Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
ИТ-образование в России в 2003 году: взгляд сверху
Обучение ИТ процесс, обуславливаемый современными реалиями бизнес-среды. Его актуальность зависит в первую очередь от развития самого рынка информационных технологий. Постоянное появление новых решений обуславливает зачастую быструю смену приоритетов в развитии профессиональных навыков специалистов. Исследование, проведенное CNews Analytics, позволяет сделать некоторые выводы относительно развития отечественного рынка дополнительного ИТ-образования в 2003 году. В опросе приняли участие более 50 сотрудников российских компаний.
Компании, заинтересованные в постоянном повышении уровня квалификации своих сотрудников, разумеется, готовы отрывать специалистов от рутинной работы, чтобы отправить на обучение. Однако не слишком часто. Проблема здесь даже не в стоимости хотя курсы авторизованных центров обучения ИКТ пока со скрипом может позволить себе малый бизнес. Проблема, тем не менее, все же в первую очередь упирается во время. Сотрудники вовлечены в рабочий процесс, отрыв от которого осуществляется часто болезненно. А в некоторых случаях он и вовсе недопустим. Поэтому как бы не рекомендовали методисты и разработчики учебных программ проходить обучение по отдельным направлениям не реже 2 раз в год, в сложившихся жестких условиях работы компании, как правило, ограничиваются схемой «по курсу в год на человека».
Большая часть респондентов CNews.ru (41%) в 2003 году посетили 1 курс. Обучение в рамках 13 курсов смогли позволить себе 32% участников опроса. Более 3 курсов прослушали 9%. Вообще не проходили обучение в 2003 году 14% респондентов, которые, тем не менее, заинтересованы в подобной форме совершенствования своих навыков и знаний.
Какое количество учебных курсов вы посетили в 2003 году?
Источник: CNews Analytics, 2004
Продолжая развивать «больную» тему временных затрат, неудивительно, что подавляющее большинство существующих или потенциальных обучаемых предпочитает краткосрочную форму обучения в виде двух-трех дневных тренингов. Учиться на длительных курсах в течение нескольких недель даже если обучение происходит в нерабочее время готовы позволить себе только 14%.
Предпочтительнее проходить обучение в рамках
Источник: CNews Analytics, 2004
В системе ИТ-образования, как правило, выделяют несколько направлений обучения:
- курсы по менеджменту ИТ, включая управление проектами, персоналом, бюджетом и пр.,
- курсы по информационной безопасности,
- курсы по обучению работе с телекоммуникационным оборудованием (например, Cisco, Avaya и пр.)
- курсы по программированию,
- курсы, обучающие работе со специализированным ПО (например, MS Project, функциональные возможности ERP).
Очевидно в силу специфики аудитории CNews.ru, 45% опрошенных в прошлом году прошли обучение в области менеджмента. Работе со специализированным ПО обучились 23% респондентов. Равные доли опрошенных по 14% выбрали в 2003 году курсы более технического направления: по программированию, обеспечению информационной безопасности и работе с телекоммуникационным оборудованием.
Курсы какого направления вы посещали в 2003 году?
Источник: CNews Analytics, 2004
Специалисты, заинтересованные в получении дополнительных знаний и навыков, помимо тех, которыми они овладели в рамках своего первого образования, а также непосредственно в ходе работы, как правило, выбирают курсы по какой-то конкретной теме, рассчитывая после завершения обучения сразу же применить его результаты на практике. 68% опрошенных предпочитают совершенствоваться в рамках узкоспециализированных курсов. Только 27% стремятся прослушать базовые курсы достаточно универсального характера.
Какого рода учебные курсы предпочтительнее?
Источник: CNews Analytics, 2004
Как правило, при разработке учебных курсов сейчас стараются придерживаться здорового баланса между теорией и практикой. Чередование порций «выдаваемых» теоретических знаний с отработкой практических навыков считается той самой «золотой серединой», за которую ратуют как руководители учебного процесса, так и сами студенты. 64% респондентов отмечают, что обе этих составляющих обучения для них одинаково важны. Однако 23% опрошенных предпочитают сконцентрироваться исключительно на практике. Теорию готовы изучать 9%.
Как следует расставлять акценты в рамках учебного курса?
Источник: CNews Analytics, 2004
Развитие рынка образовательных услуг для корпоративного сектора рано или поздно стимулирует гармоничное выравнивание спроса и предложения. В результате чего повышаются требования потенциальной и существующей аудитории учебных центров не только к ассортименту, но и к качеству обучения. Следовательно, увеличивается спрос на авторизованные курсы от зарубежных компаний, популяризации которых на российском рынке долгое время препятствовала слишком высокая, по отечественным меркам, цена. Сейчас приоритеты меняются. 59% опрошенных CNews Analytics предпочитают именно подобный вариант обучения. Оставшиеся 36% продолжают выбирать авторские курсы, разработанные российскими учебными центрами.
Вы отдаете предпочтение:
Источник: CNews Analytics, 2004
Выбор учебного центра, где предполагается проходить обучения, становится все более сложной задачей по мере того, как увеличивается число этих игроков на рынке. 81% респондентов руководствуются таким критерием, как сложившаяся репутация учебного заведения. Не менее критичен фактор репутации преподавателей, читающих тот или курс его указали 54% отпрашиваемых. 50% при этом продолжают ориентироваться на ценовой фактор.
Какой фактор является определяющим при выборе учебного центра?
Источник: CNews Analytics, 2004
В планах на 2004 учебный год по-прежнему лидирующую позицию занимают курсы в области ИТ-менеджмента: дополнительное обучение по этому направлению планируют пройти 54% участников опроса. 41% будут совершенствоваться в навыках работы со специализированным ПО. 32% специалистов намерены пройти обучение в области обеспечения ИБ.
Курсы какого направления вы планируете посетить в 2004 году?
Источник: CNews Analytics, 2004
CNews Analytics
Инна Плотникова: Обновление содержания курсов должно происходить минимум раз в год
Рынок специализированного образования в области ИТ и телекоммуникаций активно развивается. Вместе с увеличением интереса аудитории к учебным курсам этого направления растет и средний уровень подготовки отечественных специалистов, работающих с западным телекоммуникационным оборудованием. Возросший уровень преподавания в этом сегменте отмечает Инна Плотникова, президент DIAMOND Communications.
CNews.ru: Какова ваша экспертная оценка основных тенденций 2003 года на рынке специализированного образования в области ИТ и телекоммуникаций?
Инна Плотникова: Растет спрос, цены растут. За последнее время в России было создано много телекоммуникационных сетей, информационных систем. В результате и бизнес, и государственные структуры испытывают ощутимую нехватку персонала для работы с новым оборудованием.
CNews.ru: Как вы оцениваете динамику спроса на достаточно дорогие (для отечественного рынка) курсы по работе с западным оборудованием?
Инна Плотникова: Динамика, на мой взгляд, положительна. Конечно, есть приливы и отливы, но тенденция прослеживается достаточно отчетливо. По нашему опыту, обновление содержания курсов должно происходить минимум раз в год слишком велики темпы внедрения новых технологий в России. Здесь мы обгоняем Запад, и это один из признаков хорошего учебного центра. Посмотрите, насколько часто центр обновляет свои программы, и вы определите, стоит ли иметь с ним дело.
Полный текст интервью
|