|
|
Европа неспешно переходит на
|
Cтраницы: 1 2 следующая |
Состояние мирового рынка электронных закупок в государственном секторе, охарактеризованное ранее как затянувшийся спад, в прошедшем 2005 году не претерпело
Отчеты стран, где в том или ином виде уже существует система конкурсных закупок, продолжают свидетельствовать об экономии бюджетных средств и сокращении времени, уходящего на каждую сделку. Однако, многие из имеющихся систем весьма далеки от совершенства, а большая их часть попросту находиться в зародышевом состоянии, представляя собой
Таким образом, госзакупки продолжают происходить классическим, привычным способом, а ИТ, и
Пошаговое приближение к цели
Практика отдельно взятых государств совершенно разнообразна. Так, система Comprasnet, обошедшаяся Бразильскому правительству в сумму около $7 млн., позволила сэкономить в первые два года до $1.5 млн. Практика существования этой системы показывает, что немаловажными для эффективного функционирования являются: необходимость правильного выбора платформы и интенсивное финансирование поддержки
Власти Финляндии для осуществления своих стратегий в области электронных закупок использовали модель из семи последовательных приближений, где каждому этапу соответствует определенный уровень плотности транзакций, как показано на следующей диаграмме.
Модель из семи последовательных приближений, используемая в Финляндии для осуществления стратегий в сфере электронных закупок
Источник: Правительство Финляндии, 2003 г.
Финская модель показывает возрастающую сложность каждого уровня развитости электронных закупок, начиная от предоставления информации по тендеру (шаг 1) к возможности реализации функции электронных заявок на участие и подтверждение сделок (шаг 5) и их административное исполнение (шаг 6). «Уровень 7» это не что иное, как полноценно реализованная система электронных закупок, обеспечивающая «сквозную» электронную автоматизацию всех нижестоящих уровней, а так же оптимальное участие и полномочия всех пользователей системы (поставщика и покупателя). Но построение полнофункциональной системы закупок не обязательно начинать с внедрения такой сложной системы, на первых этапах достаточно простого усовершенствования, в частности, введения
Европарламент формирует правовую базу
На основании опыта европейских государств, можно составить наглядную таблицу, где для каждой функции системы электронных закупок названа лучшая и альтернативная практика.
Системы электронных закупок:
Функция |
Лучшая практика |
Альтернативная |
Процесс объявления конкурса (тендеринг) |
Открытый тендер покупатель публикует в Интернете свои запросы общедоступно и бесплатно. Закрытый тендер покупатель делает предложение избранной группе поставщиков. |
Покупатель рассылает предложение и получает уведомления по электронной почте. |
Заказ у поставщика |
Покупатель передает заказ поставщику, используя открытые стандарты. |
Покупатель делает заказ непосредственно из каталога поставщика используя |
Оплата |
Электронными средствами, прямой перевод уведомление шлется электронным способом. |
То же, но уведомление идет почтой. |
Связь с поставщиком |
Безопасная электронная почта. |
Небезопасная электронная почта, факс. |
Просмотр каталогов поставщика |
Онлайн каталог. |
Получение каталога по электронной почте. |
Процесс внутреннего подтверждения. |
Автоматизирован. Электронная реализация. |
Должен быть документирован (реальное подтверждение). |
Получение инвойсов/уведомлений |
Все передается и подтверждается электронным способом |
Требуется реальное подтверждение при получении бумажных или электронных инвойсов. |
Доступ к |
Открытый |
Закрытый |
Источник: UNCTAD
Стремление повысить эффективность и развить в целом системы электронных закупок для государственных нужд в Европе привело к необходимости закрепить правовые основы в этой области на самом высоком уровне. Так, директивы ЕС по закупкам, утвержденные Европарламентом в 2004 году, до 31 января 2006 года должны трансформироваться в национальные законы в каждом из
Сам процесс внедрения директив и его последствия являются одним из наиболее ярких событий в сфере электронных закупок в государственном секторе за последнее время.
Законопроект призван, в частности, установить необходимые правовые гарантии на проведение процедур
Степень перехода на электронный тип
Кирилл Лебединский / CNews
Cтраницы: 1 2 следующая |