|
|
Казахстан: ИТ-локомотив Средней АзииВ наиболее благополучном среди стран региона Казахстане1 правительству удалось добиться существенного подъема уровня телекоммуникаций уже к 2003 году. Эта отрасль в среднем растет на 20% в год. Стремительное развитие в стране получил интернет и связанные с ним технологии, чему способствует быстрый рост компьютерного парка не только в организациях, но и у частных лиц. Сегодня сеть общего пользования Казахстана это около двух миллионов абонентов фиксированных линий связи, из которых 1,6 миллиона городские и 0,4 миллиона сельские. На 2002 год емкость цифровой сети составляла 570 тысяч номеров, или 30,7% от общей задействованной емкости2. В стране создается Национальная сеть спутниковой связи (DAMA). В 2003 году в сети действовало 258 станций DAMA, из которых 222 организовывали связь в 316 удаленных сельских населенных пунктах. В целом выполнена и государственная программа по созданию Национальной Информационной Супермагистрали на основе волоконно-оптических линий связи, связавшая между собой крупные города и областные центры страны современными каналами связи. Все это привело к тому, что стремительное развитие в Казахстане получил интернет и связанные с ним технологии. Объем услуг передачи данных и интернета в 2002 году составил порядка 15% всего рынка телекоммуникаций. Этому способствует и быстрый рост компьютерного парка в стране не только в организациях, но и у частных лиц. Тем более, что в последние годы было создано немало новых высокооплачиваемых рабочих мест в управлении, экономике и банковском деле. Проведенный в Казахстане мониторинг показал, что не более 25 30% студентов в Алматы имеют домашние ПК (из них имеют доступ в интернет около 10-15%). Среди учащихся средних школ эти показатели пока в несколько раз ниже. По данным Actis, доля студентов в числе пользователей интернета составляет всего 9,4%. Руководители и специалисты пользуются интернетом гораздо чаще 14,5 и 24,8% соответственно. В госсекторе большую роль продолжает играть программа по построению информационного общества в Казахстане. В рамках этой программы решаются многие очень серьезные задачи налаживание электронного документооборота в госструктурах, социальные карты для населения и т.п. В сентябре 1997 года президент Казахстана одобрил государственную программу по компьютеризации системы среднего образования3. В результате вырос уровень потребления телекоммуникационных услуг и спрос на них со стороны различных групп населения. Как следствие, постоянно растет потребность в высококвалифицированных специалистах, ощущаемая сегодня и в отдаленных от центра регионах страны. Вместе с тем образование развивается в очень жестких условиях конкуренции. За последние годы появились десятки частных образовательных учреждений в системе высшей школы во всех крупных городах Казахстана. В 2002 году школы закончило 140 тысяч человек, а в вузы Казахстана подано 124,4 тысячи заявлений (4,9 человека на одно место). Причем в 19 частных вузов не было подано ни одного заявления, а в 25 вузов подано менее 20 заявлений абитуриентов4. Организации, связанные с ИТ-образованием в Казахстане
На 2003 год в системе высшего и послевузовского профессионального образования Казахстана функционировало 173 учебных заведения. В том числе 36 гражданских и 11 негражданских государственных, 111 негосударственных вузов, 14 учебных заведений, организованных в форме закрытых акционерных обществ со 100% государственным участием. В них обучаются около 590 тысяч студентов и работают 37 тысяч преподавателей, из которых 14 тысяч являются докторами и кандидатами наук. В различных регионах страны действуют 108 филиалов как казахстанских, так и зарубежных вузов. Эффективно действует система государственных грантов и кредитов, общая для всех абитуриентов система государственного тестирования для поступления в вузы (независимо от их формы собственности). После сдачи государственных тестов списки выдержавших экзамены публикуются в центральной периодической печати5. С 2004 года в рамках «Концепции развития образования республики» отменена система заочного обучения, как одно из условий перехода образовательной системы Казахстана на международные стандарты. В связи с этим, основной упор сделан на формирование систем дистанционного обучения на базе интернет-технологий. Так, в Университете Международного Бизнеса в 2003 году начались работы по внедрению системы дистанционного обучения. Проект реализуется с помощью системы управления обучением «eLearning Server 3000» российской компании «ГиперМетод». С момента приобретения независимости в Казахстане начали действовать многочисленные образовательные программы, финансируемые и поддерживаемые различными фондами и международными организациями. В течение ряда лет Фонд Сорос-Казахстан развивает образовательные программы, которые охватывает всю систему непрерывного образования: от детских дошкольных учреждений до университетов. За время своего существования фондом на 2003 год выделено свыше 5000 грантов организациям и частным лицам Казахстана на общую сумму свыше 20 миллионов долларов США. В 1998 году компания Microsoft совместно с компанией ALSI и рядом поставщиков вычислительной техники создали во всех школах городов и сел Казахстана компьютерные классы, в которых начало использоваться