|
|
Александр Калинин: Долгосрочные контракты одно из необходимых условий перехода на аутсорсинг в сфере ИТОб информатизации органов государственной власти, основных задачах в этой сфере и перспективах использования ИТ в государственному управлении рассказал CNews Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации», главный конструктор ГАС «Выборы». CNews: На статьи, связанные с информатизацией органов государственной власти, с каждым годом выделяются все большие объемы финансирования. Каким задачам власти уделяют основное внимание и направляют на их решение больше всего средств? С чем может быть связан именно такой подход? Александр Калинин: Власть уделяет основное внимание тем направлениям, которые актуальны для государства в каждый конкретный момент времени. Если в прошлом году это были вопросы оптимизации государственного управления, совершенствования правоохранительной деятельности, борьбы с терроризмом, то сейчас, в связи с принятием программы по монетизации льгот, существенный акцент делается на социальные вопросы. Я считаю, что ИТ это некая вторичная деятельность по сравнению с политикой, экономикой государства, с социальным развитием. Индустрия ИТ, вообще, не самостоятельная отрасль, она обслуживает различные базовые отрасли экономики и управления, это часть инфраструктуры государства, такая же, как медицина, образование, аэропорты или сеть автомобильных или железных дорог. Но, к сожалению, государство зачастую находится в положении догоняющего, т.е. вынуждено решать задачи по мере их появления. Поэтому и финансирование осуществляется по тем направлениям, которые являются актуальными на данный момент. Государству важно научиться играть на опережение, прогнозировать возникновение проблем и предотвращать их. Это позволит оптимизировать финансирование основных направлений деятельности государства, таких, как обороноспособность, здравоохранение, социальная защита, образование и др., создавая заранее соответствующую инфраструктуру, в том числе и ИТ. CNews: Какие изменения претерпела политика расходования средств на ИТ в органах государственной власти за прошедшие три года? Какие положительные тенденции наметились? Александр Калинин: С моей точки зрения, государство постаралось скоординировать расходование средств на информатизацию органов государственной власти через ФЦП «Электронная Россия». Но до конца этого сделать не удалось. Вместе с тем, начавшаяся весной 2004 года административная реформа привнесла серьезные изменения как в состав ведомств, так и в круг решаемых ими задач. Все это должно получить свое отражение в новой редакции ФЦП «Электронная Россия». CNews: Изменился ли подход со стороны госструктур к вопросам информатизации? Какова сегодня структура госрасходов по направлению информатизации органов государственной власти? Александр Калинин: За последние несколько лет большинство государственных ведомств и организаций стали CNews: Одним из основных событий 2004 г. стала административная реформа. Каково ее влияние на выполнение Александр Калинин: Административная реформа, к сожалению, в первый свой год не улучшила процедуры приемки работ в проектах по информатизации госструктур. Мало того, чиновникам было совсем не до информатизации, они разбирались, что такое министерство, что такое федеральное агентство, писали регламенты. Поэтому я думаю, что реформа может дать ощутимый результат только в этом году. И мы ожидаем, что ведомства смогут объявить конкурсы уже не в середине лета, как это было раньше, а в первом или в начале второго квартала. В начале своего действия административная реформа стала очень серьезным тормозом CNews: По данным исследования CNews Analytics, за последние два года в органах государственной власти ощутимо увеличился «цифровой разрыв». Это произошло, с одной стороны, на федеральном уровне между наиболее и наименее Александр Калинин: Я могу согласиться, что, наверное, цифровой разрыв в ведомствах существует. CNews: Реформа структуры федеральных органов власти затронула и их Александр Калинин: Я считаю, что понижения роли органов информатизации не произошло. Государство понимает, что без ИТ нельзя решать те задачи, которые стоят перед ним во всех сферах деятельности. Поэтому, если формально Я считаю, что ключ во всем это аутсорсинг, то