Мировой рынок ДО растет за счет США
Виртуальный учащийся: штрихи к портрету
|
|
Дистанционное образование в мире и в РоссииСодержание:
Мировой рынок ДО растет за счет США Прогнозы относительно скорой революции в системе образования всех стран, о которой так долго говорили разработчики ДО, пока не оправдываются. Традиционная форма обучения как существовала, так и продолжает существовать, пока не сильно уступив свои позиции альтернативному дистанционному его варианту. С другой стороны, онлайновое обучение уже перешло из статуса экспериментального в обычный режим, и активно используется как учебными заведениями, так и предприятиями, заинтересованными в постоянном повышении уровня знаний и навыков своих сотрудников. Дистанционное образование, хотя и отличается от двух традиционных форм обучения очной и заочной, при этом, по сути, представляет собой их гибрид. От заочной формы оно «наследует» факт удаленности ученика и преподавателя. Однако, в отличие от поточного, практически лишенного семинаров заочного обучения, является индивидуальным. Так же, как при очных занятиях, предполагает личный учебный план и постоянное взаимодействие с преподавателем тьютором. Задача последнего курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. От привычных очной и заочной форм дистанционную отличает возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы. Например, за один семестр можно пройти курс, которому в рамках дневной формы обучения посвящают целый год, или, наоборот, можно «растянуть» его на два года. Еще одной отличительной особенностью ДО является, фактически, стирание формальных границ между средней школой, колледжем и постуниверситетским образованием. Если раньше определенная дисциплина, входящая, например, в курс программы делового администрирования, могла преподаваться только на постуниверситетском уровне, то теперь независимая Дистанционная форма обучения, в первую очередь, является панацеей от образовательного «голода» регионов. У жителей периферии, особенно российской, не так уж много возможностей для получения базового и дополнительного образования или, например, повышения квалификации. Традиционно происходит отток лучших 5 преимуществ дистанционного обучения для предприятий:
Мировой рынок ДО растет за счет США Развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается достаточно активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой стороны развитие собственно информационных технологий, рост Компьютерная грамотность давно уже стала ключевым фактором, влияющим на современный образовательный процесс. Учащиеся дистанционных программ должны уметь пользоваться электронной почтой, форумами, чатами, онлайновыми тестами и прочим сетевым инструментарием программ ДО. Со своей стороны, растущая пропускная способность сетей делает более актуальным использование имитационных методик, видеоматериалов и видеоконференций. Развитие ДО не стоит расценивать исключительно как дополнительный сервис для В настоящий момент более 200 университетов США предлагают дистанционное обучение. В 2004 году онлайновые академические курсы планируют предоставить уже 90% колледжей Америки. Количество онлайновых курсов возрастает примерно на 3040% каждый год, и в будущем эта тенденция будет сохраняться. Сейчас, по данным IDС, оборот всего рынка ДО в США составляет $4,5 млрд. К 2005 году затраты на ДО в США увеличатся до $12 млрд. В 20022003 гг. около 350 тыс. американцев, которые учатся исключительно дистанционно, платили учебным заведениям за По данным опросов, регулярно проводимых SCOLE в различного рода учебных заведениях, 57% американских преподавателей считают, что результаты ДО не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных рассчитывают, что в ближайшие 3 года результаты ДО превзойдут результаты аудиторного обучения. Рынок ДО США, 20022003 гг. Источник: SCOLE (Sloan Center for Online Education), 2003 г. В Великобритании же, которая опережает другие страны ЕС как по общему уровню информатизации, так и по степени распространения ДО, рынок онлайнового обучения планируют заполнить не столько за счет внутренних «резервов», сколько за счет иностранных студентов. Запустив в 2003 году новый Виртуальный учащийся: штрихи к портрету Стремительное развитие технологий и появление новых областей знаний в сочетании с ростом конкуренции и развитием глобального рынка труда требуют постоянного совершенствования профессиональной компетенции. При этом портрет типичного учащегося несколько меняется. Все чаще студентами частных и государственных вузов США и Европы становятся лица старше 25 лет. Большая их часть стремится сочетать традиционную и дистанционную форму обучения в первую очередь, с точки зрения экономии времени. Выбирающие онлайн студенты быстрее ориентируются в поиске необходимых им курсов. Зачастую они уже располагают определенным практическим опытом, помогающим сделать выбор требуемой учебной программы, а также позволяющим лучше понять теоретические постулаты. Вместе с тем, эти обучаемые более критически относятся к содержанию курсов и хотят заранее знать, зачем в них включены те или иные темы или предметы. Традиционная форма подачи информации в виде лекций для них менее приемлема. Они предпочитают интерактивные, нелинейные формы изложения материала и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Для некоторых виртуальных слушателей, совмещающих обучение с работой, не столь важно количество «аудиторных часов», заявленных авторами курса, сколько те конкретные знания, которые помогут им в их непосредственной деятельности. Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью. Вместо диплома многие из них предпочитают получить «сертификат», подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. В связи с этим, особое значение приобретают достоверность и качество знаний, которые предлагают те или иные дистанционные программы. Следовательно, появляется необходимость в создании независимых органов контроля, которые смогут подтвердить их соответствие профессиональным стандартам, а также валидность выданного диплома или сертификата. Российские вузы и учебные центры стали задумываться о переводе хотя бы части своих учебных программ в онлайновый режим относительно недавно. Определенных результатов здесь уже удалось достичь виртуальными «филиалами» уже располагают, например, Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана. Те или иные системы дистанционного обучения (заказные или собственной разработки) начинают также использовать некоторые российские предприятия разумеется, «большого» бизнеса. В частности, подобным образом обучают своих сотрудников «Русский алюминий», «Сибнефть», «ВымпелКом», «Юкос». Правда, российский корпоративный По оценкам Несмотря на активное развитие информационных технологий и появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения пока не сопоставимы с западными. Российские разработчики СДО не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций здесь очевидна. Правда, по утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы и, в первую очередь, в провинции, на которую изначально и рассчитана данная форма обучения. Пока же российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации сотрудников адекватно уровню развития современных технологий, вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия. Приоритетные направления развития Впрочем, отечественные преподаватели и методисты всегда подчеркивают, что онлайновое обучение ни в коем случае не является полной заменой традиционному обучению. Ничто не сможет в полной мере заменить общение с живым педагогом или ту атмосферу, которая складывается на занятиях между студентами. Считается, что электронное обучение наиболее эффективно тогда, когда оно используется в качестве дополнения, обогащающего традиционный образовательный процесс и заменяющего 4060% педагогического материала. Мария Попова / CNews Дмитрий Изместьев: Перспектив у дистанционного обучения в чистом виде практически не существуетАктуальные тенденции на рынке специализированного образования для ИТ-специалистов, а также перспективы дальнейшего развития этого сектора в ближайшие годы комментирует в интервью CNews.ru Дмитрий Изместьев, директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ».CNews.ru: По вашей статистике, какого рода учебные программы и тренинги вызывали наибольший отклик аудитории в 2003 году? Дмитрий Изместьев: Безусловным лидером в области обучения специалистов информационным технологиям остается Microsoft. Интересной тенденцией является то, что курсы по новым продуктам этой компании начинают пользоваться популярностью лишь через год-полтора после появления на рынке самих систем. Так, курсы по Microsoft Windows 2003 только сейчас входят в моду. Общей тенденцией рынка также стало развитие курсов по информационной безопасности. Приятно, что программа Security Certified Program (SCP), авторизованным центром которой мы являемся, стала набирать популярность в России. За последний год в нашем центре существенно выросли объемы обучения по продуктам компании Oracle. Здесь мы используем фирменные учебники компании ITCourseware, стремясь обеспечить нашим слушателям высокое качество курсов по сравнительно низкой цене. Быстрыми темпами развивалось новое направление авторизованного обучения для специалистов по технологиям Java и J2EE, а также курсы по серверам приложений. Большой популярностью пользовались наши курсы по управлению проектами, которые мы разрабатываем совместно с высококлассными специалистами-практиками Департамента Управления Проектами ЛАНИТ. Думаю, рынком были оценены и сами наши усилия по модернизации курсов этого направления, и признание наших заслуг со стороны Project Management Institute (PMI). Также замечу, что в прошедшем году мы стали единственным в России авторизованным учебным центром BEA Systems. Игорь Морозов: В 2004 году доля дистанционного обучения увеличится в два разаРоссийский рынок дистанционного образования, которому несколько лет назад пророчили великое будущее, пока не оправдывает ожиданий и не радует высокими темпами роста. Тем не менее, эксперты склонны по-прежнему высоко оценивать его потенциал. Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, в интервью Cnews.ru комментирует те факторы, которые будут стимулировать развитие дистанционного обучения в России в ближайшие годы. CNews.ru: По вашему мнению, чем обусловлены достаточно медленные темпы развития отечественного рынка дистанционного образования? Можно ли прогнозировать скорое изменение ситуации и в связи с какими факторами? Игорь Морозов: Действительно, сейчас западный рынок дистанционного обучения развит лучше, чем российский. Эта оценка касается практически всех направлений, по которым в данный момент ведется активная работа, включая и создание корпоративных систем дистанционного обучения на основе программно-аппаратных комплексов, и предоставление возможности обучения на сервере провайдера услуг, и перевод существующих курсов в онлайн-формат. Развитие отечественного рынка сдерживается несколькими факторами, главный из которых отсутствие русскоязычного контента для систем дистанционного обучения. Это, в свою очередь, было вызвано прохладным отношением российских руководителей к дистанционному обучению. Однако, как показывают наши исследования рынка ИТ-обучения, сложившаяся ситуация начинает меняться. Крупные, территориально распределенные предприятия все чаще осознают необходимость инвестиций в планомерное развитие персонала. Большинство руководителей заинтересованы в постоянном повышении профессионального уровня своих ИТ- и бизнес-специалистов. При этом они стремятся обеспечить необходимое качество знаний и навыков своих сотрудников без нарушения отлаженного графика работ предприятия и с наименьшими временными и финансовыми затратами. Между тем, подразделения и службы, в которых работают специалисты, зачастую достаточно удалены друг от друга и от ближайшего центра обучения. В таких условиях дистанционные технологии лучший способ обеспечить возможность оперативного получения персоналом актуальных знаний в области ИТ и менеджмента. |