Обзор подготовлен при поддержке |
|
Cognitive Technologies: Создание Межгосударственного
информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ
После успешных примеров формирования информационно-маркетинговых центров в российских регионах был взят курс на создание Межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) государств-участников СНГ. Проект МИМЦ реализуется совместно компанией Cognitive Technologies и ИСА РАН (Институтом системного анализа РАН) в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в соответствии с решением Экономического совета СНГ.
Целью создания МИМЦ обеспечение благоприятных условий для развития торгово-экономических связей экономических субъектов государств-участников СНГ, а также формирование и развитие инфраструктуры рынка товаров государств-участников СНГ, при котором обеспечивается равный и с минимальным количеством посредников доступ на него товаропроизводителей и покупателей.
Межгосударственный информационно-маркетинговый центр является частью системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ), которая создается в государствах-участниках СНГ с целью развития экономического сотрудничества между участниками национальных рынков. Он объединяет национальные информационно-маркетинговые центры, которые будут созданы в каждом государстве-участнике СНГ. При этом в России, национальный ИМЦ в свою очередь будет объединять региональные ИМЦ, которые будут созданы при каждом субъекте федерации данной страны. Задачей МИМЦ станет общее управление системой ИМЦ, а также выработка единых организационных, технологических, функциональных стандартов работы СИМЦ.
Структура системы информационно-маркетинговых центров (СИМЦ)
Основные задачи МИМЦ:
продвижение на рынки товаров и продукции, произведенной промышленностью государств-участников СНГ;
координация деятельности республиканских и межрегиональных информационно-маркетинговых центров, как связующих звеньев между производителями и потребителями товаров;
устранение информационных барьеров между производителями и потребителями товаров, формирование и оперативное предоставление объективной информации о конъюнктуре рынков, потенциальных возможностях производства;
обеспечение всем поставщикам и потребителям продукции равных возможностей для выхода на рынок, содействие развитию кооперационных связей между предприятиями СНГ.
Для решения этой задачи будут использованы коммуникационные возможности интернет и современных информационно-коммуникационных технологий. Система информационно-маркетинговых центров будет представлять сеть интегрированных интернет порталов, которые будут поставлять пользователям информацию о продукции и производителях стран СНГ, аналитические данные о состоянии рынка, помощь в поиске поставщиков и покупателей, техническую поддержку в заключении электронных сделок и контроль за их исполнением, функции логистики и т.д. Таким образом, будет упрощен процесс выхода на рынки продвижения своей продукции для всех экономических субъектов, особенно для малых и средних предприятий
По мнению экспертов технологии Cognitive Technologies и ИСА РАН, электронная торговля, электронный документооборот, а также сбор и анализ информации максимально подходят для развития инфраструктуры ИМЦ, поскольку они отличаются высокой степенью универсальности, и могут быть использованы как государственными организациями, так и коммерческими компаниями.
Информационно-маркетинговый центр (ИМЦ)
Межгосударственный информационно-маркетинговый центр будет осуществлять следующие функции:
- создание и ведение информационного фонда;
- аналитическая деятельность;
- информационное обслуживание пользователей;
- маркетинг, включающий комплексное исследование рынка, анализ производственно-сбытовых возможностей предприятий, разработку маркетинговой стратегии и программы, организацию и контроль маркетинговой деятельности;
- консалтинговая деятельность;
- ведение отчетности;
- проведение конкурсов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;
- ведение электронного документооборота;
- поддержание сайта МИМЦ;
- организация обмена данными с внешними ресурсами;
- информационное взаимодействие с национальными ИМЦ;
- статистический анализ данных;
- сбор и обработку статистики;
- выполнение административных функций.
В состав МИМЦ входят следующие функциональные подсистемы:
- Информационно-аналитическая
подсистема (ИАП) подсистема позволяющая получать настраиваемые отчеты по базе данных СНГ, производить выборку данных во внешних источниках информации и БД СНГ, исследовать данные из БД СНГ с помощью средств многомерного анализа, прогнозировать объемы потребностей и продаж, рассчитывать статистические критерии прогноза наступления рисковых ситуаций, экспортировать данные в системы персональной аналитики;
- Электронная торговая площадка (ЭТП) подсистема для обеспечения проведения в электронном виде торгов в сфере B2G и B2B;
- Информационный фонд (ИФ) подсистема одновременной поддержки классификаторов товаров и услуг с различной структурой хранения и возможностью описания свойств позиций классификатора и его характеристик;
- Документооборот электронной торговли (ДЭТ) подсистема для обеспечения в электроном виде внешнего (взаимодействие с внешними клиентами и участниками торгов, а также связь нескольких ИМЦ между собой и с другими предприятиями) и внутреннего (внутренние бизнес-процессы ИМЦ) документооборота;
- Подсистема дистанционного обучения (ДО) подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров и обучения их новейшим информационным технологиям с использованием компьютерных средств дистанционного обучения;
- Подсистема Интерфейс (ПИ), предназначенная для организации взаимодействия с системами и компонентами автоматизации информационно-маркетинговых задач СНГ и иными системами ЭТ.
Подсистемы типового МИМЦ адаптируются к потребностям государств СНГ согласно разрабатываемым частными техническим заданиям.
Электронная торговая площадка
С помощью этой подсистемы обеспечивается проведение электронных закупок для государственных организаций и заключение сделок о поставках сырья и готовой продукции между предприятиями стран СНГ. Подсистема обеспечивает проведение основных видов конкурсных и внеконкурсных закупок аукционов, открытого, закрытого, двухэтапного, запроса котировок, закупок у единственного источника.
