ИКТ одно из эффективных средств реформирования госуправления
Проблемы сегодняшних государственных
|
|
Зазеркалье ведомственной информатизации
Содержание:
ИКТ одно из эффективных средств реформирования госуправления Проблемы сегодняшних государственных Если Россия хочет занимать достойное положение на мировой арене, она должна совершить постиндустриальный прорыв, построив экономику, основанную на интеллектуальном потенциале и новых технологиях. Это очевидное утверждение. Самым существенным препятствием к этому на данный момент является не экономическое законодательство, а слабость политических институтов и неэффективность государственного аппарата. Одними из основных проблем современного госуправления в Российской Федерации являются:
ИКТ одно из эффективных средств реформирования госуправления Давайте задумаемся, что в этой ситуации реально может дать внедрение ИКТ в госуправлении. Скорость, которая увеличит собираемость взяток? Эффективность, когда с большей эффективностью будут нарушаться права граждан? Нет! ИКТ вносят в госуправление совершенно новые возможности, недостижимые в традиционных административных процессах. Это новые гарантированные возможности доступа к информации, регламентации, контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти (ОГВ). Причем, как со стороны уполномоченных госорганов, так и со стороны общества. Реализация этих возможностей является специфической именно для государственных информационных систем. В бизнесе они мало востребованы и это одна из причин, по которым нельзя переносить напрямую опыт корпоративной информатизации на ОГВ. Таким образом, одна из базисных задач архитектуры электронного государства (АЭГ) реализация этих возможностей. Проблемы сегодняшних государственных Сегодня государственные ведомства, каждое в силу своих возможностей, проводят активную информатизацию. При этом большинство из них преследуют исключительно внутриведомственные интересы, а не общегосударственные, и уж тем более не интересы общества. При этом практически остутствует согласование мероприятий по информатизации с ведомствами, уполномоченными координировать эти мероприятия и прорабатывающими общую их методологию. Отказ большинства госструктур от участия в формировании общих принципов информатизации в виде АЭГ (Архитектура электронного государства) и невостребованность разработанной методологии влекут огромные бюджетные потери и неэффективность мероприятий информатизации для страны в целом. Одной из самых основных проблем сегодняшних Причиной этого является как идеологическая безграмотность Государственная деятельность воспринимается как некий вид бизнеса, который имеет конкретные показатели эффективности и инвестиционные свойства. Деятельность государства сводится к оказанию услуг, при этом совершенно забывается Конституция РФ, которая предписывает ОГВ исполнение возложенных на них функций. В современных государственных информационных системах нет самого главного свойства, которое они обязаны иметь. Нет официальности, то есть Сегодня же сложилась практика закрепления любых технических систем нормативными актами в качестве официальных. Другой негативной практикой является понимание госслужащими под официальностью размещение информации на сайтах госведомств с подписью «Официально». При этом совершено не исключая возможности модификации любой информации ведомством в любое время в зависимости от его интересов. То, что происходит внутри ведомства совершенно отличается от его «лица», которое можно в любое время поменять. Другая проблема, которая не может не вызывать крайней обеспокоенности отсутствие технологической нейтральности государства. Повсеместно государственные информационные системы используют проприетарные продукты имеющие закрытые форматы, протоколы и интерфейсы. Это влечет:
Причины этого очевидны:
Хорошим примером могут быть расплодившиеся системы электронного документооборота, которые используют для хранения широко распространенный закрытый формат электронного документа - MS Word. Соответственно, на сайтах ведомств документы публикуются именно в этом формате, принуждая граждан и представителей хозяйствующих субъектов использовать совершенно определенный продукт для взаимодействия с государством. При этом, ввиду закрытости формата, ОГВ сами оказываются заложником политики этого производителя и испытывают большие проблемы при внутри- и межведомственном взаимодействии. Говоря о взаимодействии, необходимо отметить, что сегодня жестко укрепилась практика двухстороней интеграции информационных систем ОГВ. При этом инициатива должна исходить от обеих сторон. Но инициативы не достаточно. Двухсторонняя интеграция требует модификации нормативных, организационных и технических структур обеих сторон. В масштабах страны это колоссальные затраты и невозможность решения проблемы межведомственного феодализма. Альтернативой могут быть только открытые интерфейсы, форматы, протоколы. То есть государство должно стать технологически нейтральным. Только тогда он станет действительно открытым и эффективным.
|