Обзор подготовлен при поддержке |
|
Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти
Доклад министра информационных технологий и связи Российской Федерации Леонида Реймана «Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» на заседании правительства Российской Федерации (16 декабря 2004 года; презентация к докладу)
Вопрос о развитии информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти рассматривался на правительстве чуть более года назад. На нем мы обсудили критические на наш взгляд проблемные зоны информатизации и определили основные направления совершенствования государственной политики. Одной из обозначенных проблем было отсутствие современной государственной концепции в этой области.
Для выработки комплексного подхода Мининформсвязи России была разработана концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которая была одобрена Правительством в сентябре этого года.
В этом году мы провели повторный анализ уровня эффективности использования информационных технологий федеральными органами власти.
Информационные технологии основа роста эффективности государственного управления (слайд 1 .gif или слайд 1 .ppt)
Думаю, что не следует еще раз подробно останавливаться на преимуществах использования информационных технологий в системе государственного управления. Это доказывает опыт России и развитых стран.
Это и более качественные решения, и высокая производительность труда работников, и принципиально новый уровень предоставления государственных услуг гражданам и организациям, и снижение административных издержек.
Основным инструментом для реализации этих целей является внедрение информационно-аналитических систем, формирование среды информационного взаимодействия на основе технологий электронного документооборота, создание интернет-ресурсов, ориентированных на интересы граждан, развитие ведомственных и межведомственных информационных ресурсов.
Основные итоги 2004 года (слайд 2 .gif или слайд 2 .ppt)
Одним из ключевых событий в 2004 году стала реализация первого этапа административной реформы. В результате к концу этого года сформировалась новая структура федеральных органов исполнительной власти. Исключено дублирование возложенных на них функций. Внедряются новые механизмы государственного управления и стандарты предоставления услуг гражданам и организациям.
Но понятно, что любое новое сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Остановлюсь на наиболее критических проблемах в области информатизации органов власти.
С одной стороны, в этом году продолжилась реализация многих значимых проектов в сфере информационных технологий. Так например, Минзравсоцразвития России формируется единый федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи. И очень важно, что его реализация согласуется с созданием автоматизированной системы «Государственный регистр населения», которая уже проходит апробацию в нескольких регионах.
Началась реализация ряда проектов в области безопасности перевозок пассажиров. В налоговых органах реализована возможность удаленного доступа к единому государственному реестру налогоплательщиков с рабочих мест инспекторов.
С другой стороны уходящий год выдвинул на первый план много проблем и недостатков в данной сфере.
Несмотря на увеличение объемов финансирования информационных технологий до 9 миллиардов рублей количество проектов по созданию новых и модернизации действующих информационных систем сократилось более чем на 30 %. А многие проекты и вовсе приостановились.
На фоне снижения доли расходов на программное обеспечение и услуги, значительно возросли расходы на закупку компьютерного оборудования. Прежде всего, оснащение техникой происходило за счет средств международных займов, которые были направлены в уже и так технически оснащенные органы власти.
Значительно сократились расходы на обучение работников навыкам использования информационных технологий.
Следует обратить особое внимание на снижение уровня координации и распыления целей в сфере использования информационных технологий. Количество комплексных программ информатизации сократилось. В настоящее время не более половины ведомств имеют подобные программы. Программы зачастую не полностью соответствуют положениям концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. По-прежнему, в текущем году наблюдается дублирование при создании государственных информационных ресурсов и систем.
В итоге, можно сделать вывод, что ранее сложившийся разрыв между ведомствами в области использования информационных технологий еще больше усилился и продолжает стремительно расти. Эффективность ведомственных расходов на информационные технологии существенно снизилась.
Состав ИТ-обеспечения деятельности федеральных органов власти (слайд 3 .gif или слайд 3 .ppt)
В своем докладе я хотел бы остановиться на ключевых элементах информатизации федеральных органов власти.
Представленные на слайде блоки являются компонентами архитектуры «электронного правительства». На нижних уровнях расположена технологическая инфраструктура, которая включает в себя телекоммуникационную инфраструктуру, среду электронного межведомственного взаимодействия, а также оснащение аппаратно-программными средствами.
