|
|
|
|
Алексей Кузовкин: На рынке IT-решений для банкиров и финансистов все только начинаетсяВ интервью с вице-президентом по IT группы компаний РБК Алексеем Кузовкиным, обсуждается реальная ситуация на рынке внедрений CRM-решений и перспективы рынка интернет-трейдинга. По мнению специалиста, российский рынок IT-решений в банковской сфере далек от насыщения, а торговля акциями через интернет в ближайшие годы будет становится все более массовой. В данном случае, вопрос о развитии интернет-трейдинга напрямую связан с развитием всего фондового рынка в России. CNews.ru: Говоря о ситуации в финансовом секторе России, прежде всего указывают на кризис банковской системы, на растущий, но еще крайне слабый фондовый рынок. Насколько бурно в подобных условиях развивается рынок IT-решений для банков и инвестиционных компаний? Алексей Кузовкин: Никакого застоя в развитии IT-систем банков и инвестиционных компаний в России не наблюдается. Участники рынка активно инвестируют в новые технологии. РБК очень давно работает на этом рынке со своими информационными продуктами. Сегодня мы успешно реализуем проекты, решающие целый спектр задач в банковской сфере. Среди основных направлений можно назвать системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), интернет-решения, систему интернет-трейдинга, средства информационной безопасности (SSL-сертификаты). Между тем, мы ожидаем дальнейшего роста этого рынка. Общее экономическое оживление, рост фондового рынка, предполагаемая реформа банковской системы - все это, на наш взгляд, приведет к заметному росту инвестиций в IT со стороны банков, страховых и инвестиционных компаний. CNews.ru: О стратегии CRM сейчас много говорят, но реальных внедрений систем пока не так много. Мы провели небольшое исследование и обнаружили, что о внедрении CRM объявили только 7 банков, причем некоторые из них пока внедрили только отдельные модули системы. Насколько быстро эта инновационная технология станет массовой в России? А.К.: Банки и страховые компании традиционно крайне консервативны. Консервативны по-хорошему. В случае с CRM речь идет не просто о внедрении нового продукта. В данном случае банк или, например, страховая компания, внедряет систему нового класса, которая позволяет на качественно новом уровне строить взаимоотношения с клиентами. Это требует некоторых организационных мер. Компаниям было необходимо некоторое время. Сейчас уже значительное число банковских IT-служб разобрались с технологией. Начались реальные внедрения. Мы уверены, что рынок CRM будет развиваться стремительными темпами. Являясь представителями в России компании Siebel мы предлагаем на рынке одну из лучших мировых систем этого класса. Кстати, в своем исследовании вы, видимо, не учли внедрения CRM в телекоммуникационных компаниях - их число уже довольно значительно. Думаю, что уже к середине 2003 года CRM-системы станут таким же привычным делом как, например, "Клиент-Банк". CNews.ru: В ответе на первый вопрос вы упомянули разработку РБК в сфере интернет-трейдинга. Не слишком ли поздно выходить на рынок с таким продуктом сейчас? Ведь все основные игроки уже обзавелись системами интернет-трейдинга. А.К.: Российский фондовый рынок только сейчас начинает вставать на ноги. Сейчас еще не достигнут даже докризисный уровень оборотов. Более того, до сих пор торговлей ценными бумагами в нашей стране занимается крайне незначительное число людей. С ростом рынка (что сейчас и происходит) доходность вложений в акции будет привлекать все большее число инвесторов. В ближайшие годы этот рынок будет становиться все более массовым. Именно на массового инвестора мы и ориентировались в 2001 году создавая систему интернет-трейдинга. Наш продукт - RBC eTrading - имеет два важных преимущества отличающих его от других систем, присутствующих на рынке. Во-первых, решение реализовано в виде "тонкого клиента", что не требует установки дополнительного мудреного ПО на компьютере пользователя. Во-вторых, RBC eTrading содержит все необходимые инструменты для продажи и покупки акций через