|
|
ИТ-законодательство в России бессистемно
Международное информационное пространство диктует свои особенности регулирования информационных споров. В информационных общественных отношениях могут участвовать разные страны: пользователь – провайдер – владелец ресурса, каждый из которых руководствуется законодательством своей страны. Эта разнородность информационных отношений, естественно, порождает правовые противоречия. Сегодня только порядка двадцати стран имеют зачатки информационного законодательства, а международные соглашения отсутствуют. Россия стоит не на самом последнем месте в этом списке, хотя и не может похвастаться совершенством своего законодательства. Барьерная полоса Международное информационное пространство диктует свои особенности регулирования информационных споров. В информационных общественных отношениях могут участвовать разные страны: пользователь – провайдер – владелец ресурса, каждый из которых руководствуется законодательством своей страны. Эта разнородность информационных отношений, естественно, порождает правовые противоречия. Сегодня только порядка двадцати стран имеют зачатки информационного законодательства, а международные соглашения отсутствуют. Россия стоит не на самом последнем месте в этом списке, хотя и не может похвастаться совершенством своего законодательства. Центральные тренды Законодательную базу по тематике информатизации в России образуют документы, во многом принятые более пяти лет назад на совершенно ином этапе развития информационных технологий в нашей стране, а в настоящее время, в силу частого смешения различных категорий, систем, понятий, — ее развитие идет во многом бессистемно. Этими двумя факторами и объясняется колоссальное количество противоречий в действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с информационными технологиями, в том числе — в органах государственной власти. Из более чем 500 правовых актов, принятых в России и относящихся к тематике1 информатизации, лишь единичные акты можно считать достаточно долгосрочными и универсальными, то есть имеющими значительный нормативный характер. В основной массе правовые акты по информатизации носят оперативный или распорядительный характер, образуют или регламентируют деятельность отдельных ведомственных информационных систем. Существуют также доктрины, концепции и программы, которые, хотя и отражают государственную политику, но не решают задачу нормативно-правового регулирования. Законодательную базу образуют документы — прежде всего, закон «Об информации, информатизации и защите информации», — принятые на совершенно ином этапе развития ИТ в РФ. Безусловным барьером в развитии нормативно-правового обеспечения использования ИТ в органах государственной власти являются нерешенные концептуальные вопросы относительно информации и ИТ во всех отраслях права: прежде всего, вопросы права на информацию, гражданско-правового статуса информации, соотношения права на информацию и авторских прав, отсутствие четкого понимания официального статуса информации и так далее. Важным аспектом является и обязательность сочетания требований информационной безопасности и необходимости развития ИТ в органах государственной власти. Излишние или устаревшие ограничительные нормы могут, с одной стороны, тормозить развитие использования ИТ в органах государственной власти, а с другой стороны, также и не обеспечить реальную защищенность от современных угроз. Поскольку в инициативах по обеспечению информационной безопасности зачастую смешиваются различные категории информации, информационных систем, технологические и правовые понятия, развитие нормативно-правовой базы идет бессистемно. Представляется необходимым рассматривать конкретные нормы, устанавливающие права, обязанности и полномочия в области информационной безопасности в соответствии с категориями информационных ресурсов по уровням доступа, четко определив их. Если законодательство о государственной тайне и механизмы ее защиты существуют давно, то разграничение иных видов информации далеко от совершенства. В целом отсутствуют и решения других конкретных проблем, например, это использование нелицензионных копий программного обеспечения в органах государственной власти, отсутствие единых стандартов межведомственного документооборота в электронной форме, общих характеристик представления информации на сайтах государственных органов в интернете. В нормативно-техническом регулировании в настоящий момент уделяется внимание стандартизации документооборота, однако задача установления единого стандарта обмена информацией между различными органами государственной власти и между органами государственной власти и потребителями информации еще далека от реализации. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» содержит неоднозначное положение относительно результатов интеллектуальной деятельности, в целом исключая из антимонопольной деятельности сферу интеллектуальной собственности. Но, тем не менее, в этом законе рассматриваются соглашения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, если они направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и могут привести к недобросовестной конкуренции. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба уделяет внимание антимонопольной деятельности в области ИТ. Тем не менее, многие важные вопросы конкуренции применительно к ИТ, которые давно и всерьез рассматриваются в других странах, не нашли в отечественном праве и правоприменительной практике должной оценки. Прежде всего, это относится к доминирующему положению и массовому нелицензионному использованию продуктов Microsoft. Определенной проблемой можно в целом также считать и то, что законодательство об информатизации (в основе своей) традиционно формируется самими структурами исполнительной власти. С одной стороны, это является объективным процессом в современной ситуации, когда отраслевые министерства инициативно проводят реформы, предлагают новые решения. Тем не менее, при недостаточном уровне развития соответствующих структур законодательной власти существует опасность неработоспособности тех принципов, которые заложены в конституционных основах демократического правового государства. Отчасти эта ситуация объясняется и низким уровнем мотивации участия негосударственных структур в формировании нормативно-правового регулирования.
|