Основа более верхних уровней прикладные системы и системы предоставления сервисов населению и организациям.
Системы информационной безопасности и интеграционные системы являются обеспечивающими компонентами эффективной деятельности федеральных органов власти.
Телекоммуникационная инфраструктура (слайд 4 .gif или слайд 4 .ppt)
Телекоммуникационная инфраструктура, которая является основой для межведомственного электронного взаимодействия, развивалась медленными темпами. Многие показатели по сравнению с 2003 годом не только не улучшились, но и ухудшились.
До сих пор отсутствует эффективная электронная среда взаимодействия органов власти.
Более того, только половина министерств и ведомств ведут работы по формированию территориально-распределенных сетей. И ни одним из них эта задача не решается комплексно. По-прежнему работы по созданию ведомственных сетей передачи данных дублируются. К сетям обмена электронными данными подключены только тридцать пять процентов персональных компьютеров.
Доступ к сети интернет имеют не более одного процента сотрудников всех федеральных органов власти, включая их территориальные подразделения. И это тогда, когда сеть интернет и электронная почта является основным средством информационного взаимодействия органов власти.
Из-за межведомственных разногласий до настоящего момента не создана инфраструктура удостоверяющих центров электронной цифровой подписи для федеральных органов власти.
Компьютерное оборудование (слайд 5 .gif или слайд 5 .ppt)
В целом по итогам 2004 года уровень обеспеченности федеральных органов власти компьютерным оборудованием несколько повысился. Однако уровень обеспечения работников современным оборудованием остается низким и значительно различается по ведомствам. Тридцать процентов компьютеров морально устарели и не соответствуют современным требованиям. В связи с отсутствием достаточного объема финансирования, около 20% используемой техники приобретено из внебюджетных источников и не стоит на балансе ведомств. Кроме того, в большинстве федеральных органах власти отсутствуют вычислительные ресурсы, необходимые для решения более сложных задач.
Базовое программное обеспечение (слайд 6 .gif или слайд 6 .ppt)
В области обеспечения федеральных органов власти базовым программным обеспечением основные проблемы по-прежнему связаны с вопросами использования лицензионного программного обеспечения. Значительная доля программного обеспечения используется без приобретения соответствующих лицензий. Отсутствует единая политика лицензирования и приобретения базового программного обеспечения. До настоящего времени не приняты решения относительно использования программного обеспечения с открытым кодом. В ведомствах наблюдается большая разрозненность используемых продуктовых линеек, что приводит к невозможности централизованного администрирования базового программного обеспечения.
Системы ведения государственных информационных ресурсов (слайд 7 .gif или слайд 7 .ppt)
До настоящего времени базовые государственные информационные ресурсы в большинстве случаев не созданы или только начинают формироваться. Отсутствуют эталонные базы данных по основным объектам учета: население, недвижимость, земля, природные ресурсы.
К уже созданным государственным информационным ресурсам отсутствует доступ на межведомственном уровне, что приводит к дублированию при сборе и хранении информации. Отсутствуют стандарты формирования и поддержки ресурсов. В результате, в 2004 году в связи со сменой кадрового состава ведомств произошла частичная или полная остановка их функционирования.
Системы электронного документооборота (слайд 8 .gif или слайд 8 .ppt)
Системы электронного документооборота являются основой межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время федеральные органы государственной власти находятся на различных этапах перехода к полноценному электронному документообороту.
Практически все ведомства используют в своей деятельности специализированные автоматизированные системы, обеспечивающие возможность ведения централизованного учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции. И только немногие из созданных систем охватывают все задачи документооборота. При этом только в десяти процентах ведомств электронный документооборот охватывает значительную долю рабочих мест сотрудников. Документы по-прежнему ходят в бумажном виде.
Возможность межведомственного взаимодействия на основе технологий электронного документооборота имеет не более пятнадцати процентов ведомств. Однако и эти органы власти данную возможность не используют.
Во многом, сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием достаточного уровня финансирования и невозможностью повсеместно применять электронную цифровую подпись.