есть передача определенных функций компьютерным или консалтинговым компаниям за деньги, которые выделяет государство на конкурсной основе. Государство и не должно содержать в своих рядах огромную армию CNews: В конце 2004 г. была одобрена «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», представленная Мининформсвязи РФ. Как вы оцениваете этот документ насколько он отвечает современным тенденциям и потребностям органов государственной власти в Александр Калинин: Я считаю, что «Концепция» является зрелым, законченным документом. Она разрабатывалась с учетом мнения компьютерной общественности, в частности, АП КИТ приложил немало усилий для того, чтобы концепция состоялась. В ней достаточно полно отражены все направления развития нашего CNews: В России ведется разработка модели федеральной архитектуры «электронного правительства», а сам термин в 2004 г. был введен в официальную терминологию властей. Какие шаги в сфере построения «электронного правительства» властям нашей страны необходимо предпринять в первую очередь? Какие трудности можно назвать в качестве ключевых? Александр Калинин: CNews: Вы являлись в 20022004 гг. главным конструктором Государственной автоматизированной системы «Выборы» (ГАС «Выборы»). Завершена ли сдача в постоянную эксплуатацию ГАС «Выборы», модернизированной по Программе развития на 20012004 годы? Какими подсистемами была дополнена ГАС «Выборы»? Александр Калинин: ГАС «Выборы» была сдана в эксплуатацию в середине 2004 года. Задачи, которые стояли по ее модернизации в программе развития 20012004 гг. были выполнены в полном объеме. Было сделано несколько новых подсистем, в частности, сложнейшая подсистема CNews: Как вы оцениваете достигнутый уровень интеграции ГАС «Выборы» в единое информационное пространство страны? Александр Калинин: В целом ГАС «Выборы» образца 2004 года представляет собой в некотором смысле CNews: Ранее вы говорили, что в перспективе планируется дальнейшее развитие ГАС «Выборы» по ряду направлений, главными из которых являются применение Александр Калинин: В настоящее время развитие ГАС «Выборы» проводится по двум направлениям: это безбумажное проведение выборов через CNews: НКК занимается созданием порталов для органов государственной власти. Расскажите о ваших работах в этом направлении. Увеличился ли спрос со стороны органов государственной власти на создание порталов? Каковы перспективы развития этого направления? Александр Калинин: Одним из основных требований административной реформы является прозрачность министерств и ведомств и четкое выполнение ими административных регламентов. Один из элементов прозрачности это информирование населения через сеть интернет. Это, в свою очередь, предусматривает наличие у каждого ведомства своего сайта или даже портала. Спрос на создание порталов со стороны органов государственной власти должен увеличиваться, так как в ходе административной реформы образовалась большое количество агентств, ведомств, которым необходимо создавать свои порталы и сайты. «Национальная компьютерная корпорация» является одним из ведущих разработчиков порталов для органов госвласти (примером может служить портал Центральной избирательной комиссии, сопряженный с 89 сайтами избирательных комиссий субъектов РФ), и мы рассчитываем существенно расширить деятельность нашего системного интегратора «Систематика» в этом направлении. CNews: Расскажите о наиболее интересных Александр Калинин: Среди наиболее ярких проектов НКК для органов госвласти хотелось бы отметить разработку и запуск в промышленную эксплуатацию подсистемы CNews: В НКК входят пять компаний, во многом дополняющие друг друга по сферам проводимых работ. Каковы основные конкурентные преимущества НКК? Александр Калинин: Одна из целей, которую преследуют создатели холдингов, это увеличение конкурентоспособности. Как этого можно добиться? Прежде всего, за счет создания достаточно устойчивой к колебаниям рынка структуры. Устойчивая структура становится намного более привлекательной для партнеров, заказчиков, финансовых институтов, фондового рынка и рынка труда. Финансовая устойчивость появляется, как правило, в сильно диверсифицированной компании за счет оптимизации затрат и управления финансовыми ресурсами, расширения информационного пространства для принятия