Олег Романов: Основной проблемой страховых компаний в развитии ИТ будут хранилища данных — основа «страховой истории»
Олег Романов
Об особенностях информатизации банков и страховых компаний в России в интервью CNews.ru рассказывают Олег Романов, руководитель отдела маркетинга департамента сетевых технологий компании АйТи, Валерий Василевский, руководитель группы по работе с финансовым сектором и Вячеслав Швырёв, руководитель направления «БОСС-Компания» компании.
CNews.ru: В США и в Европе финансовый сектор традиционно занимает первое место по объемам ИТ-бюджетов. В то же время в России, по данному показателю, финансисты отстают не только от промышленников, но и от связистов. Как долго сохранится такая ситуация? Следует ли ожидать от банков и страховых компаний опережающего роста затрат на ИТ в ближайшие годы?
Валерий Василевский: Такая постановка вопроса, на мой взгляд, не совсем корректна, так как в России финансовый сектор, наряду с топливно-энергетическим комплексом и телекоммуникационными компаниями, традиционно является лидером в области использования ИТ и существенно опережает в этом плане другие отрасли. По последним данным iOne, сегодня средний ИТ-бюджет финансово-страхового рынка составляет 3,87% от оборота, что на 0,37% больше, чем в телекоммуникационном секторе, и более чем вдвое превышает аналогичный показатель для ТЭК.
Говоря о прогнозе возможного роста затрат на ИТ в ближайшие годы, следует отметить, что общая тенденция будет складываться из позиций достаточно разных по многим показателям финансовых организаций. Вместе с тем, определяющим фактором, влияющим на развитие системы ИТ, будет стратегическое решение организации о масштабах ее присутствия на приоритетных сегментах финансового рынка и, прежде всего, на рынке розничных банковских услуг.
Сравнивая российские кредитно-страховые организации с западными, можно отметить, что одной из основных задач, успешно реализуемых большинством западных банков, является предоставление своим клиентам единого спектра банковских услуг по всем каналам дистрибуции способом, наиболее удобным для клиента. Российские банки также идут по этому пути, в первую очередь, наращивая свое территориальное присутствие путем развития филиальной сети отделений. Однако офис банка — это всего лишь один из каналов дистрибуции, помимо которого существуют такие, которые в России пока принято относить к числу альтернативных — запросы по телефону, интернет и др. Хотя для расширения розничного бизнеса существование таких каналов является одним из важных требований. Развитие такой многоканальной системы оказания и продвижения банковских услуг диктует определенные требования как к информационным системам банков (АБС и др.), так и к информационной инфраструктуре. При этом необходимо отметить, что отнюдь не у всех банковских структур информационная инфраструктура таким требованиям соответствует.
Стремясь вывести свой бизнес на должный уровень, а также учитывая активную позицию на российском финансовом рынке западных конкурентов, передовые банки сегодня всерьез озабочены задачей модернизации своих территориально-распределенных сетей передачи данных — основы качественного и оперативного взаимодействия территориально удаленных подразделений, филиалов и вспомогательных служб, а также созданием централизованной системы обработки и хранения банковской информации. И то и другое предполагает существенное увеличение ИТ-бюджета.
Страховые компании России также находятся в состоянии наращивания ИТ-мощностей. Это связано с ростом интереса населения и юридических лиц к услугам в области страхования, обусловленным рядом законодательных инициатив (в т.ч. введением ОСАГО), ростом классического рынка страхования жизни, недвижимости и целым рядом других факторов.
Таким образом, и российские банки, и страховые компании сегодня пришли к необходимости активно расширить свое территориальное присутствие, развивать розничный бизнес, активизировать альтернативные каналы дистрибуции своих услуг. При этом они стремятся к снижению операционных издержек и повышают требования к уровню знаний персонала и пр., что влечет за собой шаги по развитию информационной инфраструктуры и информационных сервисов, а следовательно — рост прямых и косвенных затрат на ИТ. Динамика этих процессов высока, и мы прогнозируем значительный рост бюджетов на развитие информационных систем в ближайшие год-два. В численных показателях это около 15-20%.