Информационно-аналитические системы поддержки принятия управленческих решений (слайд 9 .gif или слайд 9 .ppt)
Ситуация усугубляется отсутствием в федеральных органах власти комплексных информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений. Практически не используются технологии прогнозирования и моделирования ситуаций, автоматизированного сбора структурированных данных, их обработки и общего анализа. Такие возможности существуют только у двадцати процентов министерств и ведомств.
Системы управления ресурсам: кадрами, финансами, МТР (слайд 10 .gif или слайд 10 .ppt)
Аналогичная ситуация и с внедрением специализированных систем по управлению финансами и кадрами. Большинство ведомств используют автоматизированные системы бухгалтерского и финансового учета. При этом практически все из них не увязаны на межведомственном уровне с автоматизированной информационной системой «Финансы», используемой для управления подготовкой и исполнением федерального бюджета.
Системы взаимодействия с населением и организациями (слайд 11 .gif или слайд 11 .ppt)
Почти половина всех федеральных органов власти не обеспечивают взаимодействие с населением и организациями на основе применения информационных технологий. Информационная открытость органов власти находится на низком уровне. Сорок процентов ведомств не имеют своих представительств в интернет. Существующие интернет-ресурсы находятся на начальной стадии развития. При этом восемьдесят процентов из них не содержит всей необходимой информации о деятельности органа власти. Обновление ресурсов во многих случаях осуществляется не регулярно.
Информационная безопасность (слайд 12 .gif или слайд 12 .ppt)
Не буду говорить о важности вопросов информационной безопасности для органов государственной власти. Но в результате анализа очевидно, что уровень ее обеспечения остается крайне низким и недостаточным для эффективного развития государственных информационных ресурсов и систем.
На федеральном уровне отсутствуют единые стандарты и требования к информационной безопасности, а также процедура контроля соблюдения этих требований и аттестация объектов на предмет соответствия.
Не существует единой системы контроля и протоколирования действий пользователей ключевых государственных информационных ресурсов.
Интеграционные системы (слайд 13 .gif или слайд 13 .ppt)
В части интеграции ведомственных систем и формирования межведомственных государственных ресурсов в настоящее время практически все проекты в данной области приостановлены.
Не решен вопрос о размещении и обслуживании технологических компонентов, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие. Кроме того, отсутствуют единые стандарты интеграции и обеспечения информационного взаимодействия ведомственных систем между собой.
План мероприятий (слайд 14 .gif или слайд 14 .ppt)
Текущая картина в сфере использования информационных технологий федеральными органами власти показывает необходимость принятия скорейших решений. Мининформсвязи России разработало комплекс мер, который на наш взгляд позволит качественно изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить координацию деятельности ведомств и эффективное расходование бюджетных средств на информационные технологии.
Основные предлагаемые решения, а также сроки их реализации отражены на экранах ваших мониторов.
Для реализации представленного комплекса мер необходимо сформировать единый план по созданию «электронного правительства». Надо определить принципы согласованного и взаимоувязанного развития государственных информационных ресурсов и систем. Унифицировать ведомственные программы информатизации и увязать с показателями результативности деятельности органов власти.
В рамках разработки комплексных программ информатизации федеральных органов власти будут определены приоритетные направления, обозначены задачи и сформирован перечень проектов использования информационных технологий, а также произведена оценка возможного эффекта соответствующих бюджетных расходов.
Бюджетное финансирование проектов в области информационных технологий должно опираться на сформулированные на правительственном уровне приоритеты. Одновременно с этим, необходимо сформировать эффективные механизмы координации, контроля качества и мониторинга реализации ведомственных программ и проектов информатизации.
Важнейшим инструментом межведомственного взаимодействия должна стать Комиссия Правительства Российской Федерации по информационным технологиям, одной из основных функций которой станет рассмотрение ведомственных программ информатизации.
Без принятия данных решения в ближайшем будущем нам не стоит ожидать серьезного прорыва в сфере повышения эффективности использования информационных технологий федеральными органами власти и системы государственного управления, в целом.
|