Обзор подготовлен при поддержке |
|
ГИС в России: нормативно-правовой тормоз и его последствия
Развитие геопространственных и геоинформационных технологий не может продолжаться без разумной государственной политики в этой сфере. Но вместо помощи компании наталкиваются на искусственные барьеры. На рынке в настоящее время сложилась уникальная по своей парадоксальности ситуация.
В стране существует огромный неутоленный спрос на геопространственные продукты - более того, отчаянная потребность в них. Однако в силу наличия искусственных барьеров этот спрос не оформлен, не конкретен, вследствие чего российский рынок лишен необходимой сегментации. Огромные его ниши - например, автомобильные навигационные комплексы и системы - фактически отсутствуют вообще. Это несет в себе, с одной стороны, угрозу "замораживания" технологической отсталости в наиболее значимых, "прорывных" областях высоких технологий, с другой - ограничивает объем рынка, сдерживая развитие отечественной промышленности.
Объем производства геоданных в РФ в 20022003 гг.
Источник: ГИС-Ассоциация
Складывающийся в России рынок пространственных данных и своим зарождением, и развитием во многом обязан ГИС-Ассоциации межрегиональной общественной организации, оказывающей содействие развитию рынка геоинформационных технологий и услуг.1 Обобщаемая ею информация о положении дел в отрасли является наиболее достоверным источником информации о ситуации на рынке ГИС вообще.
Основные поставщики геоданных в РФ, 2001 2003 гг.
Источник: ГИС-Ассоциация
Несмотря на непрерывный рост объемов рынка и появление в стране самых передовых на сегодняшний день технологий, ситуация с картографическим и информационным обеспечением территорий вызывает все большую тревогу.
Государственные топографические карты стремительно устаревают из-за существующего порядка их обновления. Не разработана единая система ведения адресных реестров и планов.
Из-за ведомственной разобщенности и отсутствия практики "горизонтального" обмена данными работы многократно дублируются, что имеет одним из своих следствий появление многочисленных плохо согласующихся друг с другом карт и наборов геопространственных данных. Это само по себе чрезвычайно опасно и может в перспективе превратиться в огромную проблему, для разрешения которой потребуется приложить немало средств, сил и времени. Все чаще заказчики принимают решение использовать собственную, уникальную картографическую основу с необходимым для них набором тематических слоев вместо дорогостоящего "прокрустова ложа" Роскартографии.
Вместе с тем, безраздельная монополия Роскартографии сохраняется - на сегодняшний день лишь одно частное предприятие, и то "с боем", смогло получить лицензию на производство государственных топографических карт. Но даже этим изначальное неравенство субъектов рынка не ограничивается - фактически, предоставленный Роскартографии монопольный статус используется ею для получения конкурентных преимуществ.
В условиях тенденции к снижению численности коллективов, вызванной внедрением цифровых технологий обработки данных и отсутствием необходимости в крупных фондоемких предприятиях, наличие государственного ведомства-монстра ведет к неоправданному росту себестоимости работ и затягиванию сроков их исполнения, заставляя Роскартографию искать самые экзотические
источники пополнения собственного бюджета.
Структура финансирования производства геоданных по отраслям
Источник: ГИС-Ассоциация
Опасность все более широкого распространения различных картографических основ и пространственных базисов заключается и в том, что такое положение, в конце концов, послужит основой для серьезного усиления не только ведомственного, но и регионального "технического" сепаратизма, фактического проведения "анклавной" политики в этой сфере. В то же время сохранение архаичного и ничем не оправданного режима, ограничивающего доступ к пространственной информации граждан России, делает подобный сценарий развития вполне вероятным.
Стоит отметить также, что соблюдение режима обходится стране весьма недешево не только в переносном, но и в самом прямом смысле. По оценке ГИС-Ассоциации, при совокупной емкости рынка геоданных в России, составляющей $500 млн., затраты на поддержание режима гостайны достигают $150 млн.
Кадровый уровень производителей геоданных
Источник: ГИС-Ассоциация
Решение застарелых проблем не терпит отлагательства. Попытка выработать комплексный подход к инфраструктуре пространственных данных была предпринята под патронатом Минэкономразвития РФ в рамках программы "Электронная Россия" при сотрудничестве министерства с ГИС-Ассоциацией. Вниманию правительства была представлена концепция формирования инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов, в выработке которой принял участие широкий круг авторитетных отечественных специалистов. Принятие новой концепции позволило бы покончить с тяжким бременем застарелых комплексов, делающих невозможным полноценное вхождение страны в эру новых информационных технологий, совершенно по-иному расставляющих акценты в вопросах обеспечения национальных интересов в XXI веке.
1 ГИС-Ассоциация ведет непрерывный мониторинг положения дел в области геопространственных технологий в России на протяжении десяти лет, и накопленные ею уникальные данные позволяют составить целостное представление и о положении дел в этой сфере, и о динамике происходящих процессов.
Максим Рахманов / CNews Analytics
|