|
|
Обзор подготовлен при поддержке |
|
Федеральные госорганы занимают интернет-позиции
По состоянию на середину октября 2004 г. федеральные органы власти России были представлены в интернете ровно «наполовину» 50% из них не имело собственного веб-сайта, но в последние месяцы ситуация ощутимо изменилась к лучшему.
Согласно постановлению правительства РФ № 98 (от 12 февраля 2003 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» к 1 ноября федеральные органы исполнительной власти РФ должны были размещать и регулярно обновлять на своих интернет-представительствах 36 видов информации (весь перечень сведений содержит 53 пункта). Но, по данным Минэкономразвития РФ только шесть из 58 обследованных министерств и ведомств выполнили февральское распоряжение, это МНС, Минобороны, Минобразования, Минприроды, ГТК и Госатомнадзор. Однако, подобные оценки справедливы, если не принимать в расчет, что многие ведомства, обследованные Минэкономразвития РФ, перестали существовать во втором квартале 2004 г., после утверждения президентом России новой структуры правительства.
Октябрь 2004 май 2005: изменения к лучшему
Низкий показатель представленности в интернете федеральных органов государственной власти России в октябре 2004 г. объяснялся тем, что многие из них еще не успели к тому времени создать свои обновленные интернет-представительства1, что было отчасти связано с проводимой административной реформой.
С тех пор прошло ровно полгода, и ситуация с наличием официальных веб-представительств органов государственной власти России стала исправляться. Так, по состоянию на середину апреля 2005 года количество работоспособных веб-сайтов и веб-страниц в составе портала «головного» министерства увеличилось до 80%. В то же время, формальное наличие веб-портала вовсе не означает, что он выполняет функции, отвечающие современным задачам взаимодействия с гражданами и бизнесом.
Среди основных задач Федеральной целевой программы «Электронная Россия (20022010 годы)» были обозначены2: обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов; создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и организациями на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
Любой гражданин или организация должны иметь возможность ознакомиться с деятельностью этих органов, внести свои пожелания, предложения, жалобы, задать вопросы, заполнить необходимые формы, принять участие в конкурсе и многое другое. На сегодня самым удобным способом для этого является интернет, и поэтому от того, насколько успешно будут организованы веб-порталы органов государственной власти, в немалой степени будут зависеть и результаты проводимых реформ властных структур и всего общества в целом. А именно повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационно-коммуникационных технологий, вовлечения во взаимодействие с электронным правительством граждан и хозяйствующих субъектов, повышения информационной открытости и качества оказываемых услуг органами государственной власти, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями и т.п.
Исследование веб-сайтов федеральных органов государственной власти проводилось два раза с интервалом в 6 месяцев. На момент проведения первого исследования (данные на 15 октября 2004 г.)3 в интернете были представлены 44 работоспособных или частично работоспособных (с одним или несколькими неработающими разделами) сайта органов государственной власти, то есть ровно 50% из всех принятых к рассмотрению 88 федеральных органов государственной власти. Кроме того, в приведенной в докладе статистике были учтены только сайты тех министерств, федеральных агентств и федеральных служб, на главной веб-странице которых приведено название федерального органа государственной власти, утвержденное указом президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в редакции от 20.05.2004. Таким образом, в эти 50% работающих веб-представительств не был включен, например сайт министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России), большая часть материалов которого отражала деятельность Минобразования России до его реорганизации.
Из рассмотрения были исключены также веб-страницы федеральных органов государственной власти, которые не существовали в качестве самостоятельных веб-сайтов, а были представлены отдельными страницами на веб-сайте «головного» министерства. Этот шаг вызван тем, что веб-сайт это структура, обеспечивающая определенный набор функциональности, а не просто «доска объявлений» в форме веб-страницы на общем сайте министерства. Так, не были учтены, например, веб-страницы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, на которые можно было «попасть» только с сайта головного Министерства культуры и массовых коммуникаций России; веб-страницы федеральных служб и агентств в структуре Министерства природных ресурсов России, Министерства сельского хозяйства России и др. Существенно лучше в интернете еще в октябре 2004 г. были представлены веб-сайты органов исполнительной власти, структурно подчиненных Министерству промышленности и энергетики России почти все они, за исключением Федерального агентства по энергетике, у которого на момент проведения первого исследования не было своего интернет-представительства, имели собственные веб-сайты.
В то же время, в рейтинге были учтены веб-сайты тех органов государственной власти, на которые не распространялись положения названного выше указа президента РФ. Это касалось, например, Министерства по налогам и сборам, которое преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы министерству финансов РФ.
Безусловно, определенная задержка в развитии интернет-представительств федеральных органов государственной власти была связана с проводимой административной реформой: перераспределением полномочий, изменением их структуры, соподчиненности и пр.
Аналогичное исследование, проведенное спустя 6 месяцев (данные на 15 апреля 2005 года), выявило 66 работоспособных веб-сайтов, что составляет 71% из рассматриваемых 93 федеральных органов государственной власти.
Теперь их 71%
Таким образом, за прошедшие с момента проведения первого исследования полгода можно зафиксировать заметный прогресс, по крайней мере, по количественным показателям. Вместе с тем, 19 властных структур (20,4%) до сих пор не имеют не только веб-сайта, но и веб-страницы. В лучшем случае посетители, получившие ссылку на сайт, например, при помощи поисковой системы, встречаются со стандартными объявлениями «Сайт находится в стадии наполнения» (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) или «Сайт на реконструкции» (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Все еще низкая представленность в интернете федеральных ОГВ связана с тем, что административная реформа в России еще не завершена, и недавно созданные госструктуры, например, Федеральное медико-биологическое агентство, не успели к настоящему времени создать свои веб-представительства.
Представленность в интернете федеральных органов государственной власти
октябрь 2004 г.
апрель 2005 г.
Источник: CNews Analytics
Наличие веб-портала вовсе не означает, что он отвечает требованиям, заложенным в программе «Электронная Россия». Поэтому был составлен рейтинг веб-представительств федеральных органов государственной власти РФ по изложенной ниже методике.
1 Приведен анализ уровня представленности информации и эффективности использования интерактивного взаимодействия (интернет) федеральных органов государственной власти Российской Федерации с гражданами и организациями (CNews Analytics).
2 См. подробнее.
3 Анализ проводился в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.).
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|