|
|
Обзор подготовлен при поддержке |
|
Борис Бобровников: ИТ-проекты, один раз начавшись, не заканчиваются никогда
О тенденциях на рынке информатизации органов государственной власти, использовании ИТ в госструктурах и специфике работы с ними рассказал CNews Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК
CNews: Какие тенденции доминировали на рынке информатизации государственных структур в 2004 году?
Борис Бобровников: Тенденции, как всегда, были противоречивы. С одной стороны, государство нас заметило: министерство по информационным технологиям и связи, президент начали говорить о роли информационных технологий в обществе. Это знаковое событие, с моей точки зрения, является и самым достойным событием последних лет в нашей стране.
С другой стороны, административная реформа в некоторых случаях привела к тому, что ряд государственных заказчиков приостановил свои работы по тем или иным направлениям ИТ или, во всяком случае, потерял темп. У меня есть предположение, что в текущем году это досадное упущение будет навёрстываться.
Это и есть основные тенденции 2004 года.
CNews: России предлагается создавать федеральную архитектуру электронного правительства во многом по американской модели. Насколько оправдан такой подход? Возможно, нам следует идти по пути разработки своей модели федеральной архитектуры электронного правительства, как поступили многие европейские страны?
Борис Бобровников: Могу констатировать следующее. Во-первых, Мининформсвязи достаточно взвешенно подошло к формированию концептуальных документов, в создании которых принимал участие широкий круг специалистов, в том числе представители крупнейших ИТ-компаний. Соответственно, итоговые документы получились такие же взвешенные и правильные. Если по каким-то причинам они совпадают с американской моделью, то это, наверное, неплохо для американцев. Хотя, с моей точки зрения, особой роли это предполагаемое сходство не играет. Поэтому говорить о совпадении можно весьма условно, но есть абсолютная убеждённость в том, что никто не преследовал целью копировать чей-то опыт.
В то же время, учитывать положительный опыт важно и нужно, как, собственно говоря, и происходило. Какая в итоге появится модель время покажет, потому что речь в данный момент идёт только о концептуальных документах. Имеет смысл немного подождать например, год-два, и посмотреть, как будет происходить реализация. На этом этапе жизнь вносит те или иные коррективы. Это наша модель и, если она частично совпадает с другой замечательно; не совпадает тоже хорошо. Подчёркиваю, что здесь, очевидно, учтён опыт многих развитых стран, в том числе и Китая.
CNews: Расходы государства на ИТ в 2004 г. увеличились, по сравнению с 2003 г. и, судя по заявленным на 2005 г. суммам, будут еще больше. Насколько эффективно используются эти средства? И достаточно ли наше государство тратит на ИТ?
Борис Бобровников: Во-первых, средств на информационные технологии, как и на любые другие технологии, всегда не хватает. Во-вторых, мы можем весьма условно говорить о том, что определённая доля ВВП может и должна быть инвестирована, я подчеркиваю инвестирована, а не затрачена, на ИТ, поскольку ИТ это не затратный процесс, а инвестиционный. Это вложения в собственное будущее.
Если говорить о доли ВВП, которая инвестируется в ИТ, то в настоящий момент в России этот процент пока не очень велик, он несколько ниже, чем в других странах. С другой стороны совершенно очевидно, что, анализируя опыт стран, которые занимались решением задач в области информатики до нас, мы можем не наступать на те же «грабли» и, по крайней мере, тратить на то же самое в разы меньше денег. Поэтому сравнение долей ВВП, инвестируемых в ИТ, в какой-то мере условно.
Построение в России эквивалентной информационной системы, несомненно, окажется в два-три раза дешевле, чем в США. Поэтому, с моей точки зрения, увеличение затрат это правильный шаг, они должны и будут увеличиваться но увеличиваться разумно, или оптимально.
Относительно эффективности затрат на ИТ: во-первых, эффективность никогда не бывает абсолютной ведь идеал просто недостижим. С другой стороны, это не означает, что к нему не надо стремиться. В определенных случаях затраты будут в высшей степени эффективны и приведут к мгновенному или почти мгновенному достижению результата, в том числе экономического. В других случаях эффективность оставляет желать лучшего, но, в конце концов, все мы учимся, и государство в том числе. Полагаю, что нам есть куда стремиться, в этом вопросе я оптимист. Проекты, реализация которых ранее проходила не совсем гладко, теперь пойдут лучше и эффективнее.
CNews: Как вы оцениваете уровень использования ИТ в органах государственной власти в России в настоящее время? Насколько эффективно проходили процессы информатизации органов государственной власти в 2004 г. по сравнению с 2003 годом?