Проведение электронных закупок через конкурсы реализуется в соответствии с требованиями действующего законодательства государств-участников СНГ и нормативно-правовых документов, регламентирующих закупки для государственных нужд. Заключенные сделки юридически оформляются в соответствии с нормами законодательства посредством электронного документооборота.
Подсистема Документооборот электронной торговли
Документооборот электронной торговли МИМЦ должен включать в себя все стандартные операции обработки документов (регистрация, назначение ответственных, постановка на контроль), в том числе обмен документами между подсистемами документооборота различных ИМЦ. Также документооборот МИМЦ должен поддерживать взаимодействие МИМЦ и структур обеспечения бизнеса страховыми компаниями, платежными системами, экспедиторскими и аудиторскими фирмами.
Все бизнес-операции документооборота и ПО торговой площадки должны соответствовать актуальному состоянию законов РФ и указов министерств и региональных органов власти. Задача поддержания пакета актуальных документов в области торговли также возлагается на ПО системы.
Подсистема Информационный фонд
Подсистема осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение участников рынка, позволять создавать отчеты и показывать статистику по наличию и спросу на товары, по результатам прошедших торгов, по производителям, поставщикам и потребителям товаров.
Подсистема предназначена для ввода, хранения, упорядочения и извлечения информации, связанной с обеспечением деятельности МИМЦ, торговых площадок, систем закупок. Подсистема позволяет оперировать с информацией о предлагаемых товарах и ценах на них, позволяет загружать информацию из внешних источников, классифицировать ее в форме, удобной для последующего анализа, а затем производить различные выборки для проведения маркетинговых исследований, поиска партнёров.
Подсистема дистанционного обучения
Подсистема дистанционного обучения обеспечивает решение следующих задач:
- быструю и эффективную организацию процесса обучения и переподготовки персонала МИМЦ по любой тематике для слушателей как в рамках одной локальной сети, так и дистанционно;
- возможность проведения обучения и тестирования знаний сотрудников МИМЦ независимо от их места расположения и удаленности;
- качественное и оперативное проведение тестирования знаний персонала МИМЦ по любой тематике;
- выявление приоритетных направлений дальнейшего обучения персонала МИМЦ, на основе автоматизированного тестирования.
Информационно-аналитическая подсистема
ИАП межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (МИМЦ) решает следующие задачи мониторинга информации:
- оперативный мониторинг СМИ;
- обеспечение автоматической систематизации и рубрикации поступающей информации;
- снабжение экспертов эффективным инструментарием для анализа накопленной информации и разработки рекомендаций для руководства;
- создание полнотекстового архива документов, с возможностью их быстрого поиска по тексту и реквизитам, обеспечение простоты доступа экспертов ко всем хранимым информационным материалам;
- обеспечение преемственности экспертной деятельности путем максимально возможной формализации экспертных знаний.
Подсистема предоставляет возможности автоматического определения тематики документа, то есть автоматическое соотнесение документа тем или иным рубрикам, введенного в нее рубрикатора.
Также в ИАП МИМЦ СНГ реализована система многомерного анализа, предназначенная для оперативного обеспечения пользователей информацией, используемой ими в процессе принятия решений. Система обеспечивает формирование многомерных структуры данных по произвольным запросам пользователя.
Подсистема Интерфейс
Подсистема Интерфейс, организует функциональное взаимодействие подсистемами и компонентами ЭТ, организует информационный обмен данными между ними.
Помимо функциональных подсистем в состав МИМЦ входит подсистема администрирования, которая выполняет следующие функции:
- управление содержанием сайта;
- управление авторизацией;
- управление электронными закупками;
- аудит деятельности МИМЦ;
- статистической отчетности использования ресурсов;
- финансовой отчетности;
- управление базой данных.
Она управляет «внутренней» жизнью ИМЦ, включая технологии информационного наполнения портала, технической реализации функциональных задач, ведение внутреннего документооборота и финансовой отчетности.
Особое внимание уделено решению вопроса информационной безопасности и защиты данных, представляющих коммерческую тайну.
Для этого в МИМЦ обеспечивается:
- Разделение вычислительной сети на отдельные зоны безопасности;
- Связь зон безопасности вычислительной сети через специальные коммуникационные устройства типа FireWall;
- Использование закрытых коммуникационных линий связи с другими государственными организациями;
- Использование системы разделения ролей и прав доступа к информационным ресурсам портала;
- Защита документов электронной цифровой подписью;
- Защита конфиденциальных данных через несимметричное шифрование;
- Ведение автоматического учета действий пользователей сети.
Подсистема осуществляет проверку целостности, подлинности и конфиденциальности хранящейся в МИМЦ информации через механизмы шифрования и электронно-цифровой подписи.
Возможность доступа к торговым операциям предоставляется только привилегированным пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами авторизации доступа.
Возможность доступа к операциям над информацией предоставляется пользователям МИМЦ, прошедшим авторизацию и верификацию средствами подсистемы авторизации доступа, так же с использованием криптографических методов защиты информации в рамках базовых средств предоставляемых web-сервером.
Перспективы
После создания Межгосударственного информационно-маркетингового центра основной задачей станет формирование всей оставшейся системы ИМЦ. В настоящее время идет создание национальных ИМЦ в Украине, Белоруссии и России. В продолжение к последнему проекту ведется работа по созданию региональных ИМЦ во Владимирской, Ленинградской, Кемеровской, Ростовской областях, в Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Позднее начнется строительство ИМЦ и в оставшихся субъектах Федерации. Данные проекты также реализуются Cognitive Тechnologies и ИСА РАН.
По мнению экспертов, создание инфраструктуры ИМЦ позволит государственным организациям на 1520% повысить эффективность расходования бюджетных средств по госзакупокам, и на 3540% снизить расходы промышленных предприятий и коммерческих компаний на организацию сбыта своей продукции.
|