Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Рынок корпоративного обучения требует узкой специализации
Объем российского рынка корпоративного обучения ИТ в прошлом году активно рос, превысив в итоге показатели, прогнозируемые его игроками. «Академия АйТи» провела собственное исследование сложившейся в этом сегменте ситуации. Его результаты позволяют, как минимум, рассчитывать на сохранение положительной динамики в ближайшие годы.
Развитие рынка корпоративного обучения ИТ зависит от целого ряда факторов. Во-первых, от уровня развития самого рынка информационных технологий, которое определяет появление новых технологических решений и продуктов, смену приоритетов в потребности развития профессиональных навыков ИТ-специалистами и пользователями. В 2003 г. среди таких изменений прежде всего необходимо отметить рост интереса к решениям и продуктам в области информационной безопасности.
Во-вторых, сектор ИТ-образования зависит от изменений, которые претерпевает заказчик ИТ-служба предприятий и организаций. С одной стороны эти изменения направлены на тесную стыковку бизнес и ИТ-стратегий. С другой стороны, усложнение роли и функций ИТ-службы формирует потребность в появлении в ее составе не просто универсальных «айтишников», а глубоких специалистов, имеющих свои профили специализации, обладающих знаниями как в ИТ, так и в управлении. Поэтому отчетливо прослеживается интерес к программам на стыке информационных технологий и экономики (например, к программам MBI).
Третий фактор влияния это меняющиеся подходы к корпоративному управлению, к развитию и обучению персонала, как к важнейшей части корпоративного управления. Эти изменения выражаются, прежде всего, в доминировании планового подхода к обучению. Востребованы долгосрочные программы развития специалистов и пользователей информационных систем. Сегодня руководителей все больше интересует не просто процесс получения их сотрудниками абстрактных знаний, а обучение персонала в привязке к реальным задачам предприятий, в рамках корпоративных университетов или специальных программ, ориентированных на решение конкретных бизнес-задач в приложении к задачам предприятия. Согласно маркетинговому исследованию «Академии АйТи», около 84% предприятий и организаций проводят плановую работу в области развития ИТ-персонала.
По оценкам «Академии АйТи», общее количество обученных в Москве и регионах всеми учебными центрами в 2003 году составило более 52 тыс. специалистов, из них в Москве учились 19 тыс. специалистов.
Соотношение количества обучаемых в Москве и в регионах
Источник: «Академия АйТи», 2004
Объем рынка ИТ-обучения в прошедшем году превысил ожидаемый уровень на 3-4 млн. долл. В начале 2003 года его оценивали в 37 млн. долл. Около 17% обучения составляет дистанционная форма. В 2004 году, по прогнозам экспертов, доля дистанционного обучения увеличится в два раза.
Источник: «Академия АйТи», 2004
По результатам исследования можно четко проследить наиболее востребованные направления обучения. В Москве и Московской области сегодня наиболее популярны и посещаемы курсы Microsoft, Oracle и Cisco (в % от общего количества человек, прошедших обучение по тем или иным направлениям). В регионах ситуация может зависеть от конкретных локальных условий, однако вышеуказанные лидеры практически везде сохраняют свои позиции.
Отечественные ИТ-специалисты стремятся в первую очередь получить сертификаты Microsoft Certified Database Administrator, Microsoft Certified Systems Engineer, Microsoft Certified Solution Developer, Oracle Database Administrator, Oracle Application Developer, Cisco Certified Network Associate, Cisco Certified Internetwork Professional, Microsoft Business Solutions Consultant Navision, Microsoft Business Solutions Consultant in Axapta.
Спрос на ИТ-специалистов (в % от общего объема спроса)
Источник: «Академия АйТи», 2004
По данным опроса «Академии АйТи», средняя зарплата в долларах различных ИТ-специалистов (иностранные/отечественные компании), прошедших обучение в этом учебном центре, в 2003 году составляла:
Руководитель отдела: 2500/2000
Специалист в области управления проектами: 2250/1350
Специалист по сетям и коммуникациям 2000/1350
Ведущий программист 2000/1350
Системный аналитик: 1350/1000
Web-дизайнер: 1250/1000
Системный администратор 1250/850
Программист 1250/700
«Академия АйТи»
Игорь Морозов: В 2004 году доля дистанционного обучения увеличится в два раза
Российский рынок дистанционного образования, которому несколько лет назад пророчили великое будущее, пока не оправдывает ожиданий и не радует высокими темпами роста. Тем не менее, эксперты склонны по-прежнему высоко оценивать его потенциал. Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, в интервью Cnews.ru комментирует те факторы, которые будут стимулировать развитие дистанционного обучения в России в ближайшие годы.
CNews.ru: По вашему мнению, чем обусловлены достаточно медленные темпы развития отечественного рынка дистанционного образования? Можно ли прогнозировать скорое изменение ситуации и в связи с какими факторами?
Игорь Морозов: Действительно, сейчас западный рынок дистанционного обучения развит лучше, чем российский. Эта оценка касается практически всех направлений, по которым в данный момент ведется активная работа, включая и создание корпоративных систем дистанционного обучения на основе программно-аппаратных комплексов, и предоставление возможности обучения на сервере провайдера услуг, и перевод существующих курсов в онлайн-формат. Развитие отечественного рынка сдерживается несколькими факторами, главный из которых отсутствие русскоязычного контента для систем дистанционного обучения. Это, в свою очередь, было вызвано прохладным отношением российских руководителей к дистанционному обучению. Однако, как показывают наши исследования рынка ИТ-обучения, сложившаяся ситуация начинает меняться.
Крупные, территориально распределенные предприятия все чаще осознают необходимость инвестиций в планомерное развитие персонала. Большинство руководителей заинтересованы в постоянном повышении профессионального уровня своих ИТ- и бизнес-специалистов. При этом они стремятся обеспечить необходимое качество знаний и навыков своих сотрудников без нарушения отлаженного графика работ предприятия и с наименьшими временными и финансовыми затратами. Между тем, подразделения и службы, в которых работают специалисты, зачастую достаточно удалены друг от друга и от ближайшего центра обучения. В таких условиях дистанционные технологии лучший способ обеспечить возможность оперативного получения персоналом актуальных знаний в области ИТ и менеджмента.
Полный текст интервью
|