|
|
Интернет-банкинг в России: обделенные «частники»За время прошедшее после публикации нашего предыдущего исследования, сделанного в конце 2002 года, ситуация на российском рынке банковских интернет-услуг изменилась не так значительно как хотелось бы. Как отмечают представители банков, которые уже более двух лет предоставляют услуги По экспертным оценкам, общее число частных пользователей систем интернет-банкинга в России по состоянию на середину 2003 года составляет около 20-25 тыс. человек. Для сравнения, по данным ЦБ РФ по итогам 2002 года в России насчитывалось 15 млн. владельцев банковских пластиковых карт. Ниже приведена таблица, подготовленная CNews Analytics, в которую включены все российские банки, оказывающие услуги интернет-банкинга. Напомним, что здесь приведены только те банки, который имеют системы, построенные с полноценным применением интернет-технологий, т.е. не рассматриваются старые Клиент-Банк системы под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи. Также в таблице не отражены те банки, которые пока что предоставляют ограниченные возможности интернет-банкинга (например, получение только выписки по счету через интернет). Российские банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга
Источник: CNews Analytics, 01/09/2003 В рассматриваемом списке банков систему iBank от «Бифит» использует 37 кредитных организаций, систему « Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка. С начало 2003 года в коммерческую эксплуатацию было запущено 18 интернет-систем от «Банк'с Софт Системс», в то время как самую популярную систему iBank от «Бифит» внедрило всего 8 банков за этот же период. К тому же в десятках банках интернет-система от БСС запущена в опытную эксплуатацию, это дает основание полагать, что «Банк'с Софт Системс» имеет все шансы стать лидером в сегменте систем интернет-банкинга на российском рынке. Рыночные доли разработчиков систем интенет-банкинга *По количеству систем находящихся в коммерческой эксплуатации Банки, которые недавно стали предоставлять онлайн-услуги, отмечают в текущем году значительный прирост клиентов (юридических лиц), работающих с банком через интернет. Так, например, в Номос-банке, который использует систему интернет-банкинга от «Банк?c Софт Системс» с 2001 года, за последний год количество клиентов системы выросло вдвое. Хотя на данный момент доля клиентов, работающих с банком через интернет, от общего их числа составляет порядка 10%. Примерно такая же доля документов проходит через интернет-систему, что достаточно мало по сравнению с некоторыми другими банками, которые начали оказывать онлайн-услуги еще до 2000 года. У таких банков с 2000 по 2002 год уже сформировалась основная стабильная группа онлайн-клиентов. Так, в банке АКБ «Россия» на август 2003 года 12.5% клиентов — юридических лиц работали с банком через интернет-системы. В 3 квартале 2003 года более 85% документов, поступило от клиентов через системы электронного взаимодействия, из которых почти 20% через систему интернет-банкинга. Причем если сравнивать с 3 кварталом 2002 года, доля документов, поступившая в банк через интернет-систему, немного уменьшилась, несмотря на то, что динамика подключения новых клиентов положительная и линейная (за 9 месяцев 2002 и 2003 гг. число подключившихся клиентов почти одинаковое). Можно привести и другой пример. В Санкт-Петербургском филиале АКБ «ЮГРА» с 1999 года эксплуатируется система iBank. Основной рост числа пользователей пришелся на 2000-2001 годы. К этому времени процент клиентов, подключенных к системе, достигал 70-75% . Период с 2002 года по настоящее время отмечен небольшим ростом числа клиентов, но выше 82 % не поднимался. Это говорит о том, что существует, и будет довольно долго оставаться стабильная группа клиентов, которая будет работать с банками по традиционной «бумажной» технологии. Однако в филиале АКБ «ЮГРА» объем платежных документов, проходящих через интернет-систему, неуклонно растет и к концу года может превысить даже 90%, рост за год составит не менее 10-15 %.
По результатам опросов CNews Analytics, во всех банках, где предоставляются интернет-услуги, многие клиенты юридические лица интересуются и в последствии переходят на онлайн-обслуживание, чего нельзя сказать о клиентах физических лицах. В лучших случаях доля клиентов физических лиц, работающих с банком через интернет составляет несколько процентов. Но эти клиенты работают с банком через интернет полноценно и эффективно. Как правило, если банк начинает предоставлять интернет-услуги для физических лиц, то малая часть старых клиентов подключается к интернет-системе, другая же часть клиентов, работающих через интернет, являются новыми клиентами, которые пришли в банк именно из-за возможности работы с банком через интернет. Существует несколько причин, по которым частные вкладчики в России так неохотно работают со своим банком через интернет. Первая — ограниченные спрос на высокотехнологичные услуги вследствие малой компьютеризации и интернетизации населения. Здесь же стоит вспомнить обеспокоенность относительно безопасности интернет-транзакций. К тому же большинство российских граждан рассматривают свой банковский счет не как инструмент для активных операций, а как средство сбережения средств. Логично предположить, что банки должны предоставить возможность клиентского управления через интернет карточные счета клиентов, но здесь существует другая проблема. В таком случае карточный счет будет иметь двойное управление: через банкоматы и POS-терминалы с одной стороны и интернет-системы с другой. Это потребует связи интернет-банкинга с процессинговым центром банка, но российские софтверные компании на данный момент не предоставляют возможности данной связки. Другая причина медленного распространения банковских услуг для физических лиц — неготовность получателей платежей и, прежде всего коммунальных структур к обработке большого количество безналичных платежей. К тому же не все банки имеют необходимые взаимоотношения с получателями клиентских платежей, в той степени в которой это налажено например у Сбербанка. Еще одна причина — это сроки прохождения платежа. Существует целый ряд платежей за услуги, отпуск которых должен происходить немедленно после оплаты. Этот параметр является определяющим при оплате мобильных телефонов, услуг провайдеров, спутникового и кабельного телевидения. Такие платежи должны проходить и исполняться за 2 — 3 минуты. Это условие требует связи банковских интернет-систем с биллинговыми системами сотовых операторов и провайдеров. Решение такой задачи крайне сложно. Упростить задачу могут такие компании как «Рапида», которая имеет подобные договоры, и уже в свою очередь на условиях аутсорсинга предоставляет банкам возможность быстрого прохождения платежей. Однако, технические решения и в первую очередь в области безопасности и коммуникации, которые использует «Рапида» на сегодняшний день требуют существенного пересмотра. Других предложений по подобным системам на российском рынке пока нет.
