| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
ИТ и образование в Молдове
Сегодня, во времена тотальной информатизации в Молдове можно наблюдать постепенное превращение обычного образовательного процесса в непрерывное и преемственное компьютерное обучение на всех уровнях от дошкольного до постуниверситетского образования.
Несмотря на то, что образовательный «всплеск» в Молдове произошел в советские времена, спустя десятилетия, система образования в республике до сих пор находится на высоком уровне. Об этом говорит следующая цифра: 100 тысяч человек в столице Молдовы на данный момент являются студентами местных вузов, а если принять во внимание население Кишинева (750 тыс. человек), то подобное количество учащихся кажется просто огромным.
Молдавское ИТ-образование сегодня можно разделить на несколько категорий. Большинство специалистов в сфере информационных технологий, прежде всего, получают так называемое «базовое образование», обучаясь в средних и высших учебных заведениях республики: лицеях, колледжах, институтах. К слову, в Молдове существует лишь один высший учебный технический университет. Хотя, безусловно, факультеты информационных технологий существуют в любом государственном вузе или колледже.
Плюс базового образования состоит в том, что оно обеспечивает учащихся фундаментальными, основательными знаниями. Его минусы очевидны и присущи не только Молдове. В настоящий момент в средних и высших учебных заведениях преподается старая программа десятилетней давности. Обусловлено это тем, что заработная плата преподавателей остается довольно низкой, а молодые кадры, в чьем багаже знаний есть уже и новейшие языки программирования, и технологии, и прочее, стремятся уйти в коммерческие структуры. К тому же, как известно, не всегда хороший разработчик или инженер становится хорошим преподавателем. Другим негативным фактором является то, что молдавские учебные заведения редко оснащены хорошей, современной техникой, необходимой для обучения информационным технологиям. Этот фактор, несомненно, тормозит образовательный процесс, ведь теория без практики существовать не может.
В последнее время получила распространение и другая категория ИТ-образования кратковременное обучение, проще говоря, ИТ-курсы. Для Молдовы это довольно новая практика, особенно в том, что касается курсов повышения квалификации. Главное преимущество подобных курсов перед базовым образованием состоит в том, что здесь имеется современная техническая база, методическая литература и молодой преподавательский состав. Разумеется, все краткосрочное обучение в Молдове осуществляется на платной основе.
Интересный сегмент ИТ-образования в республике появился в результате организации средними и высшими учебными заведениями собственных курсов повышения квалификации. Данное новшество, по мнению экспертов, собрало недостатки обеих вышеназванных образовательных систем. Об одном из них расскажем поподробнее. Деятельность кратковременных курсов при государственных учебных заведениях курирует министерство труда, которое в силу экономического кризиса не может выделять из государственного бюджета деньги на переподготовку преподавательского состава. Следовательно, «государственные» курсы (компьютерного или языкового обучения, интернет-пользования) в основной своей массе платные.
Набравшее обороты в мировом ИТ-образовании дистанционное обучение пока не получило распространение в Молдове. Главным препятствием здесь является отсутствие адекватной базы: необходимого количества компьютеров, сетевого оборудования, интернет-доступа и пр. Кроме того, специфика дистанционного обучения как такового т.е. своя методика подачи материала, отсутствие плана (в отличие от традиционной системы образования) также пока мало вписывается в образовательную ситуацию, сложившуюся сейчас в республике. Нельзя вычеркивать из списка факторов негативного влияния на развитие дистанционного обучения и национальный менталитет. У компаний, готовых развивать это направление, нет гарантии, что при заказе курса ученик не поделится дидактическим материалом с другими желающими освоить новую область ИТ. В итоге, по мнению молдавских образовательных центров, денежная прибыль от дистанционного обучения пока кажется очень призрачной.
Прорывом в молдавском ИТ-образовании стало создание сертификационных центров и иностранных академий. Примером последних можно считать академию Cisco. По окончании курсов академии студенты получают сертификат от Cisco Systems, в котором подтверждается объем и тип полученных знаний, а также соответствующие оценки. В этой же академии, либо в одном из центров Sylvan Prometric, студенты могут сдать на сертификацию CCNA (Cisco Certified Networking Associate). Также в Молдове существует сертификационный центр Microsoft, который дает возможность ИТ-специалистам получить соответствующий диплом.
Подобные сертификационные центры действительно пользуются большим спросом, и причина очевидна. Закончив вуз, молодой специалист получает диплом, подтвержденный министерством образования республики, который, в лучшем случае, за ее пределами необходимо будет подтвердить. В худшем же он просто не будет котироваться. Однако сегодня местные ИТ-специалисты сертифицируются не только для того, чтобы уехать из страны, но и для того, чтобы с большим успехом устроиться на молдавском рынке. Поскольку процент сертифицированных специалистов в области ИТ на территории Молдовы пока очень мал, западные сертификаты служат средством повышения конкурентоспособности работника и компании, берущей его в свой штат.
Политика государства как задел на будущее
Так как образование является неотъемлемой частью государства, госструктуры играют в его развитии немалую роль. Кроме ежегодного предоставления бюджетных мест на технологических факультетах в различных вузах и обеспечения выпускников работой в сфере ИТ, от правительства республики требуются все же дополнительные, более масштабные действия. Их началом можно считать разработку концепции национальной информационной системы, в рамках которой предусмотрено развитие электронного образования.
Государственная концепция в вопросе ИТ-образования преследует следующие цели:
- формирование целостного информационного пространства;
- использование открытых форм обучения;
- обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технологическим ресурсам для удовлетворения образовательных потребностей граждан.
С помощью развития системы электронного образования планируется решить такие задачи, как реализация базового права на доступ к информации и знаниям, а также обеспечение самой возможности получения образования, по структуре и качеству соответствующего потребностям современного общества. Подобная система позволит решить ряд социальных вопросов, в частности, путем предоставления образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями.
В качестве инструмента, позволяющего обеспечить функционирование системы электронного образования в республике, должен выступить специализированный образовательный портал, сопряженный с государственным информационным порталом. Такой портал, несмотря на различную оснащенность учебных заведений компьютерной техникой и обеспеченность телекоммуникационной инфраструктурой, позволит предоставить практически равные возможности всем учебным заведениям для участия в общереспубликанской системе elearning.
Для реализации этого проекта должна быть создана специализированная служба, обеспечивающая технологическую, техническую и методологическую поддержку как системы в целом, так и отдельных ее пользователей. Первыми шагами в развитии электронного обучения в системе среднего и высшего образования в Молдове представляется создание телекоммуникационных систем с использованием сети интернет, в первую очередь, в районах сельской местности. В этом случае районные и сельские школы получат доступ ко всем образовательным ресурсам, включая дистанционное обучение. В этих целях необходимо предварительно провести компьютеризацию всех школ республики и обеспечить интернет-доступ каждой школе, лицею, колледжу и вузу.
При воплощении задуманного правительством в жизнь, следует ожидать значительный скачок вперед молдавского ИТ-образования. В любом случае, информационные технологии сейчас набирают столь стремительные обороты, что, вероятно, даже без участия внешних факторов проникновение информатизации в жизнь молдавского общества уже не остановить.
Елена Семенова / CNews
|
|