Борис Бобровников: Могу констатировать, что достигнута основная задача информатизации когда все компоненты структурных подразделений, все конкретные пользователи не только знают, что им нужно ИТ, но и хотят использовать эти технологии «по максимуму».
Затем идет сложный процесс, когда, с одной стороны, мы влияем на ИТ, инвестируя в них, а, ИТ, со своей стороны, вносят весомые изменения и в нашу жизнь, бизнес, функциональность, наши способы решения задач. Это процесс абсолютно взаимный. Для многих пользователей такая ситуация оказывается несколько неожиданной. И это, пожалуй, один из любопытных феноменов последних двух лет, когда пользователи, внедрив у себя технологии или начав их внедрение, обнаруживают их активное влияние на свою основную деятельность. Там, где пользователи к этому готовы, всё происходит проще. Если они не готовы, то их ожидают сюрпризы. Поэтому главная задача компаний-интеграторов помогать в разрешении этих проблем.
Таким образом, можно говорить о точке «перелома», когда ИТ начинают влиять на всё общество. Возможно, она уже пройдена, возможно мы проходим ее в настоящее время. После этого процесс информатизации начнёт жить своей жизнью, и общество будет вынуждено с ним считаться. Его нужно было просто запустить, и мы это сделали.
CNews: Исследование CNews Analytics показало, что «цифровой разрыв» между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» федеральными министерствами и ведомствами только увеличивается. Есть ли какие-либо тенденции к сокращению этого разрыва по определенным направлениям? И насколько эта ситуация может быть опасна для госуправления? Для единства информационной среды государства?
Борис Бобровников: Ответов может быть много, и они находятся в разных «плоскостях». Во-первых, это черта современной мировой экономики, в некоторых кругах ее называют новой экономикой. Одна из ее особенностей увеличение разрыва между богатыми и бедными, между развитыми и неразвитыми. Отсюда и появился новый термин компьютерное неравенство. Это объективная характеристика, все мечты о золотой середине, среднем классе, оказались не более чем гримасой и флюктуацией исторического процесса. Таким образом, мы возвращаемся к эпохе, в которой всегда жило человечество, это конкуренция каждого с каждым, всех против всех; это касается и персоналий, и компаний, и государств. Эти процессы будут проявляться и в различных структурах: государственных и коммерческих. Одни подразделения информатизированы в большей степени, другие либо плохо, либо вообще не подозревают о существовании этих технологий. Такова ситуация на данный момент, и пока трудно говорить, что произойдет в дальнейшем. Неравенство, как следствие новой экономики, будет, но государство не заинтересовано в превращении этого разрыва в пропасть.
Информационные технологии один из мощнейших инструментов консолидации и координации действий различных структур, ведомств, организаций, подразделений, управлений и т.д. С помощью ИТ должен быть выстроен единый бизнес-процесс на основе проектного учета и при помощи ИТ этот «цифровой разрыв» должен сокращаться. Вы говорите, что он увеличивается, думаю, что это временное явление. Скорее всего, произойдет переход количества в качество, когда все пользователи, будучи уже «нафаршированными» компьютерами, технологиями, программными продуктами и пр., в определенный момент начнут говорить на одном языке. Возможно, это идеализированная картина, но такой процесс, по-видимому, уже происходит. Полагаю, что так должно быть, потому что по-другому быть не может. ИТ это средство консолидации общества, а не его «расконсолидации». С другой стороны, неравенство было, есть и будет всегда, вопрос в его степени.
CNews: В процессе реформы структуры федеральных органов исполнительной власти во многих из них произошла ликвидация должностей заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителя подразделения, ответственных за внедрение информационных технологий. Статус самого подразделения информатизации существенно понижен, что странно на фоне заявлений о важности информатизации для госуправления. Насколько это отражает то, что ИТ приоритетны для государства? И с чем может быть связан подобный странный шаг?
Борис Бобровников: Я думаю, что эти тенденции просто опасны для общества. Ни для кого не секрет, что ИТ-процессы развиваются позитивно только тогда, когда их контролирует либо первое лицо, либо человек с его полномочиями. В противном случае, эта ситуация будет развиваться в высшей степени неэффективно. Думаю, что в течение какого-то количества времени эта ситуация будет исправлена.
CNews: В официальную государственную терминологию в 2004 году введено понятие «электронное правительство». Как вы оцениваете степень готовности органов власти к трансформации на основе использования ИТ и построению элементов «электронного правительства»?