Российские банки довольно быстро осваивают новые технологии, позволяющие обслуживать клиентов на качественно более высоком уровне. Примером может служить так называемый WАР-банкинг. Это дополнение к системе интернет-банкинга, позволяющее проводить банковские операции при помощи мобильного телефона, имеющего функцию доступа к интернету. В последнее время все улучшающееся качество сотовой связи, уже сравнимо с обычным доступом в интернет при помощи модема. В некоторых случаях мобильный интернет даже предпочтительнее чем dial-up, что вместе с полной свободой передвижения делает WАР-банкинг привлекательной услугой. Предлагая клиентам телефоны стандарта GSM с возможностью выхода в интернет, компании мобильной связи не всегда могут поддерживать необходимую степень защиты передаваемых или получаемых сведений на том уровне, как это организовано в интернете. Однако и эта проблема будет решена с массовой поддержкой WTLS. Причем с применением WTLS мобильные расчеты смогут действительно приблизиться к интернет-банкингу по уровню защиты передаваемой информации. В данном случае, использовать мобильный телефон можно будет более свободно не только для получения выписок по счету, но и для осуществления расчетов. Российские сотовые компании в настоящее время выполняют лишь посредническую функцию, а именно выступают в качестве провайдера, хотя существует не один пример расширения списка предоставляемых услуг. Если полнофункциональная система банк-клиент рассчитана на предоставление наибольшей свободы пользователю в осуществлении конверсионных расчетных и других операций, то системы m-commerce, включая WAP-банкинг, могут получить значительную долю в сфере микроплатежей. Здесь сотовая компания может выступать и в качестве финансового посредника, причем для большей гибкости и функциональности системы возможно объединение с действующей банковской организацией. Михаил Рамзаев / CNews Analytics Алексей Попов: В подавляющем большинстве банков потенциал интернет-технологий используется неэффективноCNews.ru: В нашей беседе два года назад вы говорили о том, что в ближайшее время интернет-банкинг станет стандартом дистанционного банковского обслуживания в России. Оправдались ли ваши ожидания? Каков общий уровень восприятия данной технологии в банках? Алексей Попов: В крупнейших российских городах за прошедшие два года интернет-банкинг практически стал стандартом банковского обслуживания. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах почти не осталось банков, не предоставляющих обслуживание через интернет. Интернет-банкинг развивается параллельно рынку информационных технологий, за счет вездесущности интернета этот продукт имеет колоссальные возможности адаптации к любому техническому носителю: компьютеру, ноутбуку, сотовому телефону, карманному компьютеру. Евгений Хохлов: Браться за интернет-бизнес в России, где чистая перспективность — скорее ругательное слово, чем положительное качество, не имеет смыслаCNews.ru: Как вы оцениваете ИТ-готовность российских банков к переходу на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)? Насколько оптимально был организован процесс изменения информационных систем и бизнес-процессов среди ваших клиентов? Евгений Хохлов: ИТ-готовность, т.е. готовность существующих или вновь приобретаемых информационных систем к порождению отчётности по МСФО никогда не могла быть или стать проблемой для российских банков. Это вопрос жёсткости позиции Центрального Банка о необходимости сдачи отчётности по международным стандартам. Есть жёсткость ЦБ по сдаче такой отчётности — есть и ИТ-решение, сколько бы оно ни стоило, поскольку отсутствие такого решения ведет к изъятию лицензии. Григорий Шевченко: Следует говорить не о зрелости ИТ-стратегий банков, а о зрелости банковского бизнеса в целомCNews.ru: Как вы оцениваете зрелость ИТ-стратегий российских банков? Григорий Шевченко: Нельзя рассматривать ИТ-стратегию того или иного банка в отрыве от стратегии его бизнеса. ИТ-структура банка, выстроенная в соответствии с ИТ-стратегией, не может существовать сама по себе, а призвана помогать решать бизнес-подразделениям задачи, которые руководство банка ставит перед организацией в целом. Поэтому существование и развитие ИТ-стратегии банка находится в тесной связи с тем, как банк позиционирует себя на финансовом рынке, к каким рубежам стремится и каких целей добивается. Зрелость ИТ-стратегий, также определяется серьезностью целей, которые ставят перед собой банки. Поэтому стоит говорить не о зрелости ИТ-стратегий, а о зрелости банковского бизнеса в целом. |