|
|
Только открытое государство может быть электронным
Содержание:
Вопросы открытости Внедрение открытых стандартов в мире и в России "Электронная Москва" как пример применения открытых стандартов Для того, чтобы внедрение ИКТ в госуправлении было эффективным, необходимо особое внимание акцентировать на взаимодействии между органами госвласти. В этой связи важны стандарты информационного обмена. Только использование открытых независимых стандартов приведет к созданию работающего "электронного государства".
Внедрение информационных систем в госуправлении открывает новые возможности по планированию, выполнению и контролю административных процессов в различных ведомствах. С их помощью достигается ранее невозможная в традиционных административных процессах эффективность: гарантированный доступ к информации, средствам контроля и надзора за деятельностью органов власти как со стороны специальных надзорных организаций, так и со стороны гражданского общества, введение понятных и прозрачных регламентов административной работы со сроками исполнения существенно более короткими, чем при осуществлении "бумажных" процедур и т.д. Однако для того, чтобы все преимущества были использованы в полной мере, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, проведение активной информатизации различных государственных ведомств должно происходить не только с учетом внутриведомственных интересов. Необходимо обязательно учитывать требования к процессам информатизации, предъявляемые ведомствами, уполномоченными координировать эти мероприятия на общефедеральном уровне. Кроме того, значительную проблему составляет отсутствие технологической нейтральности государства и открытых, независимых стандартов информационного обмена, без которых все действия по информатизации страны в целом оказываются неэффективными и приводят только к значительным бюджетным потерям. Вопросы открытости В настоящее время сложилась практика закрепления нормативными актами любых технических систем в госорганах в качестве официальных. При этом технологическая нейтральность государства как таковая отсутствует. Государственные информационные системы почти всегда используют коммерческие продукты, имеющие закрытые форматы, протоколы и интерфейсы. Подобная практика влечет за собой ряд значительных трудностей и серьезных последствий для граждан и хозяйствующих субъектов:
Наглядной иллюстрацией технологической привязки государства к закрытым стандартам может служить повсеместное внедрение в практику работы органов власти систем электронного документооборота, использующих широко распространенный закрытый формат для хранения электронных документов. На сайтах многих министерств и ведомств все документы публикуются в основном только в этом формате – MSWord. Это по сути принуждает граждан и представителей бизнес-среды использовать совершенно определенный программный продукт компании Microsoft для взаимодействия с указанными госорганами. При этом из-за закрытости формата, властные структуры полностью зависят от политики производителя и испытывают серьезные трудности при внутри- и межведомственном взаимодействии. Еще одним аргументом в пользу открытых стандартов может служить следующий факт. В настоящее время взаимодействие и интеграция между ИТ-системами различных ведомств организовано по жесткой двухсторонней схеме. Такой способ интеграции в масштабах страны приводит к колоссальным затратам, поскольку попарное взаимодействие требует огромного количества интерфейсов: если имеется N систем, то число интерфейсов оказывается равным Nx(N-1). Например, работает 100 информационных систем, содержащих 300 информационных ресурсов. В этом случае число интерфейсов взаимодействия составит около 160000 (!). Попарная интеграция (схема реализации традиционного подхода) Источник: конференция «Электронная Москва 2003»1 Кроме большого числа интерфейсов, двухсторонняя интеграция требует модификации нормативных, организационных и технических уровней каждой из сторон. При этом во многих случаях требования интеграции могут быть взаимоисключающими как раз из-за привязки к определенным коммерческим решениям, которые зачастую несовместимы между собой. Реальной альтернативой могут быть только открытые стандарты, интерфейсы, форматы и протоколы. Кроме того, должна быть организована единая среда электронного взаимодействия, позволяющая использовать все преимущества открытых стандартов. В этом случае государство станет технологически нейтральным, действительно открытым и эффективным. В ходе строительства «электронных государств» как за рубежом, так и в России существует потребность государства описывать функциональные особености ИТ-систем и получать доступ к ним в стандартной технологически нейтральной форме. Определены условия, накладываемые на архитектуры информационных систем, с точки зрения их независимости от конкретных технологических решений и поставщиков.
|