Перспективные технологии в страховании: рекомендации Gartner
Страховой рынок, чутко реагирующий на общие тенденции развития современного бизнеса, и следуя пути, проложенному другими финансовыми структурами, активно осваивает четыре ИТ-направления:
автоматизация бизнес-процессов (ERP-системы),
оптимизация процессов взаимодействия с клиентами (CRM-системы),
освоение возможностей интернета как нового, перспективного, канала продаж (системы онлайн-страхования),
внедрение аналитических решений (управление рисками, активами и пр.).
Эффективность работы страховой компании в значительной степени определяется возможностями по накоплению и оперативной обработке больших объемов информации. В этой связи внедрение комплексных систем обработки данных является для страховщиков одним из критических факторов, определяющих продвижение на рынке и динамику развития. Современные системы автоматизации бизнес-процессов повышают управляемость компании, одновременно повышая ее конкурентоспособность. Решения класса ERP замыкают все данные и бизнес-процессы в единое информационное пространство, согласовывая и оптимизируя их, а также обеспечивая бесперебойный обмен данными с филиалами, агентствами и точками продаж.
ERP-системы на мировом рынке страхования по-прежнему предлагают такие поставщики корпоративного ПО, как SAP AG, Oracle, J. D. Edwards, PeopleSoft и Baan, а также менее известные разработчики, за которыми, по оценкам Forrester Research, остается преимущество более гибкого реагирования на потребности заказчиков — Sage Group, Symix Systems, Geac Computer, SCT, Epicor Software, QAD/BMS, Exact Software, IFS и др. По утверждению экспертов, на данный момент в секторе программных продуктов для страховых компаний не выделяется ни одного доминирующего игрока, а существенная доля рынка по-прежнему приходится на собственные внутрикорпоративные разработки. Однако за последний год отмечается возрастание спроса на стандартизованное ПО, что будет стимулировать дальнейшее вытеснение «доморощенных» программных продуктов типовыми и вероятно, вертикально-ориентированными решениями.
Как один из наиболее клиенто-ориентированных сегментов страхование привлекает все большее внимание со стороны поставщиков CRM-решений. Накопление полноценной базы данных по клиентам позволяет разрабатывать персонализированные сервисы, повышать уровень предоставления услуг и в целом — удовлетворенность клиентов. Активно внедряя системы управления взаимодействиями с клиентами, страховые компании рассчитывают обеспечить себе дополнительные преимущества в условиях обостряющейся конкуренции на рынке. На мировом рынке CRM-систем для страхования лидирующие позиции сейчас занимают компании Siebel, IBM, Vantive, Clarify и Pivotal.
Согласно недавно проведенным европейским маркетинговым исследованиям, 85% банков и страховых компаний Европы намерены и дальше оптимизировать процессы регулирования своих взаимоотношений с клиентами. Выделяя необходимые инвестиции на ИТ, страховщики ориентируются на потребности клиентов, стремясь повысить оперативность и качество обслуживания. Вместе с тем, за счет внедрения CRM компании сейчас одновременно хотят решить задачу по максимально возможному сокращению своих расходов.
Именно этой стратегии сейчас наиболее настойчиво рекомендуют придерживаться эксперты Gartner. Консультанты призывают компании финансового сектора инвестировать только в те решения, которые будут ориентированны на обмен и интеграцию данных и процессов в рамках корпорации, а значит, одновременно будут нацелены как на оптимизацию услуг, так и на сокращение расходов.
Страховые компании прибегают в настоящее время к разнообразным методам оптимизации услуг с целью привлечения и удержания клиентов, ставя перед собой такие ключевые задачи, как:
повышение качества обслуживания клиентов,
персонализация взаимодействия с клиентами,
повышение оперативности реагирования на запросы.
Решение этих задач обеспечивает консолидация автоматизированных бизнес-процессов. Сокращение расходов и повышение производительности можно обеспечить в том числе и за счет централизации данных и стандартизации отчетов. Активное использование возможностей интернета можно рассматривать как метод и расширения спектра услуг, и в целом повышения качества обслуживания. Ряд крупных страховых компаний все более активно используют беспроводные технологии — например, для составления отчетов, или начиная обрабатывать заявления при наступлении страхового случая. Оперативное получение и предоставление информации существенно повышает уровень и качество работы страховщика. Однако без четкого планирования и адекватного интегрирования этой схемы в общий бизнес-процесс, внедрение беспроводных каналов поддержки работы с клиентами может не окупить инвестиции.
Компания Gartner выделяет следующие наиболее актуальные в ближайшие годы ИТ-решения для компаний финансового сектора:
технологии управления бизнес-процессами с целью повышения операционной эффективности,
системы анализа данных для создания превентивных моделей (например, управление рисками, системы предотвращения мошенничеств и др.)
беспроводная связь и возможность доступа к данным из любой удаленной точки.
Мария Попова / CNews Analytics
Максим Иванов: Современный бизнес полностью зависит от электричества
На вопросы CNews.ru ответил Максим Иванов, глава московского представительства компании АРC. В ходе интервью эксперт приводит оценки потерь банков и страховых компаний от перебоев электропитания. Уровень оснащенности финансовых учреждений в России Максим Иванов характеризует как хороший, однако, только у немногих компаний, по мнению эксперта, системы электропитания находятся на уровне современных требований принятых в аналогичных крупных мировых компаниях.
CNews.ru: Всем памятно масштабное отключение электричества в США в этом году. Обладаете ли вы статистикой убытков банков и страховых компаний, связанных со сбоем инфраструктуры во время аварии?
Максим Иванов: Действительно, недавние крупные сбои электропитания в разных концах света привлекли внимание к важной проблеме: современный бизнес полностью зависит от электричества. Отключения поразили не только США, но и Францию, Англию и Италию, вопрос о защите ИТ-среды в том числе банков и страховых компаний стал актуален как никогда. Финансовый и страховой секторы входят в десятку наиболее зависимых от подобных ситуаций наряду с рынком телекоммуникаций, промышленностью и энергетикой. По данным Network Computing и META Group, Inc. в результате отключений электропитания финансовые учреждения теряют в среднем $1495 134 в час, а страховые компании — $1 202 444 в час. Так что потери слишком велики, чтобы их допускать. И большинство компаний уже используют решения, способные свести эти потери к минимуму. Наша же задача предложить наиболее адекватные и современные подходы.