|
|
Обзор подготовлен при поддержке |
|
Электронные госзакупки: взрывной рост в России
В России в настоящее время активно идет процесс внедрения систем электронных госзакупок в повседневную практику работы. В 2004 году рост объемов госзакупок B2G составил 1500%. Государственные органы на местах все шире используют преимущества, создаваемые такими системами, однако, проблемы законодательства все еще существуют.
Одна из основных функций государственных органов власти – обеспечение потребностей муниципальных и федеральных предприятий в товарах и услугах. Для этого из бюджетов разных уровней выделяются значительные средства (до 6,5% от ВВП России в 2003 г.). Но реализация этих процедур по старинке – источник коррупции и злоупотреблений, а также неэффективного использования бюджетных средств.
Решением указанных проблем во всем мире считаются открытые и прозрачные конкурсные процедуры и перевод их в электронную форму. В нашей стране также стремятся найти эффективный способ осуществления закупок для госнужд: начиная с 1997 г. принят ряд законодательных актов, упорядочивающих и регламентирующих деятельность в этой сфере как федеральных, так и муниципальных структур; в некоторых регионах работают электронные системы торгов, в других – ведется их создание.
Электронные госзакупки в цифрах
В последние 5-7 лет в России наблюдается постоянный рост объемов закупок для госсектора: с 146 млрд. руб. в 1999 г., когда система только начала формироваться, до более чем 1200 млрд. руб. в 2004 г. (согласно данным МЭРТ и НАУЭТ).
Одной из форм проведения закупок для государственных нужд, призванной увеличить прозрачность сделок, упростить проведение торгов и обеспечить равные возможности для всех поставщиков, то есть внести элементы рыночной конкуренции в сферу госзаказа, - стали электронные торги.
Схема осуществления электронных госзакупок
Источник: МЭРТ РФ2
Одновременно с расширением сектора электронных госзакупок развивается электронная торговля. Более того, во многих случаях именно внедрение систем е-госзакупок стимулировало интерес к применению крупными и средними компаниями электронных способов продаж по направлениям B2C, B2B.
Объемы электронной торговли в России за последние пять лет, млн. $
Вид электронной торговли |
Годы |
Темпы роста, % |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
B2C |
218,3 |
317,5 |
480,4 |
662 |
138 |
B2B |
99 |
189 |
316,2 |
442 |
140 |
B2G |
– |
10,8 |
141 |
2130 |
1510 |
Итого: |
317 |
517 |
937 |
3233 |
345 |
Источник: НАУЭТ3
Особенно впечатляет более чем пятнадцатикратный рост электронных госзакупок (B2G). Он обусловлен, во-первых, активизацией работ в рамках ФЦП «Электронная Россия», связанных с развитием электронной торговли. Во-вторых, во многих регионах завершились проекты по созданию региональных систем е-госзакупок и, после проведения пробных торгов, они были запущены в промышленную эксплуатацию.
Одним из важных достоинств внедрения систем госзакупок является рост эффективности расходования бюджетных средств за счет конкурсного размещения заказов.
При этом существенный вклад в достигнутую экономию вносят именно системы электронных госзакупок. Так, в различных регионах с начала реализации проектов е-закупок средняя эффективность торгов составляла от 4,2% до 26,5%. Подобная экономия бюджетных средств достигается за счет нескольких факторов: экономии на издержках, связанных с оформлением конкурсной документации; понижения закупочных цен за счет информирования большого числа поставщиков и усиления конкуренции между ними; ускорения информационного обмена и использования электронного документооборота для осуществления ряда операций.
Коррупционную составляющую госзакупок сложно оценить в цифрах, но можно предположить, что с увеличением прозрачности процесса потенциальная взяткоемкость и коррупционность значительно сокращаются.
Также благодаря внедрению электронных систем увеличилась управляемость процедур, возросла эффективность контроля. Гораздо прозрачнее стали механизмы проведения торгов: при электронной реализации доступна вся информация о процессе, ходе продаж, результатах конкурсов и итоговые отчеты.
Постоянно растет число регионов-участников программы. Так, осенью 2002 г. стартовали 4 пилотных проекта, а к концу 2004 г. уже в 23-х субъектах Федерации внедрение проектов по е-закупкам находилось в различной стадии завершения.
Илья Кошелев / CNews
Валерий Храбров: Приоритетным направлением должно стать создание информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений
На вопросы CNews ответил Валерий Храбров, директор по развитию бизнеса, Россия и СНГ SAS Institute.
CNews: В последние годы объемы бюджетного финансирования ИТ-проектов федеральных органов государственной власти в целом ощутимо увеличились, но значительного роста эффективности использования ИТ в госструктурах не наблюдается. Каковы, по вашему мнению, основные недостатки существующих приоритетов в использовании информационных систем и ресурсов в российских органах государственной власти?
Валерий Храбров: Действительно, масштабы ИТ-проектов федеральных, как впрочем, и региональных, органов государственной власти значительно увеличились. Это было обусловлено реальными потребностями необходимо было, так сказать, заложить «информационную платформу» весь тот комплекс аппаратных и программных средств, необходимых для адекватного ввода, сбора, учета многообразной информации, необходимой для работы госорганов. Проблему же отсутствия отдачи от вложений в ИТ-проекты последнего времени можно объяснить тем, что зачастую продолжается «автоматизация по инерции». Можно, конечно, заменить 10 Mb локальную сеть на гигабитную, вместо Windows NT поставить на все ПК Windows XP, перевести все локальные базы данных из Access в Oracle и так далее. В то же время, очевидно, что важен не сам процесс, не средства реализации важен результат. Немного перефразируя одного из наших уважаемых министров: «нам нужны не сами системы, нам нужен результат». Здесь и кроется ответ на вопрос о необходимых приоритетах в использовании информационных систем и ресурсов в российских органах государственной власти. Можно, например, иметь в системе Пенсионного фонда данные о количестве пенсионеров, их распределении по регионам; в системе министерства здравоохранения и социального развития иметь данные о дополнительных льготниках, предоставляемых льготах; иметь в других системах все необходимые данные и при этом при проведении реформы по монетизации льгот не иметь основы для продуманного решения о размере компенсаций, распределения по бюджетам различных уровней и т.д. Иметь данные и не иметь возможности принять правильное решение вот в чем проблема текущего уровня информатизации государственных органов. Приоритетным направлением должно стать создание соответствующих информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия решений, того, что для ИТ-сообщества больше известно как Business Intelligence, бизнес-аналитика.
Полный текст интервью
1 По словам Антона Никольского, исполнительного директора «Национальной ассоциации участников электронной торговли» (НАУЭТ), доклад, прочитанный на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19-20 мая 2005 года.
2 Доклад Церена Церенова, руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ РФ на конференции «Среда электронного взаимодействия и международные стандарты информационного обмена», Москва, 21 июля, 2003 года
3 «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ), доклад исполнительного директора Антона Никольского на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19-20 мая 2005 года (подробнее см. здесь)
|
|