|
|
Обзор подготовлен при поддержке |
|
Сайты федеральных органов госвласти: реанимация после реформы
На веб-сайтах федеральных органов государственной власти представлена1 в основном «информационная составляющая», инструменты интерактивного взаимодействия представлены ограниченно, а возможности обратной связи практически не используются.
В мировой практике создание полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов. На начальной стадии создаются многочисленные сайты министерств и ведомств, содержащие только информацию о деятельности данного ведомства; на следующем этапе появляются признаки интерактивности (например, сайт содержит рубрику «форум», предоставляется возможность заполнять различные информационные запросы в режиме онлайн); на третьем этапе сайты органов государственной власти становятся интерактивными в более широком смысле появляются различные онлайн-услуги (в США, например, это возможность уплаты штрафа или продления лицензии через интернет; в КНР министерство торговли КНР открыло прием заявок и выдачу разрешений через свой веб-сайт на инвестирование китайских компаний в производство за границей); наконец, четвертый этап включает в себя создание правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств.
Основная задача
На этапе становления информационного общества основной задачей интернет-порталов федеральных органов государственной власти является предоставление большого объема информации широкому кругу пользователей физическим и юридическим лицам. Поэтому такой ресурс должен включать следующие основные разделы: справочный и информационно-новостной.
Справочный раздел портала, представляющего федеральный орган государственной власти, объединяет:
- набор документов, определяющих деятельность органа государственной власти (Положение об органе государственной власти, его основные функции и задачи, права и полномочия, регламенты работы и др. документы);
- информацию об организационной структуре: центральный аппарат, территориальные органы, подведомственные организации и пр.;
- данные о руководителях: краткая биография, фотография, функциональные обязанности, рабочий график и пр.;
- контактную информацию, включая схему расположения, время работы, телефоны, адреса электронной почты, список ответственных сотрудников с указанием приемных часов, правила составления или заполнения принимаемых на рассмотрение документов;
- подробную информацию по целевым мероприятиям;
- полнотекстовую базу данных материалов по соответствующей тематике;
- историческую справку.
Информационно-новостной раздел объединяет:
- сообщения по профильной тематике информационных агентств, отдельные материалы СМИ и (или) уместные ссылки на официальные источники информации;
- официальные сообщения и пресс-релизы органа государственной власти, в том числе данные о проводимых и проведенных конкурсах, планируемых закупках для государственных нужд и т. п.;
- аннотации выступлений руководителей, возможно, некоторые стенограммы и видеоматериалы;
- статьи и интервью сотрудников;
- базу нормативных документов и мониторинг законодательства;
- статистические данные по отрасли;
- аналитические материалы, формируемые учреждениями в соответствии с их функциями;
- подборки ответов на наиболее часто приходящие на веб-узел вопросы.
Информационная составляющая веб-сайтов: лучше, чем ожидалось
Анализ «информационной составляющей» веб-порталов и веб-сайтов федеральных ОГВ, проведенный в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.), показал следующее2:
- На всех сайтах, за исключением сайта Минюста России (окт. 2004 г. МПР России)3, присутствовала подборка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органа власти.
- Раздел об организационной структуре отсутствовал на 9,5% (окт. 2004 г. 22,7%) исследованных сайтов. При этом на 49,2% (окт. 2004 г. 38,6%) исследованных веб-сайтов информация о структуре была представлена в текстовой форме, а на 41,3% (окт. 2004 г. 38,6%) сайтах в графической форме, более удобной для восприятия.
Представленность раздела об организационной структуре
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Раздел (или подраздел) о руководителях федеральных органов государственной власти отсутствовал либо находился в стадии разработки на 4,8% (окт. 2004 г. 6,8%) сайтов. В ряде случаев эта информация была труднодоступна. Например, данные о руководителе Федерального дорожного агентства удалось найти только с использованием поисковой системы сайта.
Представленность информации о руководителях
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Подробную контактную информацию удалось обнаружить на 28,6% (окт. 2004 г. 36,4%) веб-сайтов. На 65,1% (окт. 2004 г. 52,3%) из исследованных сайтов она была представлена недостаточно подробно (например, отсутствовали часы работы служб, ведущих прием граждан).
Представленность контактной информация
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Историческая справка об органе власти или регулируемой им отрасли была обнаружена на 52% (окт. 2004 г. 48%) веб-сайтов; на остальных 48% (окт. 2004 г. 52%) она отсутствовала.
Представленность исторической справки
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Периодически обновляемая и структурированная по темам новостная лента имелась у 52,4% (окт. 2004 г. 59,1%) исследованных веб-узлов; на остальных сайтах новости обновлялись лишь время от времени, информация не разделялась по тематике 39,7% (окт. 2004 г. 27,3%), либо отсутствовала совсем 7,9% (окт. 2004 г. 13,6%). При этом пресс-релизы и информационные сообщения, исходящие непосредственно из пресс-служб или от других структур федеральных ОГВ, были обнаружены на 57% (окт. 2004 г. 38,6%) сайтов, а у 43% (окт. 2004 г. 61,4%) они отсутствовали. Мониторинг (обзоры) СМИ, затрагивающие деятельность федеральных ОГВ, велся на 55,6% (окт. 2004 г. 52,3%) сайтов, а на остальных 44,4% (окт. 2004 г. 47,7%) веб-узлов такая информация отсутствовала. Несколько лучше обстояли дела с наличием интервью руководителей ОГВ представителям СМИ ответы на вопросы журналистов были зафиксированы на 61,9% (окт. 2004 г. 56,8%) сайтов.
Представленность новостного раздела
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
Наличие пресс-релизов (сообщений пресс-служб)
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
Представленность сообщений (мониторинга) СМИ
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
Представленность интервью руководства ОГВ на веб-сайтах
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Статистические данные по отрасли и аналитические материалы, публикуемые органами власти в соответствии с их функциями, приводились на 70% сайтов, однако подробная и достаточно полная информация была представлена примерно на 17,5% (окт. 2004 г. 22,8%) из числа всех рассматриваемых сайтов; на 30,1% (окт. 2004 г. 29,5%) сайтов аналитические и статистические материалы отсутствовали.
Представленность аналитических и статистических материалов
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
- Большая часть сайтов 68,3% (окт. 2004 г. 77,3%) не содержала подборки ответов на наиболее часто приходящие на веб-узел вопросы.
Поборка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы
октябрь, 2004 г.
апрель, 2005 г.
Источник: CNews Analytics
1 Здесь приведен анализ уровня представленности информации и эффективности использования интерактивного взаимодействия (интернет) федеральных органов государственной власти Российской Федерации с гражданами и организациями (CNews Analytics).
2 В скобках указаны данные, полученные по результатам первого исследования, проведенного к 15 октября 2004 г.
3 На момент проведения исследования соответствующие разделы данных веб-сайтов находились в стадии разработки.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|