|
|
Ведомства не торопятся стать интерактивнымиУровень интерактивности сайтов государственных органов власти федерального уровня по-прежнему остается невысоким. Лучшее значение этого показателя не превышает 78%, а средний показатель по всем ведомствам составляет 25% от максимально возможного. Процесс внедрения интерактивных сервисов на интернет-ресурсах ведомств осуществляется крайне медленно и неохотно. Оценка интерактивности сайтов федеральных органов государственной власти впервые была проведена CNews Analytics в декабре 2005 года в связи с рассмотрением Государственной Думой ФС РФ проекта закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», необходимость принятия которого была обозначена в послании президента России Федеральному собранию от 25 апреля 2005 г. Планировалось, что данный закон — «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов….» — будет не только определять подробный список информации, которая должна размещаться и регулярно обновляться на сайтах федеральных органов государственной власти, но также вменять в обязанность соответствующих служб вести постоянную работу с обращениями граждан, в частности выделить адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети интернет. Положения закона вызвали многочисленные нарекания со стороны депутатов Государственной Думы ФС РФ, в связи с чем он был отправлен на доработку. Повторное рассмотрение закона, возможно, состоится в текущем 2007 году. На наш взгляд, представляет интерес информация о том, как развивалась интерактивность сайтов федеральных ведомств в последние 2-3 года, и к какому результату удалось прийти к настоящему моменту. Максимально возможное значение показателя интерактивности составляет 7,3 балла. Поскольку в процессе исследования этого значения не набрал ни один информационный ресурс (максимальный показатель 5,7 балла у сайта Министерства промышленности и энергетики России), было решено принять за удовлетворительное значение, превышающее 3,6 балла, за среднее — от 3 до 3,6 балла, ниже среднего 0,2-2,8 балла. Исследование, проведенное в марте 2007 года, показало, что количество сайтов, имеющих удовлетворительный уровень интерактивности, за последние 3 года увеличилось и достигло 10% (против 4% в октябре 2004 и декабре 2005 года). 7% интернет-ресурсов имеет средний уровень интерактивности — этот показатель незначительно меняется со временем. С 11% до 5% в течение 2006 года снизилось количество сайтов, на которых интерактивные сервисы полностью отсутствуют. Но результаты и 2004, и 2005, и 2006 годов показывают, что большая часть государственных интернет ресурсов неизменно имеет чрезвычайно низкий уровень интерактивности. Уровень представленности интерактивных сервисов на сайтах федеральных органов государственной власти Наличие многофункциональной поисковой системы является необходимым атрибутом современного информационного ресурса. Такая система значительно облегчает доступ к информации на сайте, позволяет посетителям быть в курсе не только последних событий, но и просматривать архивы, находить необходимые документы и сведения, т.е. превращает электронную страничку в полноценный источник информации. Результаты исследования начала 2007 года показали, что на 38% сайтов федеральных органов исполнительной власти размещена простейшая поисковая система (это значение практически не изменилось по сравнению с данными, полученными в декабре 2005 года), 48% интернет-представительств предоставляют возможность расширенного поиска информации (против 42% в декабре 2005 года), а на 14% сайтов поисковая система отсутствует (22% в декабре 2005 года). Наличие поисковой системы декабрь 2005
март 2007
Немаловажным элементом интерактивности сайта является наличие на нем раздела «Часто задаваемые вопросы» (FAQ), свидетельствующего о том, что данное ведомство действительно уделяет серьезное внимание электронному взаимодействию с гражданами, анализирует и отвечает на поступающие от них вопросы. Данный раздел отсутствует на 62% информационных ресурсов государственных ведомств (в декабре 2005 года эта цифра равнялась 70%), существует и регулярно обновляется на 16% сайтов (в декабре 2005 года на 22%) и существует, но редко обновляется на 22% сайтов (в декабре 2005 года на 8%). Судя по имеющимся данным, актуальность FAQ для ведомств не очень велика, поэтому они не спешат с созданием этого раздела на сайте, и не стремятся обновлять уже существующие «часто задаваемые вопросы». Наличие раздела «часто задаваемые вопросы» (FAQ) декабрь 2005
март 2007
Еще одним способом взаимодействия с гражданами, возможностью оперативно получить обратную связь является создание тематических форумов на сайтах органов государственной власти. В марте 2007 года такие форумы были обнаружены на 20% интернет-представительств (что на 6% больше показателя декабря 2005 года). Не все форумы являются активно действующими, однако их наличие позволяет надеяться, что со временем, когда практика обсуждения государственных проблем станет более популярной, такой способ выражения мнения займет достойное место на интернет-представительствах и иных интернет-ресурсах ведомств. Наличие тематического форума на сайте декабрь 2005
март 2007
На 20% сайтов существует возможность проведения голосования и анкетирования в режиме on-line. За прошедший год число ведомств, предоставляющих такой сервис, увеличилось на 6%. Возможность голосования и анкетирования on-line декабрь 2005
март 2007
Одним из показателей интерактивности является возможность отправки пользователями сообщений с сайта, которая уже не первый год предусмотрена чуть более чем половиной интернет-представительств органов государственной власти федерального уровня. Возможность отправки сообщений с сайта декабрь 2005
март 2007
Также практически неизменным остается количество сайтов, предоставляющих возможность подписки на рассылку обновлений — 28% в декабре 2005 года и 30% в марте 2007 года. Возможность подписки на рассылку обновлений сайта декабрь 2005
март 2007
На 4% по сравнению с декабрем 2005 года увеличилось количество интернет-ресурсов, предоставляющих возможность регистрации и получения расширенных сервисов — в марте 2007 года таких сайтов было уже 25% от общего числа. Возможность регистрации и получения расширенных сервисов декабрь 2005
март 2007
Возможность отправлять электронные формы вместо бумажных носителей декабрь 2005
март 2007
Одной из важнейших опций, характеризующей интерактивность сайтов, является возможность отправлять электронные формы вместо бумажных носителей. Ее наличие на интернет-представительствах органов государственной власти значительно упрощает взаимодействие между властью и гражданами и способствует уменьшению сроков рассмотрения документов и заявлений. К настоящему времени такую возможность предоставляет лишь 15% электронных представительств ведомств, но тот факт, что число таких сервисов значительно увеличилось по сравнению с декабрем 2005 года (тогда такую возможность предоставляли лишь 4% сайтов) вселяет некоторый оптимизм. Рудычева Наталья / CNews |