меняя статус пребывания в Японии студента-иностранца на временного резидента, в данном случае учитывают такие факторы, как успехи в учебе, характер будущей работы, уровень заработной платы, на которую претендует выпускник японского вуза, а также финансовое положение фирмы-работодателя.
За последние годы в Японии принято довольно много различных программ и проектов в области ИТ и образования. Надо сказать, что все они успешно выполняются. Реформа образования 1997 года фактически стала правительственным планом к действию и выбранным приоритетом стало интенсивное внедрение ИТ в систему образования страны, что будет являться несомненной характеристикой нации будущего. «Национальный учебный план до 2003 года» Министерства Образования сделал акцент прежде всего на интенсивную переподготовку учителей начальной и средней школ и преподавателей вузов в области ИТ. Интернет в системе образования впервые был применён в 1994 году в рамках проекта «100 школ в сети»(« В настоящее время лишь школы на отдалённых островах продолжают испытывать определённые трудности ИТ-проекты в частных школах Существуют IT проекты и в частных школах. Так, в проекте «Кенното План» (Kennoto Plan) принимают участие 1000 школ, в том числе 20 школ из каждой префектуры. Основная цель информационный обмен и совместное использование библиотек. «Медия Кидс» (The Media Kids) общеобразовательный интернет проект побуждает учеников делиться приобретёнными знаниями с другими на общем вебсайте. Интересно в этой связи отметить такой предмет в школах, как «Компьютерная этика» (IT-related ethics and manners). Правительственная программа «Компьютеризация образования» («Digitization of education») предполагает, что к 2005 году во всех школах страны будут созданы условия для использования компьютера или терминала на каждом учебном месте на всех уроках. Также предполагается увеличение как количества, так и качества магистров и докторов наук в области ИТ. В планах японцев привлечь примерно 30 тыс. иностранных ИТ-специалистов и тем самым превысить потенциал экспертов и исследователей в США в области высоких технологий уже в 2003 г. Одна из крупнейших по объёму капиталовложений программа «E-Japan» была принята в январе 2001 г. Основные её цели:
Сергей Моряков
|