|
|
Обзор подготовлен при поддержке |
|
12 веб-услуг, которые могут оказать госорганы
Интернет-технологии в настоящее время мало используются федеральными органами власти России для предоставления услуг гражданам и организациям.
Аналогичная ситуация наблюдается и в работе органов госвласти других уровней. Развитие этой сферы тормозится, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В то же время, в странах ЕС определены четкие индикаторы для оценки достигнутого прогресса на пути к «электронному правительству».
Успехи в этой сфере измеряются1, в лучшем случае, только двумя начальными фазами: публикацией информации на интернет-сайтах органов государственной власти и односторонним взаимодействием «власть-общество». В то же время, концептуальные основы информационного общества предполагают двусторонний информационный обмен и полную реализацию транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.
В Концепции управления государственными информационными ресурсами2 записано, что важнейшим механизмом управления процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов должен стать надзор за осуществлением услуг в области информатизации3.
Пока же для органов государственной власти характерно отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов, что вызывает справедливые нарекания со стороны граждан.
Несмотря на широкие возможности интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости4 органов государственной власти. Можно констатировать, что Россия находится на начальном этапе создания электронного правительства.
На веб-сайтах федеральных органов государственной власти, как правило, имеется только фрагментарная информация. Но и она в основном труднодоступна: в большинстве случае отсутствуют карта сайта и поисковая система, а информация практически не структурирована. Использование инструментов интерактивного взаимодействия, в лучшем случае, исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти после регистрации на его веб-сайте, голосованием по различным вопросам в режиме онлайн и участием в тематических форумах.
Граждан и организации, прежде всего, интересует возможность получать государственные услуги с меньшими затратами, как для себя, так и для органов государственной власти. Возможности интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом не используются даже там, где это взаимодействие осуществляется с одним органом государственной власти и заключается в произведении простых операций, не предусматривающих задействования межведомственных или многоступенчатых внутриведомственных механизмов.
Россия: государственные услуги на основе ИКТ
В России, в отличие от ЕС, не определены четкие индикаторы для оценки достигнутого прогресса на пути к "электронному правительству". Ниже приводится перечень государственных информационных услуг оказываемых органами государственной власти РФ на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и прогнозные показатели роста доступности и доли госуслуг, оказываемых в электронном виде.
Доступность услуг, оказываемых в электронном виде, %
Источник: Мининформсвязи РФ (Прогнозы развития информационных технологий и связи РФ до 2007 г.)
Доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, %
Источник: Мининформсвязи РФ (Прогнозы развития информационных технологий и связи РФ до 2007 г.)
Напомним, что концепция проведения административной реформы в РФ на 2006-2010гг. предусматривает повышение удовлетворенности граждан качеством госуслуг с 14% на сегодняшний день до 70% к 2010г. "Эта цифра измеряемая, например, через социальные опросы граждан", - считает замминистра МЭРТ РФ Андрей Шаров. Другой целью дальнейшего проведения административной реформы является, по его словам, радикальное снижение издержек бизнеса от пользования госуслугами. В частности, в МЭРТ считают, что на сегодняшний день (осень 2005 г.) малый бизнес направляет на оплату госуслуг 8,5% от выручки. Предполагается, что до 2008г. данные издержки сократятся до 5%, а до 2010г. - до 3%. Развитие госуслуг, оказываемых на основе ИКТ является одним из центральных направлений, которое позволит достичь этих показателей.
Услуги на основе ИКТ, предоставляемые органами власти гражданам (G2C)5:
- Подоходный налог: подача декларации, уведомление о результатах проверки деклараций6.
- Услуги по поиску работы, предоставляемые департаментами труда7.
- Выплаты из фонда социального страхования.
- Выдача документов (паспортов и водительских прав).
- Регистрация автомашин (новых, бывших в употреблении или импортированных из-за границы).
- Подача заявлений на выдачу разрешений на строительство.
- Заявления в милицию (например, о краже, угоне и т.д.).
- Публичные библиотеки (доступность каталогов, инструментов поиска)8.
- Акты гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерть): запрос и получение.
- Подача заявления на поступление в вуз.
- Регистрация по месту жительства.
- Услуги здравоохранения (например, интерактивное информирование о предоставлении услуг в различных больницах; направления в больницы)9.
Услуги на основе ИКТ, предоставляемые органами власти бизнесу (G2B):
Выплаты в фонды социального страхования за сотрудников10.
НДС: декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций11.
Регистрация новой компании.
Предоставление информации в статистические органы.
Подача таможенных деклараций.
Разрешения, связанные с охраной окружающей среды, включая отчетность.
Поставка товаров и услуг для государственных нужд12.
В Мининформсвязи РФ считают, что в ближайшие году существенно увеличится доступность услуг, оказываемых государством в электронном виде. Министерство разрабатывает проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на рассмотрение на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. Эти работы ведутся в рамках реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года» и ФЦП «Электронная Россия».
1 Анализ уровня представленности информации федеральных органов государственной власти Российской Федерации и эффективности использования ими интерактивного взаимодействия (интернет) с гражданами и организациями выполнен CNews Analytics. Исследование проводилось в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и в апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.).
2 Рекомендована правительством Российской Федерации для использования при разработке федеральных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов.
3 Ожидается, что для этого в ближайшее время будет создана нормативная база для оценки состава и качества информационных услуг, оказываемых на основе государственных информационных ресурсов и оценки других видов использования этих ресурсов. В частности, требуется разработать информационные стандарты (в том числе на федеральном уровне), определяющие гарантированный государством состав, объем и форму предоставления информации, необходимой гражданам и организациям для реализации их законных прав в экономической, социальной, культурной, образовательной и других.
4 В настоящее время в России не существует полноценного нормативно-правового обеспечения механизмов реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов, а также право граждан обжаловать действия и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на ограничение их права на доступ к информации. Возможно, что в 2005 г. в этой сфере произойдут качественные изменения — Минэкономразвития и торговли РФ в 2004 г. внесло в правительство проект закона «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Законопроект определяет порядок и общие условия доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направлен на обеспечение доступности и открытости информации для граждан и организаций, а также осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления. С утверждением данного закона федеральные органы власти только начнут разбираться с тем, какую именно информацию требуется «выставлять» на свои интернет-сайты. И уж только потом, спустя годы (если темпы информатизации органов власти останутся на прежнем «черепашьем» уровне) можно будет ожидать и двустороннего информационного обмена «бизнес-власть» и полных транзакций в режиме онлайн.
5 При подготовке использованы данные аналитического доклада «Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития», 2004 г., — доклад подготовлен Институтом развития информационного общества.
6 Такая услуга в России функционирует в виде предоставления информации. Интернет-представительства региональных управлений Федеральной налоговой службы России функционируют во всех Субъектах Федерации. Информация предоставляется в виде инструкций, форм и программ для автоматического заполнения деклараций.
7 Услуги 2–7, 9–12 реализуются в виде предоставления информации.
8 Для пользователей интернета доступны каталоги большинства крупных государственных библиотек. Существует возможность поиска, а в некоторых библиотеках — и заказа книги или ее копии.
9 В некоторых регионах создаются интерактивные консультационные центры.
10 Услуги 1–7 реализуются в виде предоставления информации, причем услуга 3 «Выплаты из фонда социального страхования» реализуется пока что не на всех региональных сайтах (услуга реализована в виде предоставления информации).
11 Осуществление двухсторонних транзакций находится в режиме тестовых испытаний.
12 На некоторых сайтах созданы системы для приема предложений от коммерческих организаций на участие в тендере.
Виталий Солонин / CNews Analytics
Алексей Кузовкин: Ведомства, назвавшие ИТ приоритетным направлением, более динамичны и их развитие идет заметно быстрее других
На вопросы CNews ответил Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ».
CNews: Как вы оцениваете влияние административной реформы на уровень и эффективность информатизации госсектора?
Алексей Кузовкин: Перестройка государственного аппарата привела, прежде всего, к смене ряда ключевых фигур, принимающих решения в области ИТ. На смену прежнему составу пришли более динамичные лидеры со свежими силами, новыми идеями. Появилась и новая структура, курирующая ИТ-рынок Министерство информационных технологий и связи. Перечисленные изменения определили положительную динамику развития ИТ в целом. Важная тенденция сегодняшнего дня создание внутриведомственных программ развития ИТ, связанных с Федеральными целевыми программами, в чем-то дополняющими их. Отрадно, что помимо общего понимания значимости ИТ, сегодня пришло и понимание значимости и авторитета самой фигуры государственного CIO, отвечающего за внедрение.
Оценивая влияние административной реформы в целом, скажу, что результаты реформы положительны, к управлению процессами пришли энергичные люди, которые уже не мыслят себя без использования современных ИТ-решений, началось активное финансирование новых государственных программ и проектов в области ИТ. Общество пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях кроются резервы, необходимые для превращения Россия из поставщика сырья в страну-поставщика высокотехнологических решений и продуктов. Уверен, что во многом положительные сдвиги наметились благодаря непосредственному вниманию к проблемам ИТ первых лиц государства.
Полный текст интервью
|
|