|
|
CNA: ранкинг ведомств по затратам на ИТ в РоссииВысокая затратность перехода на ИТ-рельсы и хроническая нехватка средств привели к тому, что на протяжении последних пяти лет несколько федеральных министерств и ведомств потребляют существенную долю госрасходов, направляемых на финансирование ИКТ. В 2004 году затраты 10 из 66 федеральных министерств составили 87,4% от общей суммы. Согласно проектам бюджетов тех же 66 министерств и ведомств, в 2005 г. этот показатель может превысить 90%. Остается надеяться, что полученный опыт и параллельная разработка тиражируемых решений, стандартов, регламентов и пр. приведет к тому, что скоро "волна информатизации" затронет и "середнячков", в противном случае создание "электронного правительства", даже на уровне ключевых элементов, не представляется возможным. Общая сумма расходов федеральных органов власти на информатизацию с 2001 по 2003 гг., согласно Мининформсвязи РФ, составила 22,4 млрд. рублей - по результатам анализа 41 министерства и ведомства.1 В 2004 г. эта цифра увеличилась до 17,9 млрд. рублей, по данным анализа 66 федеральных органов исполнительной власти.2 Вместе с тем, прирост бюджетных расходов на информатизацию этих госорганов в 2004 г. сократился на 50% по сравнению с 2003 г. и составил порядка 9 млрд. рублей. С другой стороны, в 2005 г. ожидается значительное увеличение этих затрат, которые могут составить 35,7 млрд. рублей. Финансирование ведомственной информатизации из средств федерального бюджета в 2004 г. составило порядка 7 млрд. руб. из всех бюджетных расходов в этой сфере. До 30% объема выделяемых бюджетных средств на информатизацию федеральных госорганов приходится на мероприятия, выполняемые в рамках 14 ФЦП, одна из которых - ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Доля 10 ведомств-лидеров в общих затратах на ИТ резко растет Источник: CNews Analytics2 Общая ситуация с распределением расходов на ИКТ по федеральным органам государственной власти остается прежней - более 80% всех расходов приходится на первую десятку лидеров. С 2001 по 2003 гг. 10 ведомств (из 41) израсходовали 81% всех средств на внедрение и использование ИКТ в федеральных органах исполнительной власти.1 Причем порядка 70% всех средств израсходовано 6 ведомствами. В 2004 г. ИКТ-затраты 10 из 66 федеральных министерств составили 87,4%. Согласно проектам бюджетов тех же 66 министерств и ведомств4, в 2005 г. этот показатель может превысить 90%. Аналогичная ситуация наблюдается в распределении ИКТ-расходов федеральных министерств и ведомств на 1 сотрудника. Распределение федеральных органов государственной власти Источник: CNews Analytics2 Такой разброс указывает как на существующую диспропорцию в ИКТ-развитии различных федеральных органов госвласти, так и, в ряде случаев, на неэффективное использование средств. Подобное состояние дел обусловлено, в первую очередь, приоритетами государственной политики в финансировании ИКТ различных министерств и ведомств, а также разной информационной насыщенностью функций, которые выполняют различные госорганы. Лидерами на протяжении последних лет являются госорганы, реализующие функции таможенного контроля, охраны правопорядка, управления государственными финансами и собственностью. Ранкинг ведомств по затратам и эффективности информатизации в 2001-2004 г.
Источник: CNews Analytics5 Флагманами информатизации на протяжении последних четырех лет остаются Росстат (ранее - Госкомстат), ФТС России (ранее - ГТК), ФНС России (ранее - МНС), Минфин и ряд других ведомств. Исходя из имеющихся показателей подобную ситуацию можно будет наблюдать и в конце текущего, 2005 года. Значительную роль в финансировании расходов на ИКТ федеральных госорганов играют программы внешних заимствований. Они направлены на финансирование ведомств, которые стали лидерами как по затратам на информатизацию, так и по уровню ИТ-оснащенности. К нижеперечисленным проектам в начале 2005 г. добавился проект по модернизации Росгидромета. Программы внешних заимствований,
Источник: Мининформсвязи РФ, Финансирование затрат на ИКТ в рамках программы внешних заимствований имеет большое значение для получателей этих средств. Во-первых, это финансирование носит проектный характер, предусматривает жесткие регламенты работ и соответствующую отчетность перед предоставителем средств, и, во-вторых, предполагает выделение достаточно существенной фиксированной суммы с российской стороны. Так, проект Всемирного банка, направленный на модернизацию Росгидромета РФ при общей сумме затрат по проекту $133,3 млн. предполагает следующее распределение долевого финансирования: МБРР–$80 млн., РФ–$53,33 млн. Кроме того, финансирование по проекту может быть продлено, как это было, например, при финансировании проекта STASYS "Развитие системы государственной статистики". Анализ расходования средств федеральными органами исполнительной власти по направлениям показал определенные положительные тенденции. Из общего объема расходов превалирующее значение имеют: расходы на аппаратное обеспечение – порядка 30% (2005 г. – 34%, 2004 г. – 32%); оплата