Борис Бобровников: Если мы говорим об «электронном правительстве» или «электронном государстве», то следует понимать, что к этому должно быть готово не только само правительство, но и общество в целом. Все слои населения, бизнес, государство, чиновники и пользователи должны быть действительно готовы. Это всеобъемлющий процесс, он не может произойти по мановению волшебной палочки или только потому, что кто-то уже готов.
Уровень развития будет фактически определяться теми, кто развивается медленнее; ИТ это инструмент, а не средство, их можно использовать только тогда, когда есть хорошо отлаженные и устоявшиеся бизнес-процессы, в том числе и в государстве. Но бизнес-процессы государства пока далеки от окончательного релиза. В такой ситуации пытаться информатизировать всё подряд просто безумие.
Компании, где бизнес-процессы еще не устоялись, не подвержены внедрению ERP-систем. Любая ERP-система может «лечь» лишь на готовое и отлаженное решение, но если его нет это пустая трата времени и денег. Более того, в этом случае можно просто «угробить» бизнес. Такая ситуация в государстве точно не нужна, к внедрению подобных систем необходимо готовиться. Во-вторых должно быть готово население. Но это не значит, что всё затянется надолго. Наоборот, та часть бизнес-процессов, которая может быть информатизирована, должна быть готова к этому, что в ряде случаев и происходит. Например, внедряются электронные торги, но тут же возникает масса юридических и прочих сложностей, что не новость для ИТ-специалиста, ведь ИТ не волшебная палочка. Поэтому мы говорим о том, что ИТ нужны, и мы обречены на их использование, построение «электронного правительства» и «электронного государства». Но в каком виде, в какой форме и когда это произойдет? Через год или через 10 лет? Полагаю, что подходить к вопросу следует взвешенно и осторожно, потому что любая попытка информатизировать неформализованные процессы приводит к параличу.
CNews: Создаваемые для органов госвласти ИТ-системы масштабны и сложны в обслуживании. В этих условиях все большее развитие получает аутсорсинг, связанный с поддержкой ИТ-инфраструктуры, ее мониторингом, разработками, интеграцией. Как вы оцениваете влияние этого процесса на качество предоставляемых государственных услуг и качество государственного управления в целом? Насколько важно это направление и как может происходить переход на аутсорсинг?
Борис Бобровников: Для развития ИТ и проведения реформ в России, первым важным и знаковым событием стало то, что государство, начиная с первых лиц, согласилось с особой ролью информационных технологий для общества. Во-вторых, должны быть выделены средства. Третий вопрос, который обречён на решение, вопрос аутсорсинга, потому что это вопрос эффективности.
Если кто-то считает, что ИТ-подразделение, пусть даже крупной государственной структуры, способно справиться самостоятельно с проектом стоимостью в десятки, если не сотни миллионов долларов, то этот кто-то опасный безумец или сумасшедший. Собственно говоря, никто даже и не пытается. Вопрос в том, какую долю работ или услуг можно делегировать коммерческим компаниям. Аутсорсинг в стране развивается сложно. Согласно исследованиям, рынок аутсорсинга в России увеличивается на несколько сотен процентов в год. Эти оценки понятны, так как, если 5 лет назад, к примеру, объем аутсорсинговых сделок оценивался в $100 миллионов на всю страну, то теперь это $800 миллионов. Но такие цифры не должны никого вводить в заблуждение. Аутсорсинг для России новый вид деятельности, и процесс идёт тяжело, не только в коммерческих структурах, которые привыкли считать деньги, но и, тем более в государственных, которые, помимо денег, учитывают и политические риски.
Государство должно найти для себя формы и способы сотрудничества с коммерческими компаниями, которые, используя аутсорсинг, будут решать различные задачи, в том числе и информационные. Через определенное время без этого невозможно будет двигаться дальше, что и происходит в ряде случаев. Возможно, структуры, которые вы оцениваете как наименее эффективные, пытаются всё сделать самостоятельно. Но в них, по-видимому, работают полтора человека, а полтора человека не способны управлять проектом стоимостью в полтора миллиарда рублей это невозможно, и приведет к печальному результату.
Чем быстрее государство объявит правила игры, которые допускают участие коммерческих компаний, и не только в ИТ, но и в основном бизнесе государственных структур, агентств, ведомств и служб тем эффективнее будет работать государственная машина в целом. Это объективная реальность. Если этот процесс будет происходить медленно, тогда у нас будут сдвигаться все замыслы по поводу динамики ВВП и пр.