CNews.ru: Какую долю в бизнесе АйТи занимают финансово-страховые компании? Какие ИТ-решения и услуги, предлагаемые вами, сегодня вызывают наибольший интерес? Насколько динамично развитие вашего взаимодействия с этой категорией заказчиков?
Валерий Василевский: На сегодняшний день на долю финансово-страхового сектора приходится 20-25% от общего объема бизнеса АйТи. По данным нашей Службы заказчика, основная часть обращений этой категории клиентов содержит запросы на создание и модернизацию инфраструктуры. Довольно высок спрос и на управленческие системы, созданные на базе наших разработок серии БОСС.
Что касается последней части вопроса, то обращусь еще раз к информации Службы заказчика АйТи: только за последний год число обращений финансовых и страховых компаний увеличилась в 2,5 раза.
CNews.ru: Масштабируемость, интеграция приложений, развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Какое из этих направлений ИТ развивается сегодня наиболее активно в финансовой автоматизации?
Валерий Василевский: Выбор оптимального направления развития ИС зависит от значительного числа факторов. Важнейшие из них: соответствие основных характеристик информационной системы требованиям бизнес — стратегии, состояние клиентской базы, уровень развития инфраструктуры, состояние и перспективы развития портфеля банковских (страховых) продуктов и др.
Успешное построение корпоративной информационной системы требует глубокого понимания бизнеса, его организации и целей, подкрепленное обширной экспертизой в области решения задач на всех уровнях управления организацией.
Компания АйТи представляет клиентам консалтинговые услуги, как в области информационных технологий, так и сфере различных управленческих процессов. Совместная работа бизнес- и ИТ-консультантов обеспечивает оптимальный выбор и реализацию информационных решений, отвечающих задачам бизнеса.
Возвращаясь к вопросу «Какое из направлений ИТ развивается сегодня наиболее активно в финансовой автоматизации» можно дать ответ — там, где кредитная (страховая) организация в своем развитии видит информационную систему, как важнейшую систему поддержки бизнеса, развитие информационной системы осуществляется по оптимальному пути, определенному стратегией ее развития.
Хотелось бы отдельно отметить, что банки сегодня занимают более активную позицию по каждому из перечисленных вами направлений, нежели страховые компании. Это связано с тем, что банковские услуги все более явно переходят в категорию повседневных сервисов, тогда как специфика работы страховых компаний предполагает периодический (регулярный) режим их общения со своими клиентами.
Олег Романов: В качестве комментария хотел бы добавить, что та разница, которая, на наш взгляд, существует в информатизации банков и страховых компаний, обусловлена тем, что банки значительно раньше начали уделять внимание развитию своих информационных систем. Да и уровень инвестиций в информационные системы был и остается значительно выше, чем у страховщиков. При этом для банковского сектора можно выделить несколько наиболее актуальных в данное время направлений.
Первое — это централизация информации и интеграция «накопленных» на данный момент информационных систем: «автоматизированных банковских систем» (АБС), систем управления персоналом, CRM и других бизнес-приложений для создания централизованной банковской системы, повышающая управляемость деятельности и обеспечивающая максимальную степень контроля за операциями филиалов и дополнительных офисов. Помимо этого централизованная система необходима для продвижения универсального набора услуг, предлагаемого клиентам в каждом отделении и филиале и через другие каналы дистрибуции банковских услуг.
Второе — это развитие каналов дистрибуции и помимо простого увеличения количества офисов обслуживания, организация многоканальной схемы дистрибуции всего спектра предлагаемых банковских услуг за счет возможностей передовых информационных технологий. Это такие каналы, как: интернет, обслуживание по телефону, банкоматы, POS-терминалы и пр. Можно привести целый ряд примеров по созданию высокотехнологичных каналов продвижения, это: розничная сеть «Альфа-банк Экспресс», отделения самообслуживания «Сити-банка» на АЗС компании ВР, проект Сбербанка РФ «Мобильный банк», в результате которого абоненты «БиЛайн GSM» получили доступ к услуге управления карточными счетами с помощью SMS-сообщений и др. Однако, в России такие проекты пока единичны, тогда как для западных банков такая практика стала уже стандартом де-факто.
