|
|
|
Cтраницы: предыдущая 1 2 |
Еврокомиссией было проведено специальное исследование для оценки того, насколько сложившийся рынок госзакупок в Европе готов к введению правовой базы, направленной на обеспечение регулирования
Переход на электронные средства в области государственных закупок на национальном уровне чаще представляется как долгосрочная работа по модернизации правительства и административной практики. По мнению экспертов, представляющих страны ЕС, главным стимулом к электронизации служит желание достигнуть значительной экономии в этой области, поэтому основные усилия исходят от центрального государственного аппарата. Другие участники торгов (поставщики) в меньшей степени заинтересованы во введении этих механизмов.
А готов ли рынок?
Уровень детализации национальных стратегий различных стран ЕС в сфере развития
В начале 2006 года каждый член ЕС обязан трансформировать правила использования электронных средств в торговле в национальные законы. В то же время, в конце 2004 года ещё ни одна даже самая развитая страна не успела приблизиться к завершению этого процесса.
Странам ЕС потребуется осуществить серьезные преобразования в законодательной сфере. Цикл приобретения покрывает широкую область действий и правительствам стран ЕС, принимающим правила электронных закупок, придется учитывать законодательные акты, регулирующие защиту данных, электронный инвойсинг,
Директивы не ограничивают определение электронных закупок до определенной технологии или частного процесса, но выступают за открытое и технологически нейтральное определение, ставящее электронные средства наравне с традиционными бумажными. Транспозиция этих директив не требует создания единой стандартной среды разные приближенные построения могут сосуществовать в зависимости от нужд той или иной страны или покупателя.
Но перевод разработанных законов на язык рабочих терминов и технических спецификаций может создать трудности интерпретации. Результатом последних могут стать расходящиеся требования, применение несовместимых стандартов и использование различающихся терминологий, что грозит потерей взаимопонимания участников процесса.
Проблемы трансформации законодательства
Исследование большинства существующих электронных систем закупок показывает, что их соответствие национальным правовым и техническим нормам не является гарантом соответствия новому законодательному пакету ЕС. Стоит так же отметить, что
Статистика реализованных фаз
Фаза закупки |
Электронная система |
% |
Извещение/Рекламирование тендера |
33 |
92% |
Публикация тендерной документации |
17 |
47% |
Управление подтверждением тендеров |
9 |
25% |
Оценка тендеров |
3 |
8% |
Оформление |
8 |
22% |
Фактурирование (инвойсинг) |
1 |
3% |
Общее число систем |
36 |
100% |
Источник: Impact Assessment of an Action Plan on electronic public procurement, Ramboll Management 2004
Статистика указывает на то, что большая часть электронных систем находится на начальном уровне развития. Более того, извещение и рекламирование предлагаемых контрактов на национальном и общеевропейском уровнях зачастую находятся в слабой связи. Последнее приводит к дублированию усилий «внутрь» и «вне», а это, безусловно, обрекает покупателя на большие растраты и меньшую эффективность.
Что касается экономических сбережений от использования электронных закупок, то, несмотря на нехватку статистических данных, цифры, имеющиеся в распоряжении в целом схожи: обычно экономия на ценах составляет порядка десятков процентов, но иногда достигает и 50%, как в случае с Essex Marketplace
В заключении стоит отметить один из наиболее важных вопросов: является ли подобная законодательная «интервенция» законодательства правомерной с точки зрения руководства ЕС? Перевод системы госзакупок с бумажной на электронную сопряжен с большим количеством рисков. Это требует очень тщательной неспешной работы в этом направлении. Без утверждения единых норм для электронной торговли, процессы использования ИТ в этой сфере оборачиваются риском получить сильно фрагментированный и неэффективный рынок. Поэтому, в руководстве ЕС считают, что вышеуказанная «интервенция» является огромным шагом в деле превращения Европы в единый рыночный сектор хорошо отлаженный изнутри. При этом постепенность перехода на электронные системы закупок так или иначе в ближайшее время будет наблюдаться. И это связано прежде всего не только с техническими и правовыми аспектами проблемы, но и с некоторой «инертностью мышления» человека, привыкшего к традиционному «бумажному» бизнесу.
Кирилл Лебединский / CNews
Cтраницы: предыдущая 1 2 |