| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Елена Федорова: Динамику изменений рынка ИТ-образования можно охарактеризовать как движение по экспоненте
Системный подход к организации обучения является критически важным фактором повышения объема и качества услуг в области ИТ-образования, утверждает Елена Федорова, ректор Академии Информационных Систем, комментируя текущую ситуацию, сложившуюся в этом секторе.
CNews.ru: Судя по всему, 2003 год не стал годом бурного роста на рынке образования в сфере ИТ в России. Какова, по вашим оценкам, динамика изменений объема продаж ведущих учебных центров в целом и АИС, в частности?
Елена Федорова: Оптимистичные прогнозы 2002 года относительно роста рынка ИТ-образования были связаны с оценкой ИТ-рынка России в целом. Нужно сказать, что по большей части они не оправдались. Опыт АИС и ряда наших коллег показывает, что проблема не в недостатке спроса на ИТ-образование, а в способности учебных центров оперативно реагировать на динамичное изменение конъюнктуры рынка.
Сложившиеся стандарты, методы, подходы к формированию учебных программ, структура и объем ресурсов учебных центров не всегда позволяют им своевременно реагировать на возникающий спрос в той или иной области информационных технологий. Для того чтобы соответствовать реально растущему рынку, необходимы серьезные внутренние изменения в самих учебных центрах. Сама их структура должна быть такой же динамичной и оперативной, как и меняющиеся потребности рынка. В этом смысле 2003 год станет хорошим уроком для всех нас. В целом, динамику изменений рынка образования в области ИТ (с точки зрения появления новых потребностей) можно охарактеризовать как движение по экспоненте.
Благодаря позиции руководства АИС оперативно отслеживать конъюнктуру рынка с тем, чтобы ей соответствовать, в 2003 году удалось увеличить оборот Академии Информационных Систем на 44% по сравнению с 2002. Показатель составил 780 тыс. долл. США.
CNews.ru: Какие факторы, на ваш взгляд, могли бы привести к заметному росту спроса на образование в сфере ИТ в ближайшие годы: рост участия регионов в образовательных программах, стабилизация положения собственников на предприятиях, выход на отечественный рынок новых поставщиков ПО и аппаратных средств?
Елена Федорова: На мой взгляд, на развитие рынка ИТ-образования могут повлиять два ключевых фактора. Во-первых, это поддержка учебных центров вендорами. Сейчас существует несколько программ, в частности, Microsoft, ориентированных на академические вузы, в то время как учебные центры дополнительного профессионального образования в области ИТ решают эти задачи в одиночку, каждый в силу сложившихся отношений со своими партнерами.
Второй фактор более сложный и протяженный во времени. Нам знакомо понятие «лоскутной автоматизации» подхода, при котором руководство конкретного предприятия автоматизирует свои бизнес-процессы по мере возникновения проблем, используя разнородные программно-аппаратные средства, привлекая разных подрядчиков. Такая же ситуация на сегодняшний день превалирует и в области повышения квалификации персонала в большинстве компаний. Отсутствие системного подхода к развитию персонала вообще и ИТ-специалистов, в частности, говорит о необходимости развития управленческой компетентности лиц, направляющих сотрудников предприятия на обучение. Решение этой задачи Академия видит в организации программ бизнес-образования для топ-менеджеров, что приведет руководителей к осознанию значимости системного подхода в обучении персонала. В конечном счёте, именно это является важнейшим фактором повышения объема и качества услуг по обучению в области ИТ.
CNews.ru: Прогнозы относительно скорой активизации рынка дистанционного образования на отечественном рынке себя не оправдали. С чем, на ваш взгляд, это связано в первую очередь? Как вы оцениваете перспективы развития направления технологий e-learning в России?
Елена Федорова: Это обстоятельство связано, прежде всего, с очевидным недостатком аппаратно-программных средств, с отсутствием должным образом организованной технологической базы, в особенности, в регионах там, где программы дистанционного образования могут быть в большей степени востребованы, в связи с удаленностью желающих обучаться от центра.
В целом же, я не стала бы расценивать дистанционную форму обучения как способ получения образования. Несмотря на то, что, используя возможности ДО, студенты получают доступ к единым информационным ресурсам, могут общаться в виртуальных конференциях и т.д. другими словами, обретать необходимый багаж знаний. Однако простого обладания знаниями порой недостаточно, необходимо также выстроить структурированную систему этих знаний, овладеть навыками их использования в нужный момент. И здесь, по моему глубокому убеждению, незаменима роль преподавателя. Дистанционное обучение по сути это инструмент, который как элемент ИТ необходимо включать в учебный процесс, следуя современным тенденциям. Однако авторитет и профессионализм преподавателя остается не менее важным элементом.
CNews.ru: По многим направлениям в развитии ИТ отечественный рынок отстает от стран Западной Европы на 2-3 года. Насколько сильны различия отечественного и западного рынков ИТ-образования, на ваш взгляд?
Елена Федорова: На мой взгляд, различия рынков ИТ-образования в России и на Западе невелики. В основном, они состоят в мотивации учащихся, а также в спектре предлагаемых курсов. Помимо этого, у нас сказывается влияние фактора зависимости программ ИТ-обучения от прочности позиций западных вендоров на российском рынке.
CNews.ru: Какими факторами вы руководствуетесь в выборе новых стратегических направлений? Каковы планы развития АИС на 2004 год?
Елена Федорова: Отчасти внимание этому вопросу было уделено в рамках освещения процессов формирования рынка образовательных услуг в целом. При выборе стратегии развития Академия Информационных Систем руководствуется концепцией комплексного системного подхода, в частности, к повышению ключевых видов компетентности персонала своих заказчиков и партнеров. АИС позиционирует себя как интегратора в области предоставления образовательных услуг. Мы полагаем, что именно выполняя роль корпоративного университета для заказчика, Академия получает возможность наиболее эффективно решать его задачи по повышению квалификации персонала.
Одним из стратегических направлений развития АИС в 2004 году остается информационная безопасность. Мы создаем пул партнеров в этой области и используем различные формы и методы реализации данной стратегии в частности, проводим общероссийские конференции, которые уже стали заметными событиями на рынке и играют позитивную роль в его формировании. Активно развивается направление бизнес-образования, в том числе, по программам Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. Кроме того, открыта международная программа по различным направлениям образования, предусматривающая возможность обмена опытом и формирование партнерских отношений с представителями бизнес-сообщества ряда стран Западной Европы.
CNews.ru: Спасибо.
|
|