«Электронное правительство», «электронное государство» и т.д. это следствие глубинных процессов, причинно-следственных связей. Один из важнейших таких процессов готовность государства отдавать коммерческим компаниям на аутсорсинг свои функции. Так, число сотрудников мэрии Нью-Йорка совсем невелико, всё остальное делают коммерческие компании это и есть аутсорсинг.
По большому счёту, все крупные реформы в стране должны проводить коммерческие компании, которым государство делегировало часть своих функций. При этом государство, безусловно, сохраняет за собой 100%-ный контроль и возможность жёсткого тендерного отбора претендентов. Таково одно из следствий ИТ-процессов, которые протекают сейчас. Но если этого не случится, тогда все предыдущие усилия были бесполезны.
CNews: Приемка выполненных работ и условия сопровождения одни из ключевых в работе с заказчиком. Насколько серьезно и взвешенно к этим этапам относятся государственные ведомства?
Борис Бобровников: Требовательность государственных заказчиков зачастую превышает требовательность коммерческих компаний. Одна из специфических особенностей работы с государственными структурами наша готовность долго и мучительно сдавать, внедрять и сопровождать, потому что пользователь более чем въедливый.
Бывают пользователи сложные и не очень. Государство, как правило, пользователь особой сложности. Это связано со многими причинами, именно поэтому с государственными структурами с каждым годом работает все меньше и меньше компаний.
Сдача проекта в коммерческой фирме, в промышленности или в банке совершенно отличается от таковой в государственной структуре. Здесь затраты на сдачу проекта существенно больше. Кроме того, формальный подход в таких случаях работает плохо.
Если в процессе реализации проекта произошли изменения, в том числе и в законодательстве, тогда, хотим мы этого или нет, необходимо их учесть и реализовать, даже если это не предусматривалось в первоначальном техническом задании таково правило . Этот подход можно оспаривать с юридических позиций, но с государственными структурами работают только те, кто не оспаривают, а просто готовы следовать этому правилу.
Поскольку у нас постоянно происходят изменения, и законодательной базы в том числе, часто вместо одного проекта приходится делать два, если не три. В коммерческих структурах такого, как правило, не бывает здесь четко формулируют и формализуют задачу, знают, что нужно, получают то, что нужно, платят деньги, и мы переходим к следующему проекту. С госструктурами так не получается, здесь всё гораздо сложнее, пользователь гораздо более требовательный и внимательный к мельчайшим деталям.
CNews: В прошлом году обозначилась следующая проблема: коммерческие компании при сдаче работ воспринимают госзаказчика в качестве пользователя, но в действительности конечным пользователем являются граждане. И на этой почве возникает непонимание относительно предъявляемых к работам требований. Приходилось ли вам сталкиваться с подобной проблемой?
Борис Бобровников: Да, действительно, в части проектов, и их число увеличивается, пользователем является население страны, а не ИТ-специалисты заказчика, что всегда просто, потому что это такие же специалисты, как и мы, но с определёнными поправками. Специалисты заказчика являются , по сути, эксплуатирующей организацией, а наша компания создает технологию, реализует проект. Государственная структура выступает в роли заказчика, но пользователем является население. Такие проекты, конечно, относятся к разряду повышенной сложности, сложнее этого нет ничего.
Наша компания вовлечена в выборную тематику, так как мы занимаемся автоматизацией участковых избирательных комиссий, и я вас уверяю, что несколько десятков высококвалифицированных специалистов не в состоянии придумать то, что придумывают рядовые избиратели, этого придумать просто невозможно. Необходимо прожить с ними эту жизнь. Когда многие миллионы избирателей проходят через созданные технологии, у нас появляется ощущение, что мы на правильном пути. Однако это не застраховывает нас от «кулибиных».
Тот, кто ожидает лёгкого пути в подобных проектах, существенно ошибается. На месте любой компании, я бы десять раз подумал перед тем, как начинать подобные проекты, потому что ИТ-проекты политизированы, и весьма серьёзно их нельзя не довести до позитивного результата.
CNews: Ваша компания совместно с компанией ЛОМО разработала специализированные сканеры для проведения голосований. Ранее ЦИК заявлял, что практически все избирательные участки будут вскоре оснащены такими сканерами. Как развивается это направление в настоящее время?
Борис Бобровников: Это направление развивается в целом позитивно, тематика перспективная, но существует много организационно-методических и юридических задач, тогда как наша компания только производит оборудование для проведения выборов. Но законодательство, в том числе и о выборах, всё время меняется, идет сложный интеграционный процесс адаптации технологий под законодательство и законодательства под технологии.