интернет. Среди систем, построенных на основе "тонкого клиента", к сожалению, очень мало систем, которые реально можно использовать в работе на фондовом рынке. Большинство компаний, использующих системы интернет-трейдинга сегодня, выбрали сложные продукты. Сегодня немногочисленные клиенты готовы использовать эти продукты, но завтра, когда на рынок придут массовые инвесторы, - ситуация изменится - им понадобится простое и надежное средство. Наша система уже действует в инвестиционной компании "Нетрокапитал". CNews.ru: Сомнения возникают именно в платежеспособности росийской интернет-аудитории. Вернее в ограниченности платежеспособной аудитории с достаточной инвестиционной культурой. А.К.: Ну, если так рассуждать, то вообще ничего делать не надо. Кроме того, я не соглашусь с такой постановкой вопроса. Посмотрите хотя бы на динамику роста интернет-торговли в России. Значительная часть интернет-аудитории обладает финансовыми возможностями для участия в торгах. Тем более, что на рынке начинают появляться бумаги компаний, бизнес которых понятен пользователям интернета может быть лучше, чем бизнес нефтяных или энергетических компаний. Речь идет об акциях IT-компаний. Как только рост цен на акции станет стабильным - на рынок обязательно придет массовый инвестор. Этот процесс уже начинается. CNews.ru: В данном случае, видимо, можно говорить, не только о развитии технологии интернет-трейдинга, но и о том, что IT-сектор заинтересован в приходе массового инвестора на фондовый рынок. Тогда индустрия получит мощный финансовый рычаг для развития, через проведение IPO. А.К.: Безусловно. Но нельзя просто сидеть и ждать пока в стране возникнет инвестиционная культура. На это просто нет времени. Необходимо самим формировать этот рынок. Необходимо предоставить инвестору возможность формировать портфель из бумаг различных отраслей, а не только из акций топливного сектора. И в нашем случае это не просто лозунги или пустые слова. Компания "РосБизнесКонсалтинг" первой приняла решение о размещении собственных акций на российских биржах ММВБ и РТС. Когда мы говорим о развитии интернет-трейдинга, то мы подразумеваем как развитие инновационной технологии, так и развитие самого фондового рынка. Мы уверены, что за нами последуют сотни компаний. К этому ведут все законы экономики. РБК заинтересован в развитии фондового рынка в России. Думаю, что в этом заинтересована любая российская компания. CNews.ru: Если затронуть тему веб-разработок. Некоторые обозреватели говорят о том, что цены на этом рынке в России достигли катастрофически низкого уровня, что ставит разработчиков в тяжелые условия. А.К.: Действительно, что касается элементарных веб-сайтов с двумя безграмотными пресс-релизами на главной странице, то здесь никакого бизнеса не сделаешь. Эту работу сегодня может выполнить и школьник. РБК занимается интернет-решениями более высокого класса и делает это на ином качественном уровне. Достаточно вспомнить, что именно нашими специалистами были реализованы первые в России сайты онлайн-страхования компаний "Ренессанс-страхование" и "РОСНО". Среди клиентов, заказавших нам разработку интернет-решений, много банков: КМБ-Банк, Русский Банкирский Дом, Доверительный и Инвестиционный Банк, Центр-Регион, Серко. Кроме того, важной составляющей успеха РБК в направлении интернет-разработок является сопровождение интернет-сайтов наших клиентов. Наши информационные возможности позволяют привлечь первичное внимание к ресурсу со стороны рынка. Говоря об интернет-решениях в финансовой сфере нельзя не упомянуть и наши информационные продукты: "Котировки валют", "Портфель инвестора", RBC Graph, МБК-online и многие другие. Потребителями этих продуктов также являются специалисты банков и финансовых компаний. Спрос на решения в этой сфере весьма высок: только за полтора месяца после выхода системы "Портфель инвестора" в ней зарегистрировались более 2200 человек. Интерес потребителей к использованию IT-технологий на финансовых рынках в России безусловно растет. CNews.ru: Спасибо. Вернуться на главную страницу обзора
|