услуг связи – порядка 20% (2005 г. – 34%, 2004 г. – 32%); программное обеспечение – порядка 10% (2005 г. – 12%, 2004 г. – 8%); текущие расходы – порядка 10% (2005 г. – 8%, 2004 г. – 12%), что является более сбалансированной пропорцией в отличие от ситуации более ранних периодов информатизации, когда большая доля расходов уходила на приобретение вычислительной техники при практическом отсутствии затрат на создание и поддержание информационных систем и приобретение ПО. Распределение расходов на ИКТ по статьям в 2004-2005 гг. Источник: Мининформсвязи РФ, Такое распределение расходов в значительной мере отличается от западноевропейского и американского, где на программное обеспечение и ИТ-услуги в госорганах расходуется порядка 70-80% от средств, направляемых на ИТ, и лишь 20-30% - на аппаратно-сетевое обеспечение. Эти пропорции свидетельствуют в пользу того, что в России ИТ в достаточно малой степени используются при межведомственном взаимодействии, а многие информационные ресурсы общегосударственного уровня либо только формируются, либо находятся в стадии разработки технического задания. Административные и структурные проблемы в 2004 г. в большинстве случаев решить не удалось, что во многом связано с изменением структуры федеральных органов власти на выстраивание которой и ушел весь 2004 г. Принятие "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года" и запуск процессов по ее реализации, заявленный курс на создание "электронного правительства" и другие тенденции в информатизации органов государственной власти России позволяют сделать вывод, что модернизация функций государства и основные расходы на нее еще впереди. Далеко не последней статьей расходов в ближайшее время станут затраты на интеграцию. Вместе с тем, масштабы потребностей, связанных с переходом СЭД, а потом и безбумажное государство превышают самые смелые прогнозы. Для их удовлетворения потребуется нечто большее, чем структурная реформа "сверху", увеличение финансирования, повышение зарплат ключевым сотрудникам и подготовка законопроектов. 1 Доклад "Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти", Мининформсвязи РФ, 2003 г. 2 Исследование CNews Analytics проводилось в 2004 г. в рамках отчета об использовании современных ИТ в федеральных органах государственной власти РФ выполненного по результатам конкурса Мининформсвязи РФ (госзаказчик - Федеральное агентство по информационным технологиям). Анализировались данные 66 федеральных органов исполнительной власти РФ, за исключением "закрытых" показателей таких ведомств, как ФСБ, ФСО, Минобороны и ряда других, подпадающих под режим государственной тайны. 3 В 2001-2003 гг. на информатизацию (ИТ и телеком) МПС были затрачены весьма значительные средства - многие миллиарды долларов. В результате МПС стало ведомством с высоко информатизированной огромной сетью структурных подразделений и транспортной паутиной, создана одна из крупнейших телекоммуникационных компаний - Транстелеком для обслуживания построенной сети, отлично автоматизированы железные дороги, в первую очередь - Октябрьская. Но в 2003 г. в созданную компанию РЖД перешла львиная доля активов МПС. Фактическим наследником МПС и Минтранса в 2004 г., после изменения структуры федеральных органов исполнительной власти, стал Минтранс. 4 По другим "силовым" ведомствам - Минобороны, ФСО, ФСБ и др. - оценка не проводилась в силу закрытости информации, связанной с режимом гостайны. В то же время, эти ведомства по косвенным являются достаточно высоко автоматизированными. 5 Балл рассчитывается на основании опроса экспертов, данных министерств, других организаций. Величина балла зависит от оценочного объема истраченных на ИТ средств, помноженных на экспертный коэффициент эффективности и результативности затрат. Система оценки - 100-бальная. Сергей Шалманов / CNews Analytics Леонид Ухлинов: Приоритетная задача интеграцияВо всем мире государство один из крупнейших заказчиков CNews: Леонид Михайлович, расскажите о сегодняшнем состоянии ИТ в ФТС России Леонид Ухлинов: Внедрение информационных систем и средств информатизации в ФТС России является одной из самых приоритетных задач. Уже несколько лет мы планомерно выстраиваем таможенные информационные системы. При этом особое внимание уделяется единству Уже второй год идет реализация займа Всемирного банка для информатизации ФТС России. На сегодняшний день проведено частичное переоснащение таможенных органов современными средствами вычислительной техники. В 2004 г. было поставлено более 11 тыс. персональных компьютеров, около 1 тыс. серверов, около 500 единиц телекоммуникационного оборудования, 2600 единиц периферийного оборудования. Кроме того, начаты работы по созданию информационных систем, прежде всего, для перехода на единую систему планов, связанных с целевыми показателями деятельности таможенной службы. Совместно с фирмой IBM начата разработка концепции будущей информационной системы, которая должна заработать к 2008 г. На сегодняшний день у ФТС России есть две комплексные автоматизированные системы для оформления таможенных деклараций это |