Центральная избирательная комиссия постоянно находится в поиске правильных решений, верного пути, очень внимательно анализирует опыт других стран, в том числе и американский. Делегации ЦИК всегда присутствуют на выборах в других странах, в том числе в США, и один из основных вопросов это использование ИТ. Такая мудрая и взвешенная политика ЦИКа страхует от ошибок, которые допускают те же американцы. Ни для кого не секрет, что они были, есть и будут; были и на выборах 2004 г. в США, причем те же или очень похожие на ошибки во время выборов четыре года назад. В то же время, о поголовной автоматизации всех избирательных участков в России речь не идёт и не шла. Автоматизация всех участков просто нецелесообразна бессмысленно автоматизировать участки, где находится 100 избирателей.
Работа по автоматизации избирательных участков ведется постоянно, участковые избирательные комиссии автоматизируются, выборы с участием наших технологий происходят чуть ли не каждую неделю или каждые две-три недели. Полученный опыт анализируется и учитывается при дальнейшем построении всех систем подобного рода. И то, что делает ЦИК, в высшей степени взвешенное и целенаправленное движение в сторону использования ИТ в избирательном процессе. По моему мнению, здесь мы серьёзно обогнали большую часть других стран. Иностранные делегации, которые у нас присутствуют на выборах, из Евросоюза, американские и т.д. констатируют, что Россия очень серьёзно продвинулась вперед и, насколько мне известно, точка зрения ЦИКа учитывается в соответствующих инстанциях в Евросоюзе.
CNews: Можно ли выделить наиболее перспективные направления информатизации органов государственной власти с точки зрения системных интеграторов? Какие направления приоритетны для вашей компании (управление ИТ-сервисами, call-центры, видеоконференц-связь)?
Борис Бобровников: Выделять приоритетные направления неблагодарное занятие, но делать это приходится, потому что всё реализовать нельзя. В то же время, нельзя реализовать только что-то одно и не заниматься другими направлениями, потому что информационные процессы и ИТ требуют комплексного подхода. Неприоритетных задач здесь просто нет, другое дело, что разные задачи стоят по-разному, но они, как правило, одинаково приоритетны. Что важнее есть, пить или спать? И то, и другое, и третье необходимо для жизнедеятельности организма.
С точки зрения коммерческих структур более денежные проекты, безусловно, интереснее. Но всё больше и больше появляется комплексных проектов, когда ИТ-система делается «под ключ», включая разработку, поставку, сопровождение, сервис и т.д. Комплексные проекты являются приоритетом номер один как для нашей компании, так и для наших коллег-интеграторов. Чисто «поставочные» проекты уходят в прошлое; хотя окончательно этого и не произошло, но думаю, что в течение года-двух подобные проекты престанут быть интересными для крупных компаний.
CNews: КРОК специализируется на комплексных информационных проектах. Какие наиболее интересные проекты были реализованы в 2004 г?
Борис Бобровников: Информационные проекты, один раз начавшись, не заканчиваются никогда это их особенность. Если перепись населения прошла два года назад, это не означает, что ею сейчас никто не занимается; следующая перепись не за горами. Более того, в ближайшее время, по-видимому, будет проводиться сельскохозяйственная перепись, и переписные технологии являются для нас важной составляющей работы (про выборные технологии уже говорилось, мы активно ими занимаемся с 1995 года). Также мы занимаемся и внедрением различных видов документооборота, созданием центров обработки данных, хранения данных, телекоммуникационных, инженерных систем и сложными комплексными поставками.
CNews: Какие тенденции в информатизации государственных структур могут быть определяющими в 2005 году?
Борис Бобровников: Думаю, что аутсорсинг. Но, если коммерческие структуры с трудом что-то отдают на аутсорсинг, то почему государственные структуры должны поступать иначе? Для них значима и политическая составляющая, что осложняет ситуацию. Развитие аутсорсинга это основная задача, которая должна решаться, причем с максимально возможной скоростью. Государство должно быть готово «отпустить» те или иные ситуации, сохранив за собой контроль над ними.
В определенных случаях государство должно выступать в роли интегратора. Интегратор не производит компьютеры, телефонные станции, программные продукты. Правда, в некоторых случаях мы, как интегратор, покупаем готовую продукцию у мировых лидеров. Точно так же и государство должно быть готово востребовать услуги компаний, не занимаясь при этом самостоятельной реализацией этих услуг, а отдав их на откуп компаниям на определённых условиях. Необходимо выработать чёткие правила игры. Пока же государство просто не готово к тому, чтобы сделать это централизованно. Но полагаю, что в ближайшее время это произойдет, так как объективная реальность подталкивает нас к этому.
CNews: Спасибо.
|
|