|
|
Барьеры на пустом месте
Одной из особенностей внедрения СЭД практически во всех органах государственной власти является то, что электронные системы дублируются бумажным документооборотом. Это существенно увеличивает затраты как на внутриведомственном, так и на межведомственном уровне, поскольку требуется не только доставка документов в бумажном виде, но и сверка содержания электронного документа с бумажным. Одной из причин дублирования электронного документооборота бумажным, безусловно, является отсутствие работающего механизма снабжения электронного документа цифровой подписью (ЭЦП). Только повсеместное введение механизма ЭЦП позволит приравнивать электронные документы к бумажным, то есть они получат статус документов. Для этого необходимо создание удостоверяющих центров ЭЦП и внесение изменений в действующее законодательство. Процесс тормозится, в основном, на федеральном уровне: пока отсутствуют корневые удостоверяющие центры, призванные обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и работу с населением и бизнесом в электронном виде. При этом внутри многих учреждений в настоящее время уже созданы и работают удостоверяющие центры, призванные обеспечивать локальный, внутриведомственный документооборот. Среди них можно отметить МЭРТ, ФТС, Центробанк и другие. Но постепенно ситуация в этой сфере начинает меняться. Так по словам Олега Бяхова, директора департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ: "До конца апреля 2005 года корневой удостоверяющий центр должен вступить в действие. Положение о лицензировании ЭЦП готово и внесено в правительство". И в ближайшее время должны появиться еще два официально зарегистрированных удостоверяющих центра. Другой серьезной проблемой является наличие так называемых Кроме того, как показывает практика, все более и более актуальным становится вопрос создания архива записей электронных документов. По мере движения в сторону все более и более широкого использования в органах государственной власти информационных технологий, хранение электронных документов представляет собой проблему, масштаб которой еще до конца не осознан в России. Создание электронного архива документов на базе СЭД Источник: РБК СОФТ1 Тем не менее, по данным компании РБК СОФТ, создание электронных архивов и внедрение их в работу государственных учреждений и компаний - одна из самых распространенных задач для систем электронного документооборота. При этом разрабатываемые решения можно разделить по уровню сложности, комплексности обработки документации. Решения начального уровня позволяют проводить регистрацию входящей, исходящей и внутренней корреспонденции, вести БД договоров и прочих корпоративных документов. Системы более высокого уровня, которые создаются РБК СОФТ на базе платформы Documentum, позволяют совмещать электронный архив с подсистемой автоматизации делопроизводства (прием и обработка заявок, контроль договоров, поручений, рабочих заданий и пр.), совместной работы над документами, управления проектами и всем жизненным циклом информации. Также компания уделяет особое внимание разработке и внедрению регламентов работы с документами, которые призваны упорядочить все стадии создания, изменения, хранения документов и доступа к ним. По некоторым оценкам, объем информации, которую государственные ведомства хранят в электронной форме, увеличивается на 50% ежегодно. "Проблема (хранения данных) очень серьезная, кстати, не только для госструктур, с ней сегодня сталкиваются все крупные организации, оперирующие большими объемами данных. Именно поэтому сегодня этот сектор рынка растет большими темпами, и эта тенденция будет сохраняться, по моему мнению, - отмечает Сергей Головин, заместитель генерального директора NVision Group по маркетингу. – Основная сложность заключается в том, что не все из потенциальных заказчиков, к сожалению, до конца понимают, что эту задачу сегодня уже нельзя решать только путем экстенсивного наращивания емкости хранения данных, что только разработка стратегии консолидированной системы хранения данных и ее реализация может оптимальным путем решить задачу и обеспечить спокойное будущее". Работа государственных ведомств традиционно основана на использовании документов, как основных единиц хранения информации и информационного обмена. При этом у госорганов существуют определенные правила по работе с документами и обязанности, связанные с их хранением. Эти требования устанавливаются законами и иными нормативными актами. Часто требуется хранить не только последние версии документов, но и все предыдущие редакции с информацией об их авторах и датах внесения изменений. Обязательства по срокам хранения могут достигать нескольких десятков лет. По мере постепенного перехода на электронные формы обеспечения работы государственных ведомств и реализации административных процедур, в том числе ЭАР’ов, возникнет задача применения аналогичных строгих правил в отношении электронных документов. Это направление получило название управление записями. Гарантированные сроки хранения информации на большинстве магнитных носителей непродолжительны, в том числе по сравнению с требованиями государства по хранению существенной части информации и документов. Кроме того, смена технологий в области аппаратного и программного обеспечения может привести к тому, что со временем ряд архивных данных невозможно будет прочитать с технической точки зрения. В связи с вышеизложенным, одна из проблем, которая требует серьезного рассмотрения, это проблема принятия государственных методик и рекомендаций в области управления электронными записями и архивами. В России сейчас находятся в разных стадиях осуществления проекты по созданию электронных архивов органов госвласти, учитывающие большинство из перечисленных требований к хранению и обработке данных. Наиболее завершенным является электронный архив открытого доступа президента РФ. Таким образом, для эффективного внедрения СЭД в практику работы органов власти необходимо решить вопросы дублирования бумажными архивами и бумажным документооборотом, а также проблему придания соответствующего статуса электронным документам. Большое значение уделяется формализации процедур в электронной форме и распространению принятых стандартов электронного обмена информацией, в том числе – электронных административных регламентов. Над последней задачей работают как в Минэкономразвития РФ, так и в Мининформсвязи РФ. От успеха этих процессов зависит «качество перехода» органов государственной власти на СЭД. 1 По материалам семинара "Решения по электронному документообороту", проведенного РБК СОФТ. Александр Чачава, Илья Кошелев / Cnews Analytics
|