легальное программное обеспечение (Windows, MsOffice и Visual Basic). Летние центральноазиатские школы «Формальные методы и информационные технологии» проводятся в Казахстане Институтом проблем информатики и управления МОН РК совместно с Международным институтом программных технологий Университета ООН (IIST/UNU). Они рассчитаны на профессорско-преподавательский состав и молодых ученых из Средней Азии, специализирующихся в области разработки программного обеспечения, формальных методов, спецификаций систем и логических оснований информатики. Сегодня по степени внедрения ИКТ Казахстан занимает ведущие позиции в среднеазиатском регионе6. Подавляющая часть ПК используется в частном секторе, на службе госсектору компьютеры находят применение в бухучете и при обработке текстов. В последнее время службы планирования и городские администрации начинают устанавливать или планировать приобретение у себя системы географической информации (GIS) или устройства преобразования данных в цифровую форму, системы подготовки инженерного проектирования (AutoCAD и другие). Стало широко использоваться программное обеспечение для цифрового рендиринга (изготовление анимационных продуктов), различные программы для веб-приложений и др. Действующие в регионе базы данных в основном используют ПО Microsoft Access, Microsoft SQL Server, Oracle и Informix. Общий уровень подготовки ИТ-специалистов хотя и постоянно повышается, остается пока недостаточным. Дело в том, что рынок телекоммуникационного оборудования в Казахстане растет достаточно быстро и, как следствие, постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Особенно в отдаленных от центра районах Казахстана. Оценивая общую ситуацию на ИТ-рынке образования и производства, можно отметить, прежде всего, появление конкуренции в области горизонтальных решений или «решения для всех», а также рост рынка систем корпоративного управления. Структура предложений от работадателей по ИТ специалистам (Алмата, 2002) Остается серьезным вопрос квалификации обслуживающих системы интернет-специалистов и вопросы оплаты их труда в Казахстане. На сегодня она приравнивается к сфере обслуживающего персонала водителей, киоскеров, официантов, барменов и т.д., чей труд не требует владения современными информационными технологиями. Процесс обучения кадров в передовой для страны отрасли телекоммуникаций зачастую проходит без согласования с планами ее модернизации, что обуславливает значительное отставание уровня подготовки ИТ-кадров от темпов развития отрасли и слабую связь производства с вузами, ведущими подготовку по направлениям радиоэлектроники и телекоммуникаций. Методы подготовки ИТ-специалистов в Казахстане В Казахстане применяются различные методы подготовки ИТ-специалистов. Основной упор делается на интернет-технологии. Учебные материалы размещаются на сервере для самостоятельного изучения. Через интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты, а учебном чате принять участие в дискуссии. Экзамены сдаются в ближайшем к студенту центре. В учебных центрах используются и кейс-технологии (портфельные). В этом случае обучающийся получает комплект учебно-методических материалов на бумажном или электронном носителе информации для самостоятельного обучения. Качество подготовки затем проверяется тестированием или собеседованием со специалистом. Менее распространены телевизионные технологии. Вместе с тем существующие в Казахстане учебные центры имеют ограниченные возможности для удовлетворения потребности в ИТ-специалистах, и не всегда способны обеспечить необходимое обучение там, где оно требуется. Это связано с тем, что создание бизнеса, построенного на ИТ-образовании, достаточно дорогостоящее дело. Для этого необходимы оборудованные помещения, квалифицированные преподаватели, современная техника и др. Поэтому происходит совмещение образовательной и производственной деятельности, как в рамках отдельных крупных телекоммуникационных компаний, так и учебных центров. Вместе с тем, перспективы ИТ-образования в стране огромны. Технологии развиваются, количество компьютеров увеличивается, и все большее количество компаний в Казахстане подключаются к сети по высокоскоростным каналам связи7. К примеру, сеть «Kazakhstan Online» является широкополосной АТМ-сетью. В Алмате уже сегодня стало возможным использование стандарта ADSL, позволяющего пользователю интегрировать услуги связи. В феврале 2004 года в Алматы прошла конференция, на которой состоялась презентация создания парка информационных технологий (ПИТ) в районе поселка Алатау, расположенного в 25 километрах от Алматы. Предполагается уже к 2008 году за счет определенных льгот со стороны государства создать условия для развития здесь ИТ компаний. В основном работающих в сфере разработки и опытного производства продуктов высоких технологий. Рынок телекоммуникаций в Казахстане становится более зрелым, и все очевиднее на нем проявляется потребность приобретения современных знаний. Поэтому, широкое распространение ИТ образования в Казахстане вопрос ближайшего времени. Батыр Каррыев / CNews
1В 2000 году Казахстану присвоен статус страны с рыночной экономикой, и он был отнесен к станам переходной экономики. Сегодня страна демонстрирует высокие показатели экономического роста в 2003 году рост ВВП составил 9,2%. |