Третье — повышение качества обслуживания в каждом канале дистрибуции услуг с целью удержания старых и привлечения новых клиентов. Здесь на первый план выходят такие решения как контакт-центры, интернет-порталы, интернет-киоски и др.
Червертое — повышение уровня подготовки персонала во всех структурах и отделениях банков, используя концепцию электронного обучения (e-learning). Эта технология, уже давно активно используемая западными финансовыми институтами, зарекомендовала себя как инструмент, обеспечивающий значительную экономию инвестиций, направляемых на обучение персонала.
Необходимо отметить, что не одно из этих направлений невозможно без современной масштабируемой информационной инфраструктуры, позволяющей банку реализовывать каждую из вышеперечисленных задач. Здесь АйТи готова предложить своим заказчикам наиболее передовые технологии решения, собственный опыт и решения партнеров.
Что касается каких-либо частных примеров и решений, активно востребованными заказчиками, в т.ч. и банками, то нам достаточно часто приходится сталкиваться с задачей оснащения вновь открываемых офисов системами связи на основе IP-телефонии эксплуатация которых позволяет не только снижать расходы в среднем до 30% на оплату голосового трафика, но, что самое важное, интегрировать и надстраивать в дальнейшем все необходимые сервисы.
Ну и, несомненно, актуальным для банков остается вопрос обеспечения информационной безопасности.
CNews.ru: Кстати о безопасности. Некоторые эксперты говорят о том, что ИТ-бюджеты банков имеют сильный перекос в сторону защиты информации. Насколько, на ваш взгляд, затраты на безопасность данных в банках адекватны реальным угрозам?
Валерий Василевский: Отвечая на этот вопрос, я бы предпочел говорить не о преувеличенном внимании банков к вопросам информационной безопасности, а о правильной расстановке приоритетов при планировании ИТ-бюджета кредитной организации. Дело в том, что важность защиты информации для банков трудно переоценить, так как этот фактор является одним из главных (если не основным) критерием оценки надежности банка с точки зрения его клиента. Вся операционная и коммерческая деятельность банков в целом сосредоточена в информационных системах, поэтому даже единичные случаи сбоя в системе информационной безопасности могут вызвать ущерб, соизмеримый с ее ценой. Вот почему вопрос обеспечения защиты информации традиционно был и остается одним из первостепенных для финансовых институтов, а доля бюджета (как правило она составляет 10-15%) — вполне оправданной.
В последнее время, стремясь рационально использовать свой ИТ-бюджет, банки все более тщательно подходят к обоснованию необходимых инвестиций и более четко формулируют свои требования и ожидания в этом вопросе. Достаточно сказать, что по количеству проектов по консалтингу и обеспечению безопасности информационных систем, реализуемых специалистами АйТи, на долю финансово-страхового сектора приходится более 30%. При этом, достаточно часто выполняя для наших заказчиков работы по анализу уязвимости ИТ-систем, мы можем засвидетельствовать, что угрозы для информационных систем банков действительно реальны.
CNews.ru: Считаете ли вы, что используемые отечественными банками и страховыми компаниями системы финансово-управленческой деятельности удовлетворяют современным требованиям? Что вы, как компания-интегратор, могли бы им предложить для автоматизации бизнес-процессов в финансово-управленческой деятельности?
Вячеслав Швырёв: Автоматизация финансово-управленческой деятельности банков и страховых компаний, как правило, отстаёт от автоматизации основных бизнес-процессов, задачи которых традиционно решаются с помощью автоматизированных банковских (страховых операционных) систем. Между тем, рамках этих задач решаются все вопросы, связанные с «расходными» операциями, т.е. операциями, проводимыми в рамках обеспечения основной деятельности предприятия. К ним относятся задачи материально-технического обеспечения, ведения договоров аренды помещений и оборудования, закупки расходных материалов для нужд предприятия и т.п. Отдельно стоит целый комплекс задач, связанных с учётом основных фондов — основных средств и нематериальных активов. Данные задачи становятся особо актуальными в связи с последними положениями российского законодательства, связанными в том числе и с требованиями налогового учёта.
Сейчас практически все предприятия осознали (или осознают), что из-за отсутствия хорошо поставленного учёта именно здесь они теряют деньги. Однако попытки поставщиков АБС (а именно АБС всегда будет выступать в качестве ядра информационной системы банка) расширить свои системы до уровня решения задач «внутреннего учёта» или дополнить свои системы специализированными модулями не привели к ожидаемому результату. Актуально стоит вопрос о включении в контур комплексной информационной системы банков системы, решающей задачи учёта хозяйственной деятельности и предоставляющей в АБС необходимую информацию
Наша компания поставляет подобные решения, базирующиеся на финансово-управленческой системе (ФУС) БОСС-Компания и системе управления персоналом БОСС-Кадровик, которые, совместно с АБС, интегрируются в единую информационную систему, позволяющую успешно и эффективно решать задачи консолидированного учёта (здесь имеется в виду бухгалтерский, налоговый и управленческий учёт).
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, влияет развитие рынка страховых услуг на структуру потребляемых страховыми компаниями решений для автоматизации основных бизнес-процессов?
Олег Романов: Рынок страхования переживает стадию активного роста. В качестве весьма показательного примера можно привести данные Российского союза автостраховщиков (РСА) о том, что только до конца года страховым компаниям предстоит заключать по 2,7 млн. договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) ежемесячно. В целом — это армия из 30 млн. страхователей только по ОСАГО.
Вслед за программой ОСАГО, по заявлениям самих страховщиков, планируется активное развитие и продвижение услуг сначала пенсионного страхования, затем добровольного медицинского страхования, страхования жизни и недвижимости.
Количество клиентов увеличивается крайне высокими темпами. Объемы информации о них, оформляемых ими полисах, выплатах и всех остальных сведений накапливаются очень быстро. При этом на данный момент у большинства представителей страховых институтов есть решения только по отдельным проблемам информатизации страхового бизнеса. В первую очередь это системы, связанные с бухгалтерским учетом, реализованные в основном на слабо настраиваемых «коробочных» решениях.
Между тем реалии современного бизнеса диктуют страховым компаниям необходимость уделять внимание решению вопросов, связанных с созданием отлаженной моделью маркетинга, обслуживанием клиентов, базой данных страховых компаний, системой коммуникаций сотрудников внутри компаний, управленческим учетом, бюджетированием и рядом других задач, к решению которых страховые компании только приступают.
Здесь не лишним было бы напомнить полностью оправдывающий себя закон Паретто, что только 20% клиентов приносят 80% прибыли, 60% — почти нулевую и 20% — только убытки. И это, по нашему мнению, скорее всего, будет одна из первоочередных задач: определить и удержать платежеспособных клиентов и, увы, расстаться с убыточными. Сможет ли ее для себя решить каждая страховая компания, используя существующую систему автоматизации? И ответит ли в дальнейшем всем необходимым требованиям используемая или внедряемая в данный момент система автоматизации? А тенденция более широкого регионального присутствия и наращивания сети филиалов впоследствии приведет страховщиков к необходимости решения вопроса централизации информации, эффективного управления персоналом и другим задачам, которые также повлекут за собой изменения систем автоматизации.
При этом, проводя параллель с развитием банковского сектора, мы видим, что основной будущей информационной проблемой страховых компаний будут хранилища данных — основа «страховой истории».
Необходимо также отметить, что опыт взаимодействия зарубежных банковских и страховых институтов является интересным и для российских банков, и для страховщиков. Тем более в последнее время отечественные банки, использующие наиболее передовые средства автоматизации бизнес-процессов, все чаще рассматривают различные сценарии сотрудничества со страховыми компаниями.
Это все объективные предпосылки, которые в целом найдут свое отражение в структуре и развитии систем автоматизации страховых компаний. Решения, которые в этом случае может предложить страховым компаниям АйТи, реально способны обеспечить необходимую масштабируемость и интеграцию. Это решения, основанные как на линейке собственных продуктов серии БОСС, так и на адаптированных под задачи заказчика решениях наших партнеров, в числе которых Microsoft, SAP, Oracle, IBM и другие.
CNews.ru: Известно, что страховые компании не производят материального продукта и от эффективной организации коммуникаций зависит успех бизнеса. Развертывание какого типа коммуникаций является приоритетной задачей подобных компаний (call-центры, СКС и т.п.)?
Олег Романов: Вы затронули очень важную тему, потому как, обсуждая задачи автоматизации бизнес-процессов невозможно обойтись без рассмотрения ее основы — инфраструктуры информационных систем.
В целом на страховом рынке России сейчас существуют около 1000 компаний, но реально из них работают на приемлемом уровне лишь 200-300, имеющих в своем распоряжении в том или ином виде сформированную информационную инфраструктуру. В остальных случаях успешность бизнеса напрямую зависит либо от своевременной модернизации морально устаревших кабельных систем (в большинстве случаев необходима их замена современными СКС), либо от увеличения пропускной способности каналов передачи данных между удаленными офисами.
Не менее актуально стоит перед страховыми компаниями и задача построения call-центра или центра обработки вызовов (ЦОВ), что обусловлено как резким ростом числа страхователей, так и международной тенденцией к персонализации бизнеса. Надо сказать, что в прогрессивных странах ЦОВ является одним из наиболее популярных и действенных инструментов конкурентной борьбы за каждого клиента. (Только в США сегодня насчитывается более 53.000 call-центров, использующихся в различных отраслях бизнеса. В России этот показатель приближается к 600, причем основная часть call-центров используется в телеком-секторе.)
Основываясь на результатах собственных взаимодействий с различными страховыми компаниями, мы ожидаем, что эта ситуация в корне изменится. Дело в том, что если отобразить всех, с кем приходится взаимодействовать страховой компании, мы получим некое подобие модели коммуникаций, в которой в качестве примера можно выделить несколько категорий субъектов: клиенты (в т.ч. потенциальные); сотрудники страховой компании (агенты, эксперты); бизнес-партнеры (родственные банки и страховые компании); пункты обслуживания (лечебные учреждения, автосервисные станции и т.п.); государственные учреждения (ФОМС, ПФ, ГАИ, суды и т.д.).
Причем в оперативном и качественном обслуживании заинтересованы не только постоянные (особенно выгодные) клиенты, но и сотрудники, и партнеры страховой компании. (К примеру, от того, насколько быстро страховой агент, находящийся на выезде, получит доступ к актуальной информации об истории взаимоотношений с клиентом, может зависеть заключение сделки.) Объем кросс-продаж, особенно для страховых компаний, входящих в холдинги, зависит напрямую от скорости коммуникаций с компаниями-партнерами. Таким образом, важно распространить высокое качество обслуживания обращений на все категории обращающихся, что в конечном итоге приведет к снижению издержек и к повышению прибыльности бизнеса. Очевидно, что применение такого мощного коммуникативного инструмента, как ЦОВ, позволит реально решить страховым компаниям целый ряд задач и является одной из неотъемлемых частей CRM — стратегии управления взаимоотношениями с клиентами.
При реализации своих проектов по организации ЦОВ для страховых компаний АйТи придерживается концепции, основанной на следующих ключевых требованиях: ЦОВ должен быть пригодным для глубокой интеграции с прикладными информационными системами вообще и с системой CRM в частности; ЦОВ должен быть мультимедийным — поддерживать обработку обращений по всем существующим каналам связи, включая телефонию, электронную почту, факсимильную связь, Web; ЦОВ должен поддерживать территориально распределенную схему размещения операторов и агентов.
При этом каким образом реализует ЦОВ каждая страховая компания — воспользуется услугами аутсорсинга или установит свой собственный, зависит в большей степени от бизнес-задач. Здесь специалисты АйТи всегда готовы дать рекомендации по выбору наиболее подходящего решения с учетом развития задач в будущем.
CNews.ru: Как клиенты АйТи среди банков и страховых компаний относятся к предложениям по внедрению CRM-систем? Есть ли реализованные проекты в данной сфере? Каковы основные сдерживающие факторы?
Валерий Василевский: Российские кредитные и страховые компании проявляли значительный интерес к CRM-системам уже в 2001-2002 гг., однако только в нынешнем году этот интерес перешел в стадию осознанной необходимости использования CRM для оптимизации взаимоотношений с клиентами и реального увеличения конкурентоспособности организации. О том, что это действительно так, свидетельствует ряд проектов по внедрению CRM в кредитные организации, к реализации которых в настоящее время приступает компания АйТи.
Важнейшим фактором, сдерживающим принятие окончательного решения о внедрении CRM-решения, как правило, является отсутствие формализованных описаний бизнес-процессов в системе взаимоотношений с клиентами, к необходимости создания которых уже пришли производственные предприятия реализующие CRM-проекты. Кроме того, на продвижение CRM-решений безусловно негативно влияет, тот факт, что в России отсутствуют реализованные CRM-проекты в данном секторе рынка.
Отдельно хотелось бы отметить проблему, которая при реализации других проектов может быть отнесена к разряду организационных, но при внедрении CRM приобретает принципиально иное значение. На этапе подготовки к реализации CRM-проекта руководством банка (страховой компании) определяется подразделение, ответственное за проект. В связи с тем, что данный проект затрагивает интересы нескольких департаментов (служб), каждая из которых играет значительную роль в бизнесе заказчика, сделать этот выбор бывает довольно трудно. Но от того, насколько правильно и точно будут учтены в проекте интересы всех заинтересованных сторон, во многом зависит успех проекта! Именно поэтому компания АйТи уже на начальных этапах разработки проектов внедрения CRM-решений активно привлекает экспертов, имеющих опыт работы в банковском бизнесе и хорошо знающих специфику взаимоотношений в цепочке клиент-банк-клиент.
Хорошо понимая проблемы и задачи российских банков и страховых компаний, АйТи, как опытный системный интегратор, видит свою роль не столько в предложении им полного спектра решений, способных удовлетворить запросы кредитных и страховых организаций любого масштаба, сколько в предоставлении профессиональных услуг в области ИТ- и бизнес-консалтинга, а также в области управления проектом. Благодаря развитой региональной сети, а также наличию необходимых человеческих и технических ресурсов, АйТи готова обеспечить своим заказчикам полноценное сопровождение необходимых им решений на всем протяжении жизненного цикла корпоративных ИС.
CNews.ru: В силу специфики работы банка функционал многих финансово-управленческих систем оказываются востребованным не полностью, вследствие чего банк несет определенные издержки, напрямую зависящие от величины банка. Существуют ли, по вашему мнению, какая-либо альтернатива, позволяющая изменить такое положение дел?
Вячеслав Швырёв: Описанная вами ситуация является довольно типичной для многих банков. Стремясь оптимизировать свои внутренние хозяйственные процессы за счет внедрения полномасштабных управленческих систем, они не всегда могут использовать их функционал на все 100%. Таким клиентам мы обычно рекомендуем установить разработанную нашими специалистами финансово-управленческую систему «БОСС-Компания», в составе которой реализованы наиболее востребованные элементы функционала ERP-систем. При этом «БОСС-Компания» является масштабируемым решением, адаптируемым под возможности предприятия. Приобретая систему владелец получает в свое распоряжение необходимую ему конфигурацию, определяемую настройками системы и не обременяет себя функциональными «излишками». При этом стоимость проекта определяется объёмом работ и услуг, производимых в рамках заказанного функционала, а также стоимостью лицензий, соответствующую количеству рабочих мест.
Прочий функционал может быть использован заказчиком в рамках «открытого» решения и не влияет на конечную стоимость системы. Таким образом, заказчик оплачивает только тот функционал, который им востребован, с возможностью дальнейшего расширения функциональных возможностей системы. Надо заметить, что подобное решение выгодно отличается от большинства предлагаемых на рынке в настоящий момент.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития в России платежных систем на основе пластиковых карт? Можно ли надеяться, что данный вид платежей все же станет массовым в России в ближайшие годы?
Валерий Василевский: Очевидно, что безналичные платежи, основанные на использовании пластиковых карт, уже сейчас являются одной из наиболее популярных форм денежного обращения. Об этом свидетельствуют и проекты, реализуемые АйТи для банков с 1994 года. Помимо удобств взаимодействия в цепочке клиент-банк, пластиковая карта является и для банка, и для страховой компании действенным инструментом привлечения и удержания клиента.
В ближайшее время этот вид взаиморасчетов станет еще более популярным. Основываясь на опыте работы АйТи, могу утверждать, что наиболее привлекательна возможность сочетания платежных систем с использованием других приложений (социальная сфера, региональные проекты и т.д.).
В доказательство приведу известный пример из практики АйТи: в конце 1996 года Металлургический коммерческий банк приступил к созданию системы безналичных расчетов «Meta-Card», основанной на использовании технологической платформы SmartCity. Первоначально эта система была предназначена для начисления и выдачи заработной платы работникам двух градообразующих предприятий Череповца — крупнейшего металлургического комбината Северо-Западного региона «Северсталь» и Сталепрокатного завода. Однако уже первые месяцы работы системы «Meta-Card» самым благоприятным образом сказались на финансовом положении предприятий города, позволив решить целый ряд социальных проблем, стоявших перед Череповцом. Задержки выплат заработной платы сократились с шести месяцев до двух недель, сократились сроки прохождения денежных средств. Заметно снизились расходы по обналичиванию и инкассации. В итоге экономия средств, по данным пресс-службы ОАО «Северсталь», превысила 300 тыс. долларов, что даже по тем временам составляло приличную сумму.
CNews.ru: Для банков и страховых компаний ИТ являются критически важным элементом бизнеса. Можно ли говорить о том, что ИТ-подразделения финансовых структур обычно более квалифицированы, чем аналогичные департаменты в других отраслях? Речь идет не только о технических знаниях, но и о развитии ИТ-стратегии, а также грамотной организации работы подразделения.
Валерий Василевский: Надо сказать, что это действительно так. Банковский бизнес — финансово-информационный бизнес. Ядро бизнеса — информационная система. Именно поэтому банки всегда уделяли много внимания подготовке своего персонала, в том числе сотрудников ИТ-службы. Сотрудники кредитных организаций (и ИТ-персонал, и специалисты других подразделений) являются постоянными клиентами нашей Академии АйТи.
Академия АйТи — ведущий учебный центр, предлагающий своим заказчикам широкий спектр программ обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и менеджмента в сфере ИТ. Учебные курсы Академии АйТи окончили около 30 тыс. слушателей.
Широкая линейка авторизованных учебных курсов и программ, ориентированных на руководителей, ИТ-специалистов, пользователей информационных систем, а также высочайший уровень качества предоставляемых услуг и развитая сеть филиалов Академии АйТи в крупных индустриальных центрах России и стран СНГ гарантируют высокую отдачу от инвестиций в обучение.
CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, услуги будут востребованы банками в следующем году?
Валерий Василевский: Список ИТ-услуг, востребованных банками, будет определяться в первую очередь глобальными бизнес- и технологическими тенденциями в банковской сфере.
Во-первых, будет продолжаться развитие региональной филиальной сети ведущих банков одновременно с централизацией управления всей деятельностью сети. Это, с одной стороны, потребует развития инфраструктуры информационной системы (связь, телекоммуникации), а с другой — будет предъявлять новые требования к централизованной системе управления и безопасности (мощные серверы, хранилища данных, система управления сетью, защита информации и т.д.), а также к планированию развития ИТ (ИТ-стратегия, оценка стоимости владения ИТ и т.д.).
Во-вторых, укрупняющимися банками будут востребованы современные технологии взаимодействия с растущей клиентской базой (центры обработки вызовов, CRM).
И, наконец, в-третьих, в России, как и во всем мире, будут активно внедряться новые банковские технологии, такие, как, например, автоматизированные офисы и виртуальные банковские киоски. Значительно расширится база установленных банкоматов (сейчас по числу банкоматов на 100 тыс. населения мы почти в 10 раз отстаем от западноевропейских показателей) — эти решения невозможно реализовать без непосредственного применения ИТ.
Помимо этого банками будет востребован широкий набор сервисов, связанных с поддержкой и сопровождением существующих ИС — здесь большое поле деятельности для системных интеграторов.