|
|
США отстают от Европы в развитии
|
Несмотря на то, что 64% американцев имеют доступ в интернет, в США на данный момент доля пользователей банковских интернет-услуг от общего числа интернет-аудитории находится ниже аналогичного показателя по Европе. Хотя рост за последние два года был значительным — с третьего квартала 2001 года по третий квартал 2003 года количество клиентов работающих с банками через интернет выросло на 79% с 13 млн. до 23,2 млн. человек.
По данным Forrester Research в США на данный момент 35% интернет-пользователей работают с банками через интернет, что примерно соответствует распространенности услуг интернет-банкинка в таких европейских странах как Австрия, Голландия, Бельгия. В таблице ниже показаны изменения долей пользователей банковских интернет-услуг с 1999 года. По прогнозам TowerGroup к 2007 году 36% (что составит более 50% от общего числа интернет-пользователей) американцев будут пользоваться банковскими онлайн-услугами.
Интернет-пользователи и пользователи интернет-банкинга в США
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2007 |
Интернет-пользователи от населения страны | 33% | 43% | 57% | 61% | 65% | >72% |
Пользователи банковских интернет-услуг от общего числа интернет-пользователей | 6% | 18% | 27% | 32% | 35% | >50% |
Источник: Forrester Research и TowerGroup 06/2003
Одна из главных проблем, почему американские домохозяйства не спешат переходить на онлайн-обслуживание, заключается в обеспокоенности по поводу безопасности систем интернет-банкинга. На самом деле, по исследованиям компании Celent американские банки тратят примерно в 2,5 раза меньше средств на обеспечении безопасности своих систем, чем их европейские коллеги. Как правило, безопасность американских систем интернет-банкинга ограничивается набором логин/пароль и стандартной технологией безопасности SSL. В европейских же банках для обеспечения безопасности систем интернет-банкинга используют решения, позволяющие усовершенствовать технологию SSL, а также системы на основе электронно-цифровой подписи. Также многие американцы просто не удовлетворены тем онлайн-сервисом, который предлагает их банк, а многие по прежнему просто предпочитают личное общение при банковском обслуживании.
Основные причины отказа клиентов банков США использовать интернет-сервис
Причина | Процент |
Обеспокоенность безопасностью | 26% |
Не удовлетворены интернет-сервисом | 22% |
Предпочитают личное общение | 21% |
Обеспокоенность о приватности | 6% |
Ни один из банков клиента не предоставляет интернет-услуги | 5% |
Не знают, как работать с системой интернет-банкинга | 5% |
Несмотря на все эти недостатки в США интернет является вторым по популярности каналом обращений клиентов в банк, уступая только банкоматам.
Популярность каналов контакта, при обращении клиентов в банки США
Источник: Bank Technology News, 2003
Заметим, что всего 5% клиентов банков США не пользуются интернет-услугами т.к. банк их не предоставляет. Сейчас почти 90 из 100 крупнейших банков Америки оказывают интернет-услуги, 74% банков имеют свой web-сайт, всего 1593 банка в стране предоставляют различные интернет-услуги (общее количества банков в США на начало 2003 года — 7800). Основными видами интернет-услуг, которые банки предоставляют своим клиентам, являются проверка баланса счета, получение выписки по счету за период, оплата счетов.
Виды интернет-услуг, предоставляемые банками США
Источник: ABA Community Bank Competitiveness Survey, 2002
В США сейчас существуют около 30 чистых интернет-банков (которые принадлежат различным финансовым организациям). В период бурного роста рынка интернет-банкинга в 1999-2000 годы в Америке, интернет-банки старались предложить наиболее выгодные условия своим клиентам как то: минимальный уровень депозита для открытия счета, наибольшая доходность по депозитам, минимальный уровень оборота по счетам для неуплаты комиссионных и прочее. Сейчас же обслуживание в интернет-банке (по стоимости и по доходности) для клиента примерно находится на том же уровне, что и в обычном банке. Так если в первой половине 2000 года для открытия текущего доходного счета в интернет-банке в среднем минимальный депозит составлял чуть более 200 долларов, то сейчас эта цифра превышала 1 тыс. долларов. Тогда как в традиционном банке на начало 2003 года для открытия доходного счета в среднем требовалось чуть более 800 долларов. В чем до сих пор интернет-банки являются более привлекательными для клиентов так это ежемесячная абонентская плата за обслуживания текущего счета, которая значительна ниже платы за обслуживания счета в традиционных банках. На начало 2003 года обслуживание счета в интернет-банке стоило примерно 8 долларов в месяц (в начале 2000 года в среднем абонентская плата в интернет-банках составляла 3 доллара в месяц).
Михаил Рамзаев / CNews Analytics