стратегических решений. Бизнесы в НКК сбалансированы, компании холдинга оперируют практически во всех ключевых сегментах CNews: Каковы ваши ожидания на 20052006 гг. в сфере новых работ НКК и продолжения начатых для органов государственной власти? Александр Калинин: Мы надеемся, что государством будут востребованы наши наработки в области автоматизации органов социальной защиты населения. Это социальный электронный регистр населения региона, это работа в федеральном фонде социального страхования. При выборе исполнителя для реализации серьезных задач, для крупных проектов очень важен предыдущий положительный опыт исполнителя при решении схожей проблематики. У нас такой положительный опыт имеется и мы гордимся им. Мы готовы выступать в качестве серьезного системного интегратора в области социальной сферы и работы с населением. Также мы планируем развивать портальную тематику и работы по региональной и муниципальной информатизации. Нам очень близко понятие CNews: Как вы оцениваете динамику увеличения рынка аутсорсинговых контрактов для органов государственной власти в 20052006 годы? Александр Калинин: Я считаю, что рынок аутсорсинговых контрактов будет расти. И основное направление использования информационных технологий в органах государственной власти будет идти через этот канал. Поэтому для системных интеграторов и сервисных компаний становится приоритетным создание направлений по аутсорсингу отдельных функций в органах госвласти. Мне кажется, что это генеральная линия развития ИТ в нашей стране и это должно быть осознано в органах госвласти и управления. За рубежом общепринято, что аутсорсинговые контракты в интересах крупных корпораций, органов госвласти занимают существенную долю в доходах системных интеграторов. Я думаю, что и мы придем к этому состоянию. Ведь поддержание высококлассных специалистов в структуре госучреждений очень дорогое удовольствие, подготовка работников по ряду специальностей стоит порой несколько десятков тысяч долларов и всем этим специалистам нужна постоянная практика во избежание потери уровня квалификации и высокая заработная плата. А такое обучение и обеспечение фронтом работ могут осуществить лишь крупнейшие специализированные интеграторские компании, такие, как «Систематика». Количество некоторых специалистов вообще ограничено на рынке их порой единицы на всю нашу страну. Поэтому их труд надо использовать рационально. CNews: Каких изменений в подходах к использованию ИТ в органах государственной власти можно ожидать в 20052006 годы? На решении каких стратегических задач в сфере информатизации госструктур властям необходимо сосредоточить свои усилия? Александр Калинин: Мне представляется, что главной стратегической задачей является работа с населением, обеспечение необходимых сервисов, развитие социальной сферы страны средствами информационных технологий. Среди других задач можно назвать продолжение работ по паспортизации на базе ИТ, иммиграционного контроля это тоже те задачи, которые нужно решать при активном взаимодействии с населением. Я убежден, что мы не сможем построить никакие системы по учёту населения без прямой заинтересованности наших граждан, поэтому первичными должны быть цели построения достоверных социальных регистров населения, а уж затем, на базе межсистемного взаимодействия, будут построены необходимые информационные системы для правоохранительных и фискальных целей. В этом году, похоже, планируется принять бюджет развития страны на три года. Контракты также должны быть долгосрочными. Системный интегратор не должен каждый год принимать участие в государственном конкурсе по длительному проекту, как предписано сейчас тендерным законодательством. За рубежом сервисные контракты подписывают на три, на пять, на десять лет. Многие системные интеграторы чувствовали бы себя лучше, если бы контракты стали долгосрочными и заключались хотя бы на 3 года. Такая система заключения контрактов выгодна и государству, и компаниям. Государство получает качественно выполненный проект, сервисное обслуживание и гарантии его работоспособности, компании же получают возможность в нормальных рабочих условиях вести работы по реализации таких проектов. Долгосрочные контракты одно из необходимых условий перехода на аутсорсинг в сфере ИТ. CNews: Спасибо. |