| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Системные проблемы мешают ИТ-образованию на Украине
Востребованность ИТ-образования на украинском рынке обусловлена как ростом сегмента ИТ-услуг, так и проникновением ИКТ в повседневную жизнь людей. Важность постоянного обучения профессионалов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала очевидной и для специалистов в области образования, и для самих «айтишников».
Уровни образования
Особенность современного мира состоит в том, что инновационный процесс постоянен. Периодическое появление технологических новинок требует обеспечения рынка специалистами определенной квалификации, в частности, ИТ-специалистами. Для Украины, как, наверное, и для многих других стран, можно выделить 4 основных сегмента ИТ-образования:
- подготовка специалистов в учебных заведениях (условно назовем ее базовой сегмент А);
- обучение и повышение квалификации технических специалистов высокого уровня (авторизованные курсы по оборудованию, программному обеспечению, проектному менеджменту, ИТ-безопасности и т.д. сегмент Б);
- повышение квалификации специалистов (специальные курсы по прикладному программному обеспечению для бухгалтеров, кадровому учету, менеджеров, программистов и т.д. сегмент В);
- пользовательские курсы (начальный уровень, предполагающий изучение основ работы с ПК, офисных, графических и других пакетов сегмент Г).
В настоящее время образование, которое получают на Украине во всех учебных заведениях, кроме школ и дошкольных учреждений, называют высшим (с «различными оговорками»). Различают учебные заведения 1-4 уровня аккредитации. По сути, скопирована западная система, когда учебные заведения готовят специалистов по различным образовательно-квалификационным уровням:
- младший специалист (после окончания техникума, училища и других учебных заведений 1 уровня аккредитации);
- бакалавр (после окончания колледжа и других учебных заведений 2 уровня аккредитации);
- специалист, магистр (после окончания высших учебных заведений 3 и 4 уровня аккредитации).
Подготовкой специалистов на Украине занимаются 664 учебных заведения 1-2 уровня аккредитации и 315 3-4 уровня (без учета филиалов). При этом для первых количество студентов составляет 107 на 10 000 населения, а для вторых 285. Для рынка ИКТ достаточно большое количество высших учебных заведений 3-4 уровня аккредитации ведут подготовку по соответствующим специальностям.
Количество вузов, готовящих специалистов по ИКТ-специальностям:
Специальность | Кол-во вузов |
Информационные системы и технологии | 25 |
Программное обеспечение информационных систем | 23 |
Прикладная математика | 22 |
Электронные системы | 11 |
Информационные технологии проектирования | 9 |
Производство электронных средств | 9 |
Компьютерно-интегрированные технологические процессы и производства | 8 |
Микроэлектроника и полупроводниковые устройства | 8 |
Телекоммуникационные системы и сети | 7 |
Системное программирование | 6 |
Технологии и средства телекоммуникаций | 6 |
Электронные приборы и устройства | 6 |
Робототехнические системы и комплексы | 4 |
Информационная безопасность | 3 |
Проектный менеджмент | 3 |
Источник: Министерство образования и науки Украины (www.education.gov.ua)
В феврале 2003 г. на Украине была утверждена «Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года», которая должна быть положена в основу подготовки ИТ-специалистов. Эта концепция разработана Государственным комитетом связи и информатизации Украины при участии ведущих специалистов Одесской национальной академии связи им. О. С. Попова, Института телекоммуникаций НАН Украины, Киевского института связи, Главного учебного центра «Укртелеком», Украинского научно-исследовательского института связи, Украинского научно-исследовательского института радио и телевидения, Киевского, Львовского и Одесского техникумов связи. Она содержит положения, определяющие тенденции развития отрасли и подготовки специалистов для нее.
Нормативная база для ИТ-образования
Подготовка украинских специалистов для ИТ-отрасли, как и других специалистов, осуществляется в установленном правовом поле:
- Постановление Кабинета министров Украины «О Государственной национальной программе „Образование“ (Украина ХХІ столетие)» от 01.11.1993 г.;
- Указ президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования Украины» от 12.09.1995 г.;
- Указ президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования Украины» от 09.10.2001 г. № 941/2001;
- Приказ Министерства образования Украины от 02.06.1993 г. об утверждении «Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины»;
- Постановления КМУ от 15 сентября 1999 г. № 1697 «Национальная программа патриотичного воспитания населения, формирование здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных основ общества»;
- Приказ Министерства образования и науки Украины от 08.12.95 № 340 «Об утверждении Положения об организации экстерната в вузах Украины»;
- Концепция национального воспитания, одобренная Всеукраинским педагогическим советом работников образования Украины 30 июня 1994 г.;
- Приказ Министерства связи Украины от 22.05.1995 г. о создании Ведомственного наставительно-научно-производственного комплекса «Связь» на базе Украинской государственной академии связи;
- Указ президента «О дополнительных мерах относительно усиления борьбы с коррупцией, другими противоправными действиями в социально-экономической сфере и обеспечения экономного расходования государственного средства» от 16.11.2000 г. за № 1241/2000;
- «Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года» № 19 от 03.02.2003 г.;
- Проект Национальной доктрины развития образования на Украине в ХХІ веке.
Текущее состояние украинского ИТ-образования
Чтобы говорить об уровне образования ИТ-специалистов на Украине, нужно отметить достаточно большое число противоречивых факторов и аргументов:
- Сегодня интерес к преподаванию информационных технологий носит на Украине разносторонний характер от обучения элементарным навыкам работы на компьютере до участия в проектах национального масштаба;
- Имеют место серьезные «пробелы» в компьютерной грамотности школьников (которые приходится ликвидировать в дальнейшем образовании) из-за отсутствия в школах компьютерных классов и доступа в интернет, а также подготовленных педагогических кадров. Налицо «необученность» наших учителей в этой области, недостаток хороших электронных образовательных ресурсов и практически полное отсутствие методических рекомендаций по их использованию. Согласно проекту государственной программы «Электронная Украина» только к 2007 г. должно завершиться оснащение украинских школ компьютерной техникой;
- Украинское государство не способно финансировать в достаточном объеме учебные программы, соответствующие международным стандартам. Однако уже сделана первая попытка сосредоточиться на разработке единой концепции развития образования в соответствии с международными требованиями рынка («Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для области связи и сферы информатизации до 2007 года»);
- Для получения навыков и знаний, отличающих действительно квалифицированного ИТ-специалиста, требуется фундаментальная подготовка. Давление со стороны ИТ-отрасли приводит к тому, что программы по управлению информационными системами во многих учебных заведениях позволяют студентам отказаться от изучения высшей математики, теории алгоритмов и схемотехники ядра традиционной информатики, методов проектирования вычислительных систем и электротехники;
- Развитие компьютерной индустрии во многом зависит от количества и качества выпускников вузов по ИТ-специальностям. Казалось бы, что украинская система образования вправе ожидать поддержки со стороны промышленности. Однако сегодня лишь западные компании Intel и Microsoft развивают собственные программы поддержки образования;
- Большинство преподавателей не имеют представления о стандартах ИТ-образования, например, Computing Curricula 2001: Computer Science рекомендациях по преподаванию информатики, разработанных ACM и IEEE Computer Society (CC 2001-CS). Текущая версия СС2001-CS многоплановый документ, в котором накоплен опыт сотен квалифицированных программистов и педагогов. Она содержит интересную дискуссию относительно возможностей адаптации рекомендованных учебных планов к требованиям различных вузов, имеющих свои собственные цели и задачи;
- Хотя предприятия подбирают кадры, выясняя при этом не только уровень профессиональной подготовки, но и умение творчески подходить к решению задач, тем не менее, постоянно возникает потребность в их доучивании. Предприятия вынуждены повышать квалификацию своих сотрудников собственными усилиями или с помощью сети учебных центров (авторизованных и доморощенных). Причем предпочтение отдается частным учебным центрам, которые в свою очередь очень редко проявляют лояльное финансовое отношение и высокий профессионализм;
- Труд программистов становится все более зависящим от технологии, однако, с другой стороны, в эту сферу начинают приходить недостаточно подготовленные специалисты. Отсутствует специальность «Программная инженерия», которая позволила бы программным инженерам применять знания для того, чтобы более эффективно использовать новые технологии.
- Отсутствие специальностей «Экономика информационных систем», «Электронный бизнес» и некоторых других вряд ли свидетельствует о том, что в вузах хорошо представляют, в каком направлении развивается ИТ-индустрия;
- Пока нет осознания перспектив развития ИТ-образования по аналогии с моделью развитых стран, где выделяют 4 самостоятельных и независимых направления: информатика (computer science), разработка аппаратных платформ (сomputer engineering), программная инженерия (software engineering) и информационные системы (information systems).
Авторизованное и авторское обучение в украинских учебных центрах
По мнению аналитиков, полученные сегодня знания «устаревают», в среднем, через год. Поэтому постоянно остро ощущается потребность в дополнительных знаниях, которые можно получать на различного рода курсах, семинарах и тренингах. Известно, что западные компании тратят на обучение сотрудников от 2 до 10% фонда заработной платы. По некоторым оценкам для украинских компаний этот показатель составляет 0,1 %.
Тем не менее, интерес со стороны бизнеса вызвал бурный рост всевозможных предложений в сфере дополнительного ИТ-образования от самых различных организаций. Все дополнительное ИТ-образование (сегменты Б, В, Г) в Украине дают учебные центры общего профиля, сетевые академии, консалтинговые структуры, учебные центры компьютерных фирм и другие предприятия, нередко не имеющие лицензий на образовательную деятельность. Средняя продолжительность обучения на этих курсах составляет 25 дней, хотя имеются и семестровые курсы.
Средняя цена за обучение в наиболее известных украинских учебных центрах различных сегментов в расчете на одного слушателя составляет:
- от $400 до $1500 (сегмент Б);
- от $200 до $500 (сегмент В);
- от $30 до $150 (сегмент Г).
Как известно, идея авторизованного курса состоит в том, чтобы в ходе его проведения слушатель получил то, что спланировал вендор, создавая курс и потратив на него значительные суммы денег. Подобные курсы отрабатываются во всем мире, и их качество достойно внимания. Во всех авторизованных учебных центрах одинаковые учебники, сертифицированы оборудование и преподаватели. В любом авторизованном центре преподаваемый курс дает стандартный объем знаний, на который рассчитывает вендор. В среде технических специалистов наиболее авторитетными считаются авторизованные курсы таких компаний, как Cisco, Microsoft, Oracle, Hewlett-Packard.
Многие учебные центры стараются быть более универсальными, осваивают дополнительные направления, испытывая потребность в расширении спектра услуг. Преимущество специализации в том, что она позволяет глубже вникнуть в данный предмет, уделить ему больше внимания. У постсоветских людей другой подход к обучению, в первую очередь ввиду более требовательной аудитории. Поэтому слушатели авторизованных курсов хотят получить не только знания по конкретным продуктам, но и по смежным технологиям. Преподаватель должен быть компетентным не только в рамках собственного курса, но одновременно обладать дополнительными знаниями и методиками, быть консультантом.
Многие учебные центры стараются быть более универсальными, осваивают дополнительные направления, испытывая потребность в расширении спектра услуг. Преимущество специализации в том, что она позволяет глубже вникнуть в данный предмет, уделить ему больше внимания. У постсоветских людей другой подход к обучению, в первую очередь, ввиду более требовательной аудитории. Поэтому слушатели авторизованных курсов хотят получить не только знания по конкретным продуктам, но и по смежным технологиям. Преподаватель должен быть компетентным не только в рамках собственного курса, но одновременно обладать дополнительными знаниями и методиками, быть консультантом.
Многие центры делают ставку на авторские курсы, которые читают специалисты, имеющие практический опыт работы с этими методиками (или оборудованием) и прошедшие обучение как тренеры-консультанты.
ИТ-образование один из многих сегментов бизнеса, существующих в очень жестких условиях конкуренции, но цены здесь вряд ли находятся на нижнем уровне рентабельности, хотя бы потому, что курсы проводятся нерегулярно, а содержать штат нужно постоянно. Создание бизнеса, построенного на деятельности независимого учебного центра, дело дорогостоящее. Для этого необходимы помещения, преподаватели, оборудование, служба маркетинга и т.д. При этом обучение не самый прибыльный бизнес с очень большим периодом окупаемости оборудования. Поэтому совершенно логичным было появление во многих компаниях подразделений, занимающихся обучением. Одновременно учебный центр как подразделение компании выполняет еще и маркетинговую роль, позволяя предоставлять более широкий спектр услуг.
Как известно, ведущие мировые производители программного и аппаратного обеспечения создали и постоянно совершенствуют свою собственную систему обучения и контроля над знаниями. Специалистам, успешно сдавшим один или несколько экзаменов, присваивается звание сертифицированного специалиста и выдается сертификат международного образца. Ряд учебных центров предоставляет возможность прохождения тестирования благодаря партнерству с такими известными мировыми компаниями, как Thomson Learning Prometric и VUE (Virtual University Enterprise).
Сергей Зелинский / CNews
|
|