ИКТ в системе школьного образования: В интернет выходит 1%
ИКТ для вузов: компьютеров становится все больше
Дистанционное образование
|
|
Кыргызстан: число
|
Год | Число учеников / компьютер |
1996 | 606 |
2000 | 330 |
2001 | 249 |
2003 (апрель) | 240 |
Уровень «эффективной» компьютеризации на практике снижается за счёт того, что только 43% компьютеров в учебных заведениях позволяют использовать в учебных целях современные информационные технологии (IBM-совместимые, поддерживающие работу в интернете). Еще сложнее обстоят дела с доступом школ в интернет к которому подключены всего лишь около 1% (21 школа).
Уровень компьютеризации школ по регионам значительно отличается. Региональные изменения показаны в приведенной ниже диаграмме. Карта, построенная с помощью геоинформационной системы, иллюстрирует доступность информационно-коммуникационных технологий для учеников школ разных областей и городов. При изменении цвета окраски карты области от самого светлого (Иссык-Кульская область) до самого темного (Баткенская область), соответственно, число учеников на один IBM-компьютер возрастает от 157 до 946.
Исследование сектора ИКТ Кыргызстана-2003 Консалтинговое агентство «Эксперт» Цена: $475 |
ИКТ для вузов: компьютеров становится все больше
В целом следует отметить, что Кыргызстан характеризуется высоким общим образовательным уровнем большая часть выпускников школ продолжают обучение в вузах. Анализ данных материалов «Саммита ИКТ для Развития»1, проведенный по 38 вузам в 2002 году, показал, что обеспеченность вузов ИТ характеризуется большой неравномерностью. Имеется значительный разброс показателей электронной готовности для различных районов, различных университетов.
Сравним условия доступа к ИКТ студентов 9 наиболее оснащенных вузов (10% от всех студентов КР) и примерно такого же количества студентов 7 наименее оснащенных вузов. На первые 10% студентов приходится 33,8%, то есть более трети от общего числа вузовских компьютеров. На вторую группу из 11,3% от общего числа студентов приходится 3,7% от общего числа компьютеров, то есть почти в 10 раз меньше. На основную часть (около 80%) студентов приходится приблизительно 2/3 от общего числа компьютеров. К первой группе вузов относятся преимущественно учреждения нового типа сравнительно небольшие и недавно созданные: ИИМОП КНУ, КР(С)У, АУК, МУК,
Годы | Число студентов в вузах, тыс.чел. | Число компьютеров в вузах | Соотношение количество студ./количество комп. |
1996 | 77,8 | 1200 | 65 |
1997 | 97,8 | 1850 | 54 |
2000 | 188,8 | 5100 | 37 |
2002/2003 | 199,1 | 6600 | 30 |
Анализ ситуации с интернет-доступом в вузах показывает, что сам факт подключения какого-то университета к интернету не показателен. Вузы различаются по своим размерам, и степень ИКТ-охвата их подразделений также может быть различной. Из 26 ведущих высших учебных заведений, по которым получены данные, на данный момент подключены к интернету 15 то есть 57,6%. Более информативен здесь другой показатель доля студентов и школьников, являющихся активными пользователями интернета. Активная аудитория (более 1 часа в неделю)2 включает 27,4 тыс. студентов, что составляет 14,5% от общего числа студентов (188,8 тыс.) и 2,5 тыс. школьников 0,22% от общего числа школьников (1120 тыс.). Среднее время работы компьютерных классов в рассматриваемых 26 вузах 8,5 часов в неделю.
Использование компьютерных технологий в высших учебных заведениях Кыргызской Республики (по 26 вузам на 2002 год)
Показатель | Значение |
Число компьютеров по отчету Национального статистического комитета на начало 2002 г. | 3 813 |
Число современных компьютеров | 3 144 |
Количество компьютерных классов с локальной сетью | 179 |
Среднее время работы компьютерных классов | 8,5 час/нед. |
Число компьютеров, подключенных к интернету и другим сетям | 1076 |
Число учебных заведений, подключенных к интернету | 15 |
Наличие доступа в интернет по выделенным линиям | 9 |
Количество преподавателей по ИКТ | 480 |
Общее количество учебных предметов с использованием ИКТ | 597 |
В целом доля финансовых затрат учебных заведений (школы, средние учебные заведения, вузы) на ИТ в 2002 году составляла около 3,8% от их общего бюджета. Оценка показателей сделана по данным 279 учебных заведений.
В свою очередь, приобщение к ИТ науки в Кыргызстане осуществляется отнюдь не за счет бюджетных ресурсов. Работа национальной компьютерной сети в науке и образовании (ННОКС) в настоящее время обеспечивается благодаря поддержке НАТО. В рамках этого проекта был создан провайдер «Акнет», имеющий спутниковый канал и предоставляющий
С другой стороны, Центр информационных технологий в Кыргызстане был организован при поддержке японского правительства. Предполагается, что здесь будет подготавливаться несколько сот высококлассных специалистов в сфере ИКТ. А число государственных вузов, осуществляющих подготовку дипломированных специалистов в этой области, сейчас немногим более 10.
Подготовка студентов в области ИКТ в Кыргызстане
95/96 | 96/97 | 97/98 | 98/99 | 99/2000 | 2002/2003 | Отношение 2002/1995 | |
Всего студентов | 64,6 | 77,8 | 97,6 | 129,7 | 159,2 | 199,1 | 3,08 |
Прикладная математика и информатика | 455 | 405 | 672 | 615 | 943 | 1928 | 4,24 |
Информационные системы (по отраслям) | 111 | 462 | 1086 | 1605 | 2172 | 922 | 8,3 |
Автоматизация и управление | 354 | 287 | 448 | 582 | 537 | 1054 | 2,98 |
Телекоммуникации | 131 | 218 | 455 | 707 | 850 | 2448 | 18,69 |
Электроника и микроэлектроника | 134 | 240 | 449 | 530 | 508 | 396 | 2,96 |
Радиотехника | 262 | 301 | 262 | 261 | 233 | 200 | 0,76 |
Информатика и вычислительная техника | 1162 | 676 | 1269 | 1920 | 2408 | 4814 | 4,14 |
Информатика (подготовка учителей информатики) | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 826 | - |
Прикладная информатика | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 550 | - |
Всего по специальностям, связанным с ИКТ | 2609 | 2589 | 4641 | 6220 | 7651 | 13138 | 5,04 |
Процессы информатизации учреждений образования, расширения доступа студентов и школьников к ИКТ в последние годы идут интенсивно. Но хотя создание электронных учебных пособий и электронных учебных курсов в ряде университетов уже началось, система дистанционного образования на основе
Консалтинговое агентство «Эксперт» (Кыргызстан) специально для CNews.ru
Источники:
1Бримкулов У.Н., Развитие человеческих ресурсов в области информационных и коммуникационных технологий// Национальный Саммит ИКТ для Развития, материалы. Бишкек: 2001
2«Исследование Интернет-аудитории Кыргызстана 2001», Общественный фонд «Информационное содействие». Проект Kyrgyzstan Development Gateway, Бишкек, 2002