|
|
Сайты федеральных ведомств: на пути к интерактивности и открытостиНа заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде в феврале 2006 года Президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача создания к 2010 году в стране электронного правительства. Реализация этого проекта включает в себя несколько направлений, одним из которых является размещение в интернете информации о деятельности государственных структур и предоставление гражданам страны услуг в режиме онлайн. Мировая практика позволяет предположить, что эти работы будут осуществляться в несколько этапов. На первом из них должны быть созданы сайты органов государственной власти, содержащие информацию об их деятельности. На втором — государственные ведомства начинают общаться с пользователями путем предоставления им несложных интерактивных сервисов (например, возможности отправить информационный запрос в режиме онлайн). На третьем этапе сайты госорганов переходят к предоставлению онлайн-услуг (например, оплаты штрафа, продления лицензии, внесения коммунальных платежей, подачи заявок на выдачу разрешений и т.п. через интернет), а на четвертом создается правительственный портал, предоставляющий полный комплекс услуг всех государственных ведомств в режиме «одного окна». CNews Analytics с октября 2004 года проводит ежегодное исследование сайтов органов государственной власти. Для проведения этого исследования была создана анкета и разработана система балльной оценки основных параметров интернет-представительств государственных ведомств. В конце 2004 года сайты находились на первом этапе своего создания, поэтому при формировании анкеты основной упор делался на полноту и оперативность размещения информации о деятельности ведомства в сети интернет. В процессе следующего исследования, проведенного в апреле 2005 года, в анкету были включены пункты, определяющие наличие на сайтах несложных интерактивных сервисов, таких как заполнение электронных информационных форм и запросов в режиме онлайн, организация интернет-приемной, наличие раздела с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п. Исследование конца 2005 потребовало внесения еще целого ряда дополнений в существующую анкету. Все большее значение при оценке качества интернет-представительств органов государственной власти стало уделяться удобству размещения и поиска необходимой информации (наличию карты сайта, расширенной поисковой системы и англоязычной версии и т.п.), а также интерактивным возможностям сайта (наличию форума, возможности голосования или анкетирования он-лайн, возможности подписки на рассылки и т.п.). Тогда же было принято решение оценивать сайты госорганов по двум параметрам: информативность как полнота предоставления информации о деятельности органа государственной власти и своевременность ее обновления, и интерактивность как возможность по предоставлению сервисов электронного взаимодействия «власть-общество». В процессе проведения последнего исследования в марте 2007 года было отмечено, что сайты многих государственных ведомств, предоставляя гражданам информацию о своей деятельности и предлагая возможности для общения в электронном виде, неохотно размещают данные о своих руководителях и сотрудниках, а также их контактную информацию. В результате общение с госструктурами по телефону или запись на личный прием к руководителю часто становятся крайне затруднительными. В связи с этим в исследование, проведенное в текущем, 2007 году кроме упоминавшихся ранее параметров информативность и интерактивность был включен показатель открытость, характеризующий доступность биографических данных и контактной информации руководителей и ключевых сотрудников органа государственной власти. Отстающих не выявлено В 2006 году все федеральные ведомства завершили создание собственных представительств в интернете. Таким образом, на реализацию постановления правительства № 98 от 12 февраля 2003 года потребовалось ровно 4 года. Очередное исследование представленности информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, регламентированной постановлением правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», было проведено CNews Analytics в марте 2007 года. Его результаты представляют интерес, в особенности в связи с возможностью оценки динамики и направлений совершенствования интернет-представительств госорганов за последние 4 года. В первую очередь, следует отметить, что на сегодняшний день все федеральные органы исполнительной власти имеют собственные интернет-представительства: у 95% это веб-сайты или порталы, а у 5% — веб-страницы. Представленность в интернете федеральных органов государственной власти декабрь 2005
март 2007
Закончили разработку собственных интернет-ресурсов Федеральная миграционная служба РФ, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ, Федеральное агентство по энергетике, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба охраны и Главное управление специальных программ Президента РФ. Таким образом, можно отметить, что для выполнения постановления правительства государственным ведомствам понадобилось 4 года (февраль 2003 — март 2007 года). При этом в октябре 2004 года, то есть через 1,5 года после выхода постановления правительства № 98, сайты или интернет-страницы имели 65% ведомств (из них 50% — сайты, 15% — страницы), в апреле 2005 года уже 91% ведомств (из них 71% — сайты и 20% — веб-страницы), в декабре 2005 года — 93% ведомств (из них 85% — сайты, 8% — веб-страницы). Эти данные позволяют утверждать, что вместе с созданием интернет-представительств шел процесс их технологического совершенствования: на смену созданным «на скорую руку» малофункциональным страницам постепенно приходили полноправные интернет-ресурсы, способные, при желании своих создателей, предоставить пользователям не только актуальную и подробную информацию, но и множество полезных и удобных сервисов. Этапы создания интернет-представительств федеральных органов государственной власти К сожалению, принятие ожидаемого всеми закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в 2006 году не состоялось — многие его положения вызвали возражения со стороны депутатов Государственной Думы ФС РФ, и он был отправлен на доработку. Его альтернативный вариант был представлен правительством Российской Федерации только в январе 2007 г. В отсутствие этого закона пожелание о развитии не только информационной, но и интерактивной составляющей сайтов органов государственной власти может показаться преждевременным. Однако результаты исследования показывают, что информационная составляющая интернет-ресурсов большинства ведомств достигла достаточно приемлемого уровня, в то время как интерактивная составляющая по-прежнему находится на ранней стадии развития. Рудычева